БЕЗОПАСНОСТЬ, КОТОРАЯ НАПРЯГАЕТ
БЕЗОПАСНОСТЬ, КОТОРАЯ НАПРЯГАЕТ
Во время последней встречи В.Путина и Дж.Буша в Сочи главы двух стран так и не смогли прийти к согласию по вопросу американской противоракетной обороны. Очевидно, что окончательное решение проблемы перейдет к новому руководству России и США. Как бы то ни было, первая ракета системы американской ПРО в Европе может быть поставлена на боевое дежурство уже через три года, а полномасштабное развертывание всех десяти, как ожидается, будет завершено к 2013 году. При этом мало кто сомневается, что Штаты ограничатся изначально заявленным арсеналом. В этой связи особо обращает на себя внимание активность одного из трех участников проекта — Польши. В качестве условия присутствия американских противоракетных сил на польской территории Варшава потребовала от своего атлантического союзника модернизировать ее национальные ПВО. Причем американская сторона охотно согласилась на условие поляков. По итогам польско-американских переговоров премьер-министр Д.Туск поспешил заверить общественность, что обоюдное намерение партнеров направлено на сотрудничество во всех сферах безопасности, включая противоракетный щит. Формально обновление польских ПВО силами Пентагона пройдет по отдельной расходной статье. Но фактически и это оружие будет направлено на те же потенциальные цели, что и американское. Примечательно, что поляки официально признали возможные негативные последствия размещения в их стране американской ПРО, но все равно идут на риск. Тем самым подтверждая правоту аргументации российской стороны, которая сводится к тому, что развертывание системы отнюдь не способствует укреплению европейской безопасности. Скорее, напротив, — ослабляет ее. Между тем на фоне отсутствия платформы для американо-российского компромисса эксперты прогнозируют возрождение блокового противостояния в духе «холодной войны». По мнению авторитетного американского политолога Стивена Коэна, двусторонние отношения сейчас «необыкновенно напряженные» и глубина дальнейшего обострения обстановки зависит не столько от Москвы, сколько от Вашингтона, который проводит одностороннюю политику, начисто игнорируя суверенные интересы ведущего регионального игрока — России. Поведение американской правящей элиты кажется весьма странным. Ведь на сегодняшний день США находятся в состоянии беспрецедентно серьезного перенапряжения своих сил. Они ведут сложную войну в Ираке, вероятно, готовятся к аналогичной кампании против Ирана. Входить в этой ситуации в конфронтацию еще и с Россией с их стороны было бы верхом неблагоразумия. Но все развивается именно по такому, нежелательному для нас, сценарию. Активное продвижение идеи создания американской противовоздушной обороны в Европе является первым доказательством того, что Вашингтон не намерен отказываться от своих планов. Кроме того, именно сегодня Запад значительно активизировался в вопросе расширения НАТО на Восток. Альянс изначально создавался как военная организация для противостояния Советскому Союзу, и никакие реформы не скроют его военной составляющей. Причем речь уже не идет об установлении контроля только лишь над европейскими странами бывшего Варшавского блока, как это было ранее. США вплотную занялись государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией. Показательным в этом случае является ситуация с Украиной, где муссируются вопросы проведения референдума по вступлению государства в Североатлантический альянс, а также организации повторной попытки натовских учений в Крыму. Радикальность американской администрации можно было бы списать на воинственность действующей команды Дж.Буша. Но программы кандидатов в президенты США от обеих партий по освещенным вопросам практически одинаковы. Единственное различие в том, что демократы более прижимисты в финансовых расходах. В том же русле протекает и политика американских конгрессменов. С проволочками, но деньги выделяются и на создание ПРО, и на военные интервенции. К тому же следует заметить, что в отличие от республиканцев, занимающихся преимущественно Ближним Востоком, европейское направление считается более близким для демократов. А именно их кандидата прочат в победители на предстоящих в конце этого года президентских выборах. Важно обратить внимание на факт естественного роста российского экономического присутствия в Европе. Опасения США по этому поводу непременно усилят желание Вашингтона воспрепятствовать развитию российско-европейского сотрудничества и восстановить некое подобие «железного занавеса». Единственное, что пока сдерживает Вашингтон от более импульсивных шагов, — это необходимость взаимодействия с Москвой в вопросах иранского атома и северокорейского ядерного оружия. Таким образом, США последовательно внедряют очевидно деструктивную практику, создавая напряженность там, где для этого нет никакой реальной подоплеки. При этом Вашингтон игнорирует мнение не только вовлеченных в процесс правящих элит, но и населения. Так, согласно исследованию, проведенному Национальным институтом Чехии по вопросу установления элементов американской системы противоракетной обороны в Европе, порядка 70% чешских граждан высказались против данной перспективы. Аналогичные показатели наблюдаются и по Польше. В отличие от проамериканских правительств Польши и Чехии, в «старой» Европе инициативы Вашингтона не вызывают восторга. Однако Евросоюз не может воспрепятствовать этим процессам, так как все решения в области обороны государства ЕС принимают самостоятельно, хотя Брюссель признает абсурдность ситуации — ведь у европейских стран общая внешняя политика, единые экономические законы. Соответственно, политика безопасности тоже должна быть унифицирована и действовать в интересах Европы, а не заокеанского конкурента. Еще недавно могло показаться, что Объединенная Европа достаточно суверенна, чтобы противостоять американским интригам. Но действительность указывает на обратное. Поэтому сегодня многое зависит от способности российского руководства найти неординарные дипломатические решения, которые вынудят США если не отказаться от своих воинствующих планов, то, по крайней мере, ограничиться в их развитии. Глеб ВОЛКОВ |
|