21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
(Окончание. Начало в №17) Что означает требование деидеологизации? Идеология — это система идей, ценностей и ценностных ориентаций, в которых находят
 
 
 

РАССУДКУ ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ

26.08.2009 10:10 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

РАССУДКУ ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ
(Окончание. Начало в №17)
Что означает требование деидеологизации? Идеология — это система идей, ценностей и ценностных ориентаций, в которых находят свое отражение фундаментальные, стратегические интересы нации. Или, по метафорическому определению А.Г.Лукашенко, это иммунная система государства. А если так, то можно ли иначе, чем идеологическим СПИДом, квалифицировать предложенную конференцией «интернационализацию»? И его вирус уже внедряется. В разработанном министерством образовательном стандарте блок социально-гуманитарных дисциплин оскоплен так, что есть все основания говорить о полном разрушении системы социально-гуманитарного образования, а следовательно, и о разрушении системы идеологического воспитания, ибо идеологическое воспитание как раз и осуществляется в ходе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Не в особом курсе государственной идеологии — это чисто чиновничье решение проблемы, а именно в ходе преподавания всего цикла социально-гуманитарных дисциплин. Те, кто инициировал реформу образования в Беларуси, прекрасно это понимали, предлагая в целях деидеологизации образовательного процесса перенести эти учебные предметы в программу среднего образования или сделать их факультативными. Навязываемый министерством стандарт слепо следует именно этой рекомендации. Все предметы социально-гуманитарного блока причесаны под одну гребенку, на все отведено одинаковое количество часов. Объем изучаемого материала, сложность курса — все это разработчиков стандарта совершенно не интересует. Одержимы они лишь одной заботой: всем сестрам раздать по серьгам. Но даже из этого урезанного числа часов свыше трети отведено на самостоятельную работу студентов. При этом никаких учебных часов на ее контроль не предусмотрено. Тем самым эта так называемая самостоятельная работа на поверку оборачивается чистейшей «липой». И вообще, что за новация — самостоятельная работа студентов? Следует ли понимать это таким образом, что до сих пор студент работал только на лекциях и семинарских занятиях и совершенно не работал над учебным материалом самостоятельно? Или что отныне студент должен самостоятельно работать лишь столько времени, сколько ему отведено министерским стандартом? Воля ваша, но человек с нормально организованной психикой не в состоянии осилить всю глубину этой новации. Если мы не хотим лгать себе и обществу, нужно признать: внедряемый министерством образовательный стандарт фактически переводит весь учебный процесс на полузаочную форму обучения. Ссылаются на необходимость экономии бюджетных средств. Экономить, конечно, нужно. Но экономия лишь тогда экономия, когда она не в ущерб делу. Экономия в ущерб делу — это не экономия, а расточительство. И это в лучшем случае, в худшем — вредительство. И потом: есть иной резерв экономии — прекратить бессмысленные эксперименты, пожирающие львиную долю средств, выделяемых государством на образование. Еще один резерв, и немалый, — сокращение административного аппарата на всех уровнях системы образования. За последние годы он раздут неимоверно. И без всякой на то надобности. Не худо было бы также провести инвентаризацию спецкурсов, вводимых вузами. Зачастую они только дискредитируют науку. Вроде мутанта «Философия образования», читаемого для аспирантов в МГЛУ.
В интервью газете «Советская Белоруссия» заместитель премьер-министра А.Н.Косинец сказал, что нам нужен такой тип образования, который ориентировал бы студента «на проблемные ситуации, возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом». Думаю, что с такой постановкой вопроса согласится любой профессиональный педагог, будь он учитель средней школы или профессор вуза. Однако вся беда в том, что образовательный стандарт, который внедрен у нас, находится в неразрешимом противоречии со стратегической задачей, которая озвучена уважаемым вице-премьером. Для того, чтобы система образования соответствовала этой задаче, она должна формировать человека глубоко и всесторонне образованного, владеющего навыками самостоятельного, а потому и творческого мышления. Именно на это и ориентирована классическая система образования, в том числе и высшего, которая была воссоздана в СССР. Первые два с половиной года шла общеобразовательная подготовка, последующие два с половиной года проводилась углубленная специализация. В итоге человек выходил из вуза образованным специалистом, сочетавшим в себе высокую общую культуру с основательным знанием своей специальности. Имея солидную общеобразовательную подготовку, такой человек при необходимости легко мог переквалифицироваться. Полной противоположностью классической системе образования является американо-канадская, которую мы по-обезьяньи скопировали. Она узкопрагматична, ориентирована на подготовку не профессионалов, а роботов разных специальностей. А еще точнее — манипуляторов, способных выполнять одну-единственную производственную операцию.
Советская классическая школа вела жесткую и бескомпромиссную борьбу с зубрежкой. Она требовала, чтобы до любой истины обучаемый доходил процессом собственной мысли. Тем самым она, во-первых, развивала мыслительные способности обучающегося, во-вторых, формировала личность, т.е. человека, способного осознанно принимать решения в тех или иных ситуациях, в которые его будет ставить жизнь. Американо-канадская система с ее ориентацией на тестирование, напротив, блокирует самостоятельную работу мысли. Обучаемый должен бездумно принимать на веру то, что написано в учебнике или внушает учитель. В итоге даже потенциального гения она превращает в дебила, человека-робота, живущего и действующего по вложенной в него программе. Не случайно система тестирования, разработанная в США первоначально для армии, затем была перенесена в образовательный процесс. Очень уж эффективной оказалась для превращения живого человека в бездумный и бездушный автомат. Тип образования, который мы некритически внедряем, кроме всего прочего, нарушает таким образом фундаментальное право человека — право оставаться человеком, а не быть роботом, автоматом, манипулятором.
Образовательный процесс подчинен двум критериям, каковыми являются уровень образования и качество образования. Первый формирует систему образования, второй — нормы оценки качества знаний. В соответствии с первым критерием система образования структурируется на низшую (начальную), среднюю и высшую школу. В соответствии со вторым критерием оценка знаний градируется на неудовлетворительную, удовлетворительную, хорошую и отличную. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: указанные критерии не с потолка взяты, а продиктованы внутренней логикой самого образовательного процесса. На них покоилась и старая русская, и советская образовательные системы. Взамен нам предложена система, лишенная какой бы то ни было логики. Думаю, что во всех этих гимназиях, колледжах, лицеях, на которые структурирована средняя школа, сам отец преисподней сломит ногу. Или кто может членораздельно сказать, в чем артезианская глубина двухуровневой системы высшего образования? Если следовать методологии науки, а не требованиям политической конъюнктуры, то следует признать, что никаких единых образовательных стандартов не существует и существовать не может. Любая уважающая себя страна выстраивает свою образовательную систему в соответствии со сложившимися условиями и национально-государственными интересами. Не является таковым и болонский стандарт. Для человека, хоть сколько-нибудь знакомого с существом дела, совершенно очевидно, что этот так называемый «единый общеевропейский стандарт» по существу является стандартом американским. О его достоинствах можно судить хотя бы по Дж. Бушу, путающему Словению со Словакией, Австралию с Австрией и до сих пор убежденного в том, что Венеция — это имя любовницы бывшего итальянского премьера Романо Проди.
И в заключение. Необходимо прекратить инсинуации на ту тему, что есть-де чиновники-новаторы, денно и нощно бдящие о том, чтобы не отстать от требований жизни, и есть ретрограды-преподаватели, не желающие расставаться со своими пожелтевшими конспектами. Четверть века я возглавлял кафедру. Не было у меня таких преподавателей. Если у кого-то есть личный опыт работы по пожелтевшим конспектам, то пусть это и остается его личным делом. Предаваться экстраполяции — значит, нарушать не только законы логики, но и правила приличия. Прошу прощения за резкость. Но никому не дано право оскорблять Учителя, подозревая его то в хронической коррумпированности, то во врожденном консерватизме.
Нам, философам, было вменено в свое время в вину, что мы не сумели «дать научно обоснованный прогноз глобальных социокультурных трансформаций, произошедших в мире на исходе ХХ столетия». Это не совсем так. Были и в советское время философы, которые даже в условиях партийного диктата сохраняли свободу мысли. Они видели грозящую стране катастрофу и предупреждали о ней. Но кто их слушал! В фаворе были и остаются любомудры иного психического склада и иных нравственных принципов. Чиновник ведь убежден, что он знает все. И знает лучше любого профессора и академика. Голос ученого-обществоведа, по его чиновничьему разумению, должен быть всего лишь эхом того, что он сам вещает с высоты своего властного насеста.
Мне уже приходилось об этом писать и считаю нелишним повторить: если навязанная Министерством образования система утвердится, мы в самом недалеком будущем будем иметь не белорусскую нацию, а популяцию дегенератов. Чтобы сделать такой прогноз, право же, не нужно быть ни Кассандрой, ни Нострадамусом, ни даже уличной цыганкой.
Валентин АКУЛОВ

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика