Московская железная дорога помогала ковать победуСо дня Великой Победы прошло уже 63 года. Принято считать, что победа ковалась на фронте и военных заводах. В колхозах и на шахтах. Есть ветераны войны и труженики тыла. Это правда. Но не вся. Были люди, которые связывали фронт и тыл. Железнодорожники.
Составы под бомбами
Великая Отечественная началась для железной дороги с первых часов после нападения врага. 22 июня на фронт пошли первые воинские эшелоны. В этот день на белорусском вокзале прозвучала песня «Вставай, страна огромная!». А 24 июня 1941 года с 18.00 начал действовать особенный воинский график прохождения поездов.
- Эшелоны должны проходить в сутки не менее 500 - 600 километров! - такую задачу поставили перед диспетчерами Московской железной дороги. Это была фантастическая, невиданная тогда нигде в мире скорость. Ведь паровозам через каждые 40 - 60 километров требовалась чистка топки и набор воды. Через 100 - 120 километров - набор топлива.
- Уже с 1 июля 1941 года Московская железная дорога стала работать по ночам... в полной темноте. Светомаскировка! На 80 станциях Москвы и Подмосковья не было никакого освещения, и сигналы подавались только звуком. При налетах вражеской авиации с рабочего места никто не уходил! А ведь фашисты - чтобы видеть, куда бросать бомбы, - специально сбрасывали на парашютах осветительные ракеты... А еще они норовили разбомбить мост и станцию именно в тот момент, когда там был поезд, - пытались «накрыть» сразу две цели. Но московские железнодорожники быстро разгадали эту тактику. Мосты старались проскакивать на максимальной скорости. А со станций каждую ночь поезда выводили на перегоны, где было безопаснее.
Железнодорожники помогли выиграть битву под Москвой
Первая же победа, которую одержала Красная армия, стала результатом настоящего подвига железнодорожников! Битва под Москвой. Тогда, поздней осенью 1941-го, возле столицы резко наращивалось группировка советских войск. 80% перевозок солдат и военной техники в сторону Москвы выполнили именно железнодорожники. Они же вывезли оборудование более 500 крупнейших предприятий, НИИ и 2,5 миллиона человек. Нагрузки на людей, технику и рельсы были колоссальными. Ведь уже к октябрю 1941 года из 11 направлений, соединяющих Москву со страной, осталось только четыре! И по этим четырем артериям всего за две недели с Дальнего Востока, Средней Азии и Сибири было переброшено в Подмосковье восемь дивизий, в том числе одна танковая. А ведь на переброску одной дивизии требовалось от 20 до 40 составов! Целые «пачки» поездов по 15 - 20 составов шли друг за другом, ночами.
Спас поезд, выпустив пар
- В 1941 году немцы подошли к Сходне, - рассказывает 89-летний Михаил Мосолов, проработавший на МОЖД много десятков лет. Мы водили составы с военной техникой и боеприпасами, и разгружаться приходилось в районе Химок. Порою - под бомбежкой!
Подвожу состав к станции Братцево, снижаю скорость,- вспоминает Михаил Герасимович. Вдруг немец с самолета бросает осветительную ракету. Вокзал, конечно, как на ладони. Бомба падает, и на моих глазах, прямо перед паровозом, здание рушится! Я останавливаюсь. Из бомбоубежища выходит дежурная по станции. Вся белая, и руки трясутся. Пронесло. А нам дальше ехать нужно...
Михаил Мосолов очень хотел на фронт. Он обкатывал бронепоезда, надеясь, что с ними и отправится воевать. Но машинистов с МОЖД не отпускали - бронь! Работа железнодорожников, впрочем, мало чем отличалась от армейских будней. В 1943 году со станции Лосиноостровской Мосолов вел состав с бронетехникой под Белгород. Прибыли, начали разгружаться. Вдруг - налет авиации! Три самолета с крестами снижаются... Что делать?! И тут Мосолов открывает кран для промывания котла! Белый пар буквально окутывает поезд. Немцы бомбят вслепую, взрывы раздаются в 100 - 200 метрах! Отбомбившись, самолеты улетают, а к паровозу подбегает командир эшелона, полковник.
- Кто машинист? Ты пар выпустил?
- Я...
- Молодец, спас нас всех!
Полковник переписал фамилии всей бригады - от кочегара до машиниста. А скоро Мосолова вызвали в МПС и наградили знаком «Почетный железнодорожник».
Такие подвиги работники МОЖД совершали ежедневно. Однажды дежурную по станции ранило при бомбежке, но она даже не ушла с работы.
- Мы не думали, что совершаем подвиг. Наоборот, хотели с дороги на фронт, воевать! Но и здесь, на Московской Окружной, была настоящая война. И мы по-своему воевали, делали, что могли, - пояснил Михаил Мосолов.
Был ранен, но состав не бросил
Московские железнодорожники очень помогли войскам и в Сталинградской битве. В 1942 году под Москвой были сформированы колонны паровозов особого резерва - для быстрой переброски войск под Сталинград. Немцы знали об этом и бомбили мосты и станции ежедневно. Каждый рейс был подвигом, ведь воинские поезда первое время шли без всякого прикрытия. Рельсы исключали маневрирование в сторону, оставалось маневрировать только по оси движения - замедляя или ускоряя бег поезда. Настоящим мастером неравных поединков стал машинист Покусай со станции Ожерелье. Однажды, когда Покусай вел состав с тяжелыми танками, его буквально «обложили» бомбардировщики. Уходя от прицельного бомбового удара, машинист то притормаживал, то развивал предельную скорость. Только на пятой (!) атаке немцам удалось попасть бомбой в голову эшелона. Взрыв, пламя! Были повреждены котел паровоза и тендерный бак, а сам Покусай - тяжело ранен. Но судьба хранила этот поезд! Сгустились сумерки. Состав удалось укрыть в выемке пути. Пробоины забили заглушками и раненый машинист каким-то чудом привел состав в город на Волге. Семь осколков извлекли хирурги из кровоточащего тела машиниста.
А сколько было трудовых подвигов... Московские железнодорожники работали без сна по двое-трое суток. Водя составы к фронту, неделями не бывали дома, спали в теплушках, питаясь только хлебом и кипятком. Это не тот героизм, о котором пишут поэты. Но - самый настоящий. Без него бы не отстояли Москву и не победили под Сталинградом, Курском и Берлином. Давайте всегда помнить об этих скромных героях. Героях в железнодорожной форме.
Михаилу Мосолову - 89, но он отлично помнит те героические годы.
С НАСТУПАЮЩИМ!
Победителей поздравят с оркестром
8 и 9 мая МЖД будет чествовать ветеранов. Накануне праздника начальник дороги Владимир СТАРОСТЕНКО отметил:
- Каждый ветеран в эти дни должен ощутить наши тепло и заботу! Пусть люди почувствуют нашу безмерную благодарность за их труд и воинский подвиг.
Ветеранов будут поздравлять на каждом предприятии, а к тем, кто не может прийти, - придут домой. Из Москвы на дальние станции отправится вагон с артистами. Они будут давать концерты прямо на перронах! Причем прийти, послушать хорошую музыку и песни смогут не только заслуженные железнодорожники, но и другие ветераны.
БЛАГОЕ ДЕЛО
О ветеранах помнят и заботятся
На Московской железной дороге помощь ветеранам - давняя и добрая традиция.
МЖД оказывает поддержку почти четырем тысячам своих ветеранов - участников Великой Отечественной войны. Дорога гордится тружениками, имеющими отраслевые и государственные награды - их около 21 тысячи. 2008 работников имеют звание «Почетный железнодорожник», 10 - Героев Социалистического Труда, 2 - кавалеры 3 орденов боевой Славы, 2 - кавалеры 3 орденов Трудовой славы, 78 - заслуженные работники транспорта.
В 2007 году ежемесячную материальную помощь получили 51 697 человек.
15 219 пенсионеров получают отраслевую пенсию из фонда «Благосостояние», 1729 «Почетных железнодорожников» получают ежемесячно материальную помощь.
С 2002 года действует положение о присвоении заслуженным ветеранам звания «Почетный ветеран Московской железной дороги». В прошлом году 216 таких ветеранов получили дополнительную помощь на сумму 2 млн. 370 тыс. рублей.
Ветераны не остаются в долгу! На предприятиях МЖД регулярно проводится учеба: старейшие специалисты дороги выступают перед молодежью и передают практический опыт работы, который на железной дороге важнее всякой теории.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Машинисты водили составы под бомбежкой и артобстрелом прямо на фронт |
|