Квартет надеждыВ минувшие выходные 198 гонщиков из 22 команд стартовали в первой супермногодневке сезона — «Джиро д’Италия». Впервые в число участников престижного Гранд-Тура попали сразу четверо белорусов — свежеиспеченный чемпион мира на треке Василий Кириенко, совсем недавно выигравший профессиональную многодневку высшей категории «Тур Джорджии» Константин Сивцов, а также успевшие подтвердить реноме сильных спринтеров Александр Усов и Евгений Гутарович. Общая протяженность нынешнего трехнедельного веломарафона составляет 3423,8 км. Причем это будет действительно тур по всему Апеннинскому полуострову. Пелетон исколесит его в прямом смысле и вдоль, и поперек. Если в прошлом году маршрут начинался на острове Сардиния, то в этом первые три этапа состоялись на самом юге страны — на Сицилии, куда национальная многодневка не заезжала долгих 20 лет. Заключительная же гонка пройдет на севере Апеннинского полуострова — в Милане. «РАЗДЕЛКИ» Еще одно отличие стартовавшей «Джиро» — обилие «разделок». Первую из них, командную, спортсмены уже одолели в субботу. А впереди их ждут еще три индивидуальные, самая короткая из которых — без малого 13-километровая с финишем на План-де-Коронес на высоте 2273 метра — может основательно перекроить общий зачет. Ведь мало того, что чуть ли не с первого и до последнего метра ее дистанция тянется вверх и на отдельных участках градиент составляет 16, затем — 20 и даже 24 (!) процента, так «карабкаться» на эту отвесную стену велосипедистам придется после двух самых тяжелых этапов, когда у многих и на равнину сил не останется… Чтобы сохранить интригу вплоть до Милана, и завершаться супермногодневка будет «разделкой», также почти гарантирующей изменения в общем зачете. ГОРЫ Лучше гор могут быть только горы… Похоже, итальянцы полностью разделяют любовь к ним нашего знаменитого барда. Нынешний маршрут называют одним из самых трудных за всю историю. На пути к Милану гонщикам предстоит преодолеть немало знаменитых перевалов. На 14-м этапе их ждут Пассо Манген и Альпе-ди-Пампиаго, где продублировать свой успех 2003 года надеется Джильберто Симони. На следующий день им придется испытать себя в Доломитовых Альпах — на Пассо-ди-Сан Пелегрино, Пассо Джау и просто убийственной Мармоладе. И после таких мучений предстоит упомянутая «разделка» на План-де-Коронес. Еще одна связка из двух горных этапов запланирована под занавес тура. Особые эмоции вызвал второй из них и предпоследний с подъемом на самую высокую точку — 2618 м на Пассо Гавиа, которой нынче присвоен титул Чимма Коппи — в честь чемпиона чемпионов Фаусто Коппи. Следует отметить, что и на других этапах немало приличных холмов, пусть и не категорийных. РАВНИНА Хотя итальянская супермного- дневка и запоминается прежде всего горными восхождениями, но, как правило, она предоставляет и немало возможностей для чистых спринтеров. Нынче же интересы последних явно ущемлены. На их откуп изначально отдаются только 3-й, 4-й, 9-й, 12-й, 13-й и 18-й этапы. Это при том, что специалистов заключительных разборок в пелетоне — хоть отбавляй. На соответствующую майку заглядываются Робби Макьюин, Даниэль Беннати, Роберт Форстер, Граем Браун, Эрик Цабель, Данило Наполитано, Марк Кавендиш, Магнус Бэкстэд. Как минимум на победу в какой-то из гонок рассчитывают и наши Александр Усов с Евгением Гутаровичем. А вот лидеру команды «Мильрам» — Алессандро Петакки — любимую многодневку придется пропустить. Его место в составе занял другой звездный финишер Эрик Цабель, для которого эта «Джиро» за 16-летнюю карьеру станет лишь второй. В 2005 году он дважды устраивался вторым — вслед за Петакки. Алессандро же в родном Гранд-Туре становился триумфатором этапов 24 раза, в том числе девять — в 2006-м году и пять — в прошлом. Продолжить победную серию надеялся и нынче. Но Арбитражный суд по делам спортсменов на целый год отстранил его от гонок за применение противоастматических медикаментов во время «Джиро-2007», концентрация которых превысила необходимую для лечения. И потому лидера «Мильрам» ждет наказание, причем довольно суровое. С учетом того, что после взятия положительной пробы 23 мая Петакки два месяца не участвовал в гонках, срок дисквалификации сокращен и продлится с 1 ноября 2007 года по 31 августа 2008-го. Кроме того, CAS решил лишить итальянца пяти викторий на этапах прошлогодней «Джиро» и майки лучшего гонщика по очкам, а также всех побед, достигнутых после 31 октября 2007 года, коих набралось восемь. Признавая такой вердикт нелепым, спортсмен с адвокатом подумывают об апелляции, только пока не определились, в какой суд — швейцарский или по правам человека в Страсбурге. ФАВОРИТЫ На родных дорогах итальянцы не любят уступать кому-то бразды правления. Они слишком амбициозны, чтобы дома мириться с чьим-то лидерством. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что за 90 лет хозяева уступали розовую майку иностранцам только в 25 случаях. Преимущественно местные гонщики называются в числе главных претендентов на итоговую победу и нынче. Среди них — прошлогодний чемпион Данило Ди Лука и его одноклубник Паоло Савольделли, становившийся триумфатором в 2002-м и 2005 годах, герой 2001-го и 2003 годов Джильберто Симони, мечтающие о громком титуле Риккардо Рикко и Энрико Гаспаротто… Но серьезную конкуренцию им наверняка окажет трио «Астаны» — действующий чемпион «Тур де «Франс» Альберто Контадор, Леви Лейфаймер, Андреас Клоден, а также россияне Владимир Карпец, Денис Меньшов и Евгений Петров, которые здорово чувствуют себя как в горах, так и в «разделках». КОМАНДЫ К многодневке допущены 22 команды. Последней такой чести удостоилась «Астана», что еще больше подняло престиж «Джиро» и подогрело к ней болельщицкий интерес. Во время февральского отбора казахстанская «велоконюшня» была обойдена вниманием организаторов, но за неделю до старта они пересмотрели свое решение. Это стало возможным благодаря тому, что команда заявила сильнейший состав, включив в него всех своих звезд — Контадора, Клодена и Лейфаймера, и вышла в лидеры Про-Тура, только за весну одержав немало побед. Но решающим фактором оказалась поддержка «Астаны» президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Многие специалисты считают, что именно она будет доминировать на нынешней многодневке. Хотя очень сильны также CSC, «Ликвигаз»… Гонщиками исключительно своей страны укомплектована лишь испанская велогруппа «Euskaltel-Euskadi», одного иностранца в состав включила итальянская LPR Brakes. Наиболее интернациональной выглядит «AG2R La Mondiale», объединившая представителей семи стран, а также «Barloworld», «High Road», «Rabobank», «Slipstream Chipotle-H30» — шести государств. У каждой команды свои задачи: одни заглядываются на общую победу, другие — на локальные на этапах или какую-то из разыгрываемых маек. МАЙКИ ЛИДЕРОВ На «Джиро» разыгрывается целая «коллекция» маек. Самая престижная из них — розовая — лидера в генеральной классификации. На каждом этапе нескольким лучшим гонщикам, кстати, начисляются бонусные секунды: за 1-е место 20 очков, за второе — 15, за третье — 10 и т.д. Малиновая одежка выделяет лучшего спринтера. На финише каждого этапа опять же лидерам начисляются спринтерские очки: 25 — за 1-е место, 20 — за 2-е, 16 — за 3-е и т.д. Зеленая майка — «горного короля». Они свои очки набирают на перевалах в зависимости от их категории. Голубая причитается гонщику, набравшему наибольшее количество очков на финишах (категория Intergirо). БЕЛОРУСЫ НА «ДЖИРО» 2000 год. Состоялся дебют Евгения Сенюшкина, который сошел за два этапа до финиша. 2002 год. Вторая итальянская супермногодневка Евгения Сенюшкина, которую на сей раз он доехал до конца. 2004 год. Александр Усов, выступая за команду «Фонак», 11 раз был замечен в десятке сильнейших, однажды вклинившись в тройку. Благодаря такой стабильности в очковой классификации Усов устроился четвертым. В итоговом зачете он обосновался на 98-й позиции. 2007 год. Александр Усов штамповал шестые места на этапах. Бронислав Самойлов всерьез заявил о себе в горах, а в «разделке» порадовал Андрей Куницкий. В общем зачете у Самойлова 22-е место, у Куницкого — 85-е и у Усова — 106-е. В молодежной классификации Бронислав стал пятым. Нынче наш десант состоит из четырех человек. Василия Кириенко руководство «Тинькофф. Кредитные системы» нацеливает на удачные отрывы. С Константином Сивцовым «Хай Роад» связывает главные надежды на «Тур де Франс», а на «Джиро» белорусу разрешено «выстрелить» на одном-двух этапах. Александр Усов и Евгений Гутарович вполне могут побороться за высокие позиции на этапах с общим финишем. 3-й ЭТАП Эта 221-километровая дистанция, пусть и относилась к числу спринтерских, имела отнюдь не простой рельеф. В начале ее была довольно сложная гора и завершалась она затяжным подъемом. Гонка изобиловала отрывами, падениями и высокими скоростями. За 70 км до финиша из группы уехали шестеро спортсменов, максимальное преимущество которых достигало четырех минут. Однако свести борьбу к собственной разборке им не позволили прежде всего «поезда» — «Тинькофф», в составе которого на первой позиции частенько был замечен наш Василий Кириенко, и «Ликвигаз». На последних 15 километрах скорость возросла под 50 км. И это не на прямой, а на сплошном серпантине с опаснейшими закрытыми виражами. На одном из них Василия Кириенко и подстерегла неудача: не вписавшись в очередной такой поворот, он вылетел в кювет, в то время как его велосипед по инерции понесло в группу, из-за чего пострадали еще несколько спортсменов. Больше всех не повезло Брэдли Макги, для которого «Джиро» закончилась. Что же касается Василия, то, по сообщению спортивного директора российской команды Дмитрия Конышева, швов на подбородок ему наложили немало, но сотрясения нет и кости, слава Богу, целы. Уже на финишной прямой притерли к ограждению одноклубников Василия — Трусова и Лоддо, которым также понадобилась помощь медиков. Удача же здесь улыбнулась итальянцу Даниэле Беннати, опередившему грозных немцев Эрика Цабеля и Данило Хондо. Лучшими из белорусов оказались Евгений Гутарович (13-е место) и Александр Усов (27-е). Также побывавший в завале Константин Сивцов, тем не менее, завершил гонку 61-м и в общем зачете перебрался на седьмую позицию. Так высоко в Гранд-Турах никто из земляков прежде не поднимался. А Кириенко после падения продолжил борьбу, но отстал от лидеров на 8 минут. И последние метры четвертого этапа омрачились завалом. Из оказавшейся отрезанной десятки гонщиков викторию одержал одноклубник Сивцова — британец Марк Кавендиш. ИЗ СУДЕЙСКИХ ПРОТОКОЛОВ 91-я «Джиро д’Италия» 3-й этап. 221 км. Катаниа-Милаццо. 1. Д.Беннати (Италия) — 5:37.01 (39,523 км/ч). 2. Э.Цабель. 3. Д.Хондо. 4. Т.Фотен (все — Германия). 5. А.Лоддо (Италия). 6. К.Фернандес Де Ларреа (Испания)… 13. Е.ГУТАРОВИЧ… 27. А.УСОВ… 61. К.СИВЦОВ — у всех то же время… 188. В.КИРИЕНКО (все — Беларусь) — +8.00. Елена ДАНИЛЬЧЕНКО |
|