Частный бизнес хочет конкурировать с государством на равных
Министерство экономики по поручению правительства разрабатывает стратегию развития экспорта предприятий малого и среднего бизнеса. Вклад таких предприятий в белорусский экспорт пока невелик — порядка 15%. В правительстве рассчитывают, что этот сектор поможет увеличить экспортный потенциал страны и снизить отрицательное сальдо во внешней торговле. Дмитрий ЕРМАК, "Белорусские новости"
Частный малый бизнес готов подставить свое плечо в решении этой проблемы, однако и государство должно создать ему необходимые условия. "Малым предприятиям-экспортерам необходимо предоставить такие же налоговые льготы, как резидентам свободных экономических зон", — высказал мнение на заседании круглого стола в рамках Белорусского промышленного форума председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей. В частности, предлагается распространить преференции на те предприятия, которые экспортируют 70% своей продукции. Такое предложение направлено в Минэкономики. К слову, декрет президента № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров, работ, услуг", который был подписан в январе этого года, предоставляет предприятиям многочисленные льготы, которые можно сравнить с теми, что действуют в СЭЗах. Глава Нацбанка Петр Прокопович, оценивая документ, сказал тогда, что свободной экономической зоной становится почти вся территория страны. Вся — да не вся. Касается это только новых производств, созданных после 1 апреля, и только в маленьких городах и населенных пунктах. Правительство рассчитывает, что предприниматели постепенно будут уходить из сферы торговли и начнут заниматься производством, в том числе ориентированным на экспорт. Но для этого нужно решить целый ряд проблем в сфере производственного бизнеса. Их изучением более года занимался Совет по развитию предпринимательства по поручению межведомственного совета по развитию экспорта (который возглавляет первый вице-премьер Владимир Семашко) и в рамках проекта Программы развития ООН. Как показали результаты, малый и средний бизнес частной формы собственности находится в неравных условиях по сравнению с крупными госпредприятиями. В частности, это касается доступа к материально-сырьевым и финансовым ресурсам. Поскольку малые предприятия не подчинены какому-либо ведомству, дефицитные нынче ресурсы (древесина, цемент и т. д.) выделяются им по остаточному принципу либо через торговые дома, созданные при крупных предприятиях-монополистах. А это ведет к удорожанию закупок на 15-20%. Существенно отличаются для субъектов различных форм собственности и условия получения государственной финансовой поддержки. Так, например, средства в инвестиционный фонд Министерства архитектуры и строительства отчисляют все организации, независимо от формы собственности. А вот получить из него средства на безвозвратной основе могут лишь госпредприятия, либо те, у кого доля государства более 50%. Малые строительные фирмы могут рассчитывать только на бюджетные займы под проценты в размере ставки рефинансирования Нацбанка (то есть фактически на кредит). Такая же ситуация обстоит при получении предприятиями бюджетных кредитов, займов и ссуд, ссуд и субсидий государственных внебюджетных фондов, хотя условия уплаты налогов и сборов одинаковы для всех. Различаются для частников и госпредприятий подходы к формированию цен на товары, работы и услуги. Например, если сырье производится с использованием госдотаций, оно, как правило, поставляется только на государственные перерабатывающие предприятия и по регулируемым закупочным ценам. Частные же предприятия вынуждены закупать это сырье по свободным ценам или импортировать. При этом отпускную цену на свою готовую продукцию они должны закладывать, исходя из регулируемой цены на сырье. В результате получаемая от продажи продукции выручка не позволяет покрывать им даже фактические издержки. По некоторым видам услуг (например, образовательным) государственные организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, тогда как аналогичные частные организации такой льготы не имеют. Госпредприятия регулярно освобождаются от налогов и сборов, им списывают задолженности, предоставляют налоговые кредиты, что практически невозможно для частных, тем более малых предприятий. Еще одна проблема, на которую указывают эксперты Совета по развитию предпринимательства, — крыша над головой. Крупные госпредприятия, имея излишние площади и незагруженное оборудование, десятилетиями сдают их в аренду малым предприятиям, получая дополнительный источник дохода и избавляясь от необходимости развивать основное производство. В этих условиях малый производственный бизнес априори оказывается менее конкурентоспособным, поскольку в структуре себестоимости своей продукции имеет стабильно растущую (адекватно росту курса евро) статью затрат, что составляет порядка 20-25% от общей суммы издержек. Кроме того, договоры аренды заключаются сроком до одного года, что не стимулирует создавать на арендуемых площадях солидные предприятия. Такие условия приемлемы лишь для бизнеса, не требующего фундаментальных вложений, способного без больших потерь менять свое место дислокации. Это, по мнению экспертов, и является одной из причин концентрации отечественного предпринимательства преимущественно в сфере обращения, финансовых и посреднических операций. По данным Министерства статистики и анализа, в 2007 году вклад малых предприятий в ВВП равнялся 8,4%. Их общее количество составило 51 240 предприятий (включая 11 458 предприятий, не работавших в 2007 году). По сравнению с 2006 годом количество малых предприятий увеличилось на 36% (на 13 580). Такой рост во многом связан с переходом индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия и другие формы юридического лица. Подавляющее количество малых предприятий являются частными — 94,1%, иностранных — 3,3%, государственных — 2,6%. Первоисточник: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Министерство экономики по поручению правительства разрабатывает стратегию развития экспорта предприятий малого и среднего бизнеса.
|
|