ХРЕБЕТ МИНПРОМА:
Хребет Минпрома:
взгляд из Лозанны Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20080519.20/040140241 Публикация юбилейного, 20-го доклада швейцарской бизнес-школы IMD (Лозанна) World Competitiveness Yearbook 2008 практически совпала с заявлением министра промышленности Беларуси Анатолия Русецкого о выделении 24 приоритетных промышленных проектов. В очередной раз наблюдаются полярные подходы мирового экспертного сообщества и белорусского правительства к обеспечению конкурентоспособности страны. ОПЯТЬ 55 Беларусь не попала в список 55 стран, оцениваемых авторитетной швейцарской компанией. Специалисты из Лозаннской бизнес-школы IMD, очевидно, еще не поняли всей уникальности простых решений по повышению конкурентоспособности от белорусского Совмина. Международные эксперты со всего мира определяют конкурентоспособность как способность страны создавать и поддерживать среду для возникновения конкурентоспособных компаний. Заметим, речь идет не о способности правительства самому создавать бизнес за счет налогоплательщиков. Авторы Доклада специально подчеркивают, что богатство создается на уровне предприятий. Эксперты констатируют, что сегодня сила мировой экономики уже в значительно меньшей степени концентрируется в США, Европе и Японии. Она рассредоточена, что развенчивает миф о монополярности мира. Доступ к финансам, «мозгам» и высоким технологиям может получить каждая страна, если она создает для факторов производства конкурентные преимущества. Профессор Стефан Гарелли, один из авторов методики оценки и всего доклада, говорит: «Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынки главным образом, чтобы понизить затраты на производство, стали ключевыми игроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне с местными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес». По мнению лозаннской IMD, c 2000г. 600 млн. человек достигли статуса среднего класса, ежегодно они тратят приблизительно $4 трлн. Именно на них ориентируются конкурентные производители качественной электроники, брендовой одежды, косметики, компании, работающие в сферах развлечений и финансов. По оценке ИЦ «Стратегия», с учетом опросов бизнеса, проводимых белорусскими организациями, Беларусь могла бы получить 40 баллов и занять 53-е место, между Южной Африкой и Аргентиной. Тот факт, что Беларуси нет в рейтинге, говорит о непонимании нашими властными и бизнес-элитами важности интеграции в подобные исследовательские и бизнес-проекты. ТОЧКИ «ТУТЭЙШАГА» РОСТА Совмин, не знакомый с результатами 20-летних исследований швейцарских экспертов, по-своему строит политику конкурентоспособности. Сначала правительство зазывало инвесторов в цементную отрасль. Однако строить с нуля цементные заводы иностранцам никто не дал, решили привлечь кредиты. Привлекли. При этом постановили, что с 1 апреля 2008г. по 31 декабря 2008г. все цементные заводы будут платить в целевой бюджетный фонд национального развития 80% прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты в установленном порядке налогов и сборов. Туда же будет направляться 90% их налога на прибыль. Такое поведение правительства едва ли пройдет незамеченным для серьезных иностранных инвесторов. 1 апреля 2008г. цементным заводам повысили внутреннюю отпускную цену до $135 за т (без НДС). В результате уровень рентабельности продажи белорусского цемента вырос до 70-100%. Это очень высокая рентабельность. Она ложится на плечи покупателей жилья и инвесторов в недвижимость. Специалисты Лозаннской бизнес-школы наверняка посоветовали бы белорусам разрешить иностранным инвесторам вложить ресурсы в столь рентабельный бизнес, но кто их будет слушать? Чиновники определили 24 приоритетных промышленных проекта. Руководителям Минпрома хочется выплавлять 3,5 млн. т стали в год. Они и приняли решение построить на $1 млрд. завод листового проката. И еще задумали производства по цинкованию и выпуску сварных труб. МАЗу приказали удвоить производство автомобилей, довести его до 50 тыс. в год, а также создать производство по выпуску 3 тыс. автобусов в год. Компания «Юниссон» и МАЗ должны наладить производство легковых автомобилей. Видимо, Минпрому очень хочется поконкурировать с иранским «Самандом». Как реализация такого проекта повысит конкурентоспособность Беларуси, чиновники не объясняют: перед ними стоит задача потратить $4-6 млрд. госинвестиций. Когда провал станет очевидным, большинство сегодняшних руководителей белорусской индустрии уже будет или на пенсии, или на других ответственных участках работы. Министры развили мысль о вхождении Беларуси в постиндустриальную эпоху с целым рядом важных товаров: 1 тыс. подъемных кранов, 2 тыс. вагонов в год, десятки тысяч двигателей и тракторов… Глава Минпрома Анатолий Русецкий сообщил об определении ключевых направлений - 13 действующих и вновь созданных производств: «Это хребет Минпрома. Почти все они государственные, но, когда мы придем к их акционированию, на их базе могут быть созданы холдинги. Мы проходили этот путь с «Горизонтом», «Атлантом». Главное - мы сохранили производственные объединения». Если в качестве хребта брать производителей белорусских телевизоров, холодильников, моторов или станков, то будущее всего белорусского промышленного скелета находится перед лицом явной угрозы экономического остеопороза и остеохондроза. Впрочем, еще Минпром поддерживает создание с LG нового производства LCD-панелей, производства плазменных телевизоров и СВЧ-печей на «Витязе» и «Горизонте». Промышленная экспансия в глобальную экономику по-белорусски выглядит, как создание в Венесуэле четырех заводов для производства тракторов, карьерных самосвалов, автомашин, а также бытовой техники и телевизоров. Напомним, что эта страна по уровню конкурентоспособности, по версии швейцарской IMD, заняла последнее место среди 55 значимых для бизнеса стран мира. Наши «высокотехнологичные» товары и производства пользуются спросом преимущественно в странах, купающихся в нефтедолларах. Конечно, мы можем радоваться вместе с бобруйским ОАО «Славянка», которое начало шить костюмы «бизнес-класса для учащихся», которые ни много ни мало, за счет специальной импортной ткани защищают от электромагнитного излучения сотового телефона. Предварительно чиновники обязали всех школьников одеться в костюмы отечественного производства. СПРАВКА «БелГазеты». IMD в сотрудничестве с 52 исследовательскими организациями оценивает конкурентоспособность каждой страны по 331 критерию. Они сгруппированы в 20 факторов, которые, в свою очередь, объединены в четыре группы: состояние экономики; эффективность правительства; эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры. В 2008г. пальму первенства по конкурентоспособности сохранили за собой США (100 баллов). Сингапур и Гонконг заняли 2-е и 3-е места, отстав от лидера соответственно на 0,67 и 5 баллов. Следом расположились Швейцария (89,66 балла), Люксембург (84,4), Дания (83,85), Австралия (83,5), Канада (82,85), Швеция (82,46). Замыкает первую десятку самых конкурентоспособных стран мира Голландия - 80,47 балла. Китай занял 17-е место (73,76). Япония (22-е место) соседствует с Эстонией (23-е). Чехия (28-е), Словакия (30-е) и Литва (36-е) убеждают, что выбор демократии и капитализма был стратегически верным. Польша оказалась на 44-м месте. Россия опустилась с 43-го на 47-е, Украина - с 46-го места в 2007г. на предпоследнее, 54-е. Последнее, 55-е место второй год подряд удерживает Венесуэла, отстающая от лидера на 68,9 балла. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Публикация юбилейного, 20-го доклада швейцарской бизнес-школы IMD (Лозанна) World Competitiveness Yearbook 2008 практически совпала с заявлением минис
|
|