Поделится ли президент с парламентом полномочиями?Вероятность того, что парламент нового созыва будет не сильно отличаться от нынешнего — не по фамилиям депутатов, а по своему реальному положению в структуре власти — достаточно высока. Анонсируемые оппонентами власти зачастую компромиссные предложения по либерализации избирательного процесса, без чего очередная выборная кампания наверняка вновь попадет под огонь международной критики, остаются либо без ответа, либо находят успокоение в мусорных корзинах чиновничьих кабинетов. В то, что власть в угоду брюсселям и вашингтонам пропустит в парламент парочку-другую оппозиционеров, не шибко верят и сами борцы за демократическую Беларусь. А если даже и пропустит, то в последствии будет всячески нивелировать эффект от их парламентской работы. Не удивительно, что при таких пессимистических настроениях в среде оппозиции зреют идеи бойкота. Правда, следует признать, что сторонников такого шага все же заметно меньше, чем тех, кто готов отработать парламентскую кампанию даже с запрограммированным нулевым результатом. В общем, в наших реалиях всё сводится не к борьбе различных политических сил, чем в идеале должны быть выборы, а к решению, которое относительно исхода этой борьбы примет власть. Ведь очевидно, и самим депутатам давно пора снять розовые очки, что нынешний парламент — не та структура, чтобы соответствовать высокому статусу самостоятельной ветви власти. Зачастую нелицеприятные определения, которыми характеризуют парламент оппоненты власти, достаточно точно, в принципе, отражают суть проблемы. От парламента в его нынешнем состоянии действительно мало что зависит. Он слишком послушен исполнительной власти. А зачастую он ей даже и не нужен, ведь, согласитесь, большинство ключевых решений законодательно оформляется не в парламенте, а в рабочем кабинете президента. Часто приходится слышать на этот счет мнения различных государственных мужей, добровольно заблуждающихся в том, что система президентских указов-декретов позволяет более оперативно корректировать законодательство, а то пока парламент с его регламентом раскачается, так и нормативный акт устареет. Однако сами же депутаты не раз демонстрировали нам примеры обратного свойства, когда за день принимали сразу в двух чтениях остро необходимые для власти законы. Значит, в принципе, могут работать оперативно. Но делают это лишь по команде. И, наверняка, будут продолжать в том же духе до бесконечности, пока сама исполнительная власть не решится вернуть парламенту свойственные ему некогда функции или поделится ими. Время для этого пришло, считает депутат Палаты представителей, член комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Ольга Абрамова, в интервью БелаПАН выразившая мнение о необходимости передачи части полномочий от исполнительной власти к законодательной и гражданскому обществу. «Такой объем полномочий и ответственности, который существует сегодня у исполнительной власти, перегружает ее зачастую не только ненужными функциями, но и функциями, которые с пользой для дела можно передать парламенту. Кроме того, часть функций можно было бы передать гражданскому обществу», — считает депутат. По ее словам, «сегодня в стране нет той ситуации, которая была в прошлом. Основная задача, которая тогда решалась концентрацией власти, — это укрепление государственной независимости страны, наращивание мускулов у государства, создание стержня экономической и политической стабильности. Но это уже пройденный этап. Государство, можно сказать, уже состоялось. Состоялось в том числе и благодаря сверхконцентрации власти в одном звене». Теперь же, по мнению Ольги Абрамовой, пришла «пора заниматься постепенным реформированием, в том числе и государственного аппарата, а также перераспределением полномочий». «Это можно сделать через конституционный референдум. Но для этого нужно осознание того, что сегодня наступает другой этап в жизни общества и государства», — отметила депутат. Ольга Абрамова считает, что Палате представителей необходимо вернуть контрольные функции, право назначать часть членов правительства, право участвовать в формировании основ внешней политики. «Депутаты не должны безоговорочно и неукоснительно выполнять волю исполнительной власти, что бы она ни предлагала», — подчеркнула она. С Ольгой Михайловной трудно не согласиться. Депутат должен быть максимально самостоятельной политической единицей, пусть даже он и до мозга костей сторонник власти или наоборот — ярый оппозиционер. Впрочем, последний вариант народного избранника нынче в явном дефиците, который власть традиционно объясняет, кроме прочего, отсутствием спроса. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вероятность того, что парламент нового созыва будет не сильно отличаться от нынешнего — не по фамилиям депутатов, а по своему реальному положению в структуре власти — достаточно высока.
|
|