Профильные, лицейские и гимназические классы - последний плацдарм 12-летки, который не удалось отстоять Министерству образования. С нового учебного года они будут ликвидированы “за ненадобностью”. Пострадает ли при этом качество белорусского образования, анализируют эксперты “Завтра твоей страны”.
Основные аргументы ярых противников профилей - перегруженность детей и их неспособность в столь юном возрасте определиться с выбором профессии.
- Возможно, в 16-17 лет ученики еще не готовы четко определиться с будущей специальностью, но то, какие предметы им интересны и какие бы они хотели изучать более углубленно, к этому возрасту уже обозначено, - возражает чиновникам одна из разработчиков 12-летней системы школьного образования Татьяна Галко. - Профильные классы как раз и позволяли бы ученикам получать углубленные знания по одним предметам и избавиться от перенапряжения при изучении других, менее значимых для их будущего.
Еще один аргумент против ранней специализации - выпускники профильных и непрофильных классов в таком случае оказываются в неравных условиях. По версии белорусских властей, соблюсти принцип социальной справедливости просто - "о профилях надо забыть", заявила недавно замглавы администрации президента Наталья Петкевич.
- Но не надо забывать, что уровень базовой школы при введении профильного обучения оставался бы для всех детей одинаковым. Мы предполагали, что в 11-12 классы, в основном, шли бы ученики, которые готовились поступать в высшие учебные заведения. И университетам было бы легче работать с такими студентами, - убеждена Татьяна Галко.
Методолог Светлана Мацкевич весьма скептично настроена к самой идее профильных классов в белорусском варианте, поскольку они не были продуманы технологически.
- Школа должна давать классическое универсальное образование. Когда школа начинает раздираться и частично решать вопросы подготовки профессионального образования, в результате она не решает ни того, ни другого, - считает Светлана Мацкевич.
По ее словам, до сих пор разработки белорусских ученых в плане базовых образовательных процессов, типологии учебных заведений, правильной технологизации и универсализации, существуют на уровне теории. В практику они так и не были внедрены.
- И я думаю, что это произошло потому, что сами педагоги и сопротивлялись этой модели, - говорит специалист.
Депутат Палаты представителей, председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович сражался за 12-летку до последнего. Но и ему не жаль, что средняя школа отказывается от тех профильных классов, которые существовали в последнее время в школах.
- Надо понимать, что подразумевалось под профильными классами, - отмечает депутат. - Это могли быть физико-математические классы, или химико-биологические, или гуманитарные. Но в любом случае должно было идти углубленное изучение предмета. А на практике получилось как: из-за "творчества" на местах, желания директоров школ привлекать в свои учебные заведения учеников появилась экономические классы, юридические, медицинские. Изначальную идею профилизации просто отбросили.
В то же время Владимир Зданович жалеет, что не сохранятся "именно те классические профильные классы, которые подразумевалось ввести в школы страны в результате внедрения 12-летки".
Бывший президент Национальной академии наук Беларуси Александр Войтович принципиально не видит ничего плохого в отмене профильных классов.
- Профильные классы - это попытка внедрить в школу элемент профессионального образования, - отмечает академик. - Я думаю, средняя школа может обойтись и без этого элемента, потому что главная задача среднего образования - дать основы знаний по разным дисплинам, научить человека думать, обучить навыкам самастоятельной работы.
По словам ученого, у любого человека и после окончания школы есть немало возможностей вырасти в профессиональном плане.
- Я могу привести пример из своей практики: когда я пришел учиться в университет из сельской школы, то, естественно, те студенты нашего физфака, которые закончили минские школы, сначала показывали более глубокие знания, по сравнению с остальными, - вспоминает Александр Войтович. - Но их преимущество практически исчезло после перевого семестра.
По мнению ученого, средняя школа должна обеспечивать общее среднее образование.
- И это будет нормально. А профильное образование выпускники получат уже тогда, когда пойдут в средние специальные заведения или вузы, - считает Александр Войтович.
Другое дело, что многие школьники в вузы просто не попадут. Чиновники администрации президента не скрывают, что одна из целей реформы - переориентация выпускников на получение рабочих специальностей. Президент Александр Лукашенко, имеющий два диплома о высшем образовании, в своем послании четко обозначил цели системы образования на ближайшие годы: "Далеко не всегда необходим университетский диплом. Не менее престижно стать высококвалифицированным рабочим, строителем, мастером". Директор закрытого властями Национального гуманитарного лицея имени Якуба Коласа Владимир Колас не считает систему профильных, лицейских и гимназических классов, которую предлагали предыдущие реформаторы, хорошим решением для улучшения качества образования.
- Реформа должна была идти по-серьезному, путем создания настоящих лицеев, а у нас они так и не возродились, - подчеркивает Владимир Колас.
Но, по его словам, ликвидация дифференциации на последней стадии школьного образования даже в таком виде, в каком она существовала, приведет к еще большему подавлению белорусских старшеклассников.
- В их душах и головах и без того уничтожают способности к самостоятельному осмыслению фактов, к поиску и выбору информации, критическому мышлению, - уверен директор лицея.
Если эта уравниловка будет углубляться, то “мы просто получим новое поколение абсолютно бездумных, покорных и апатичных конформистов”, прогнозирует Владимир Колас.
- Наверное, это и есть тот заказ, который дает современная власть современной школе, - считает эксперт “Завтра твоей страны”.
Бывший заместитель министра образования Татьяна Галко сожалеет, что реформа 12-летней школы закончилась в самом начале.
- Сегодня весь мир идет по пути реформирования средней и высшей школы. И начатая у нас реформа соответствовала мировым тенденциям. Я уверена, что нам все равно придется к этому возвращаться и убеждена, что когда в школу пойдут мои внуки, среднее образование опять будет реформироваться.
А то, что предложили разработчики новой реформы, бывший заместитель министра образования называет регрессом.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.