ТРИ ВЕРДИ
Три Верди
в Национальном академическом Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20080630.26/360316281 Джузеппе Верди остается наиболее часто представляемым автором на сегодняшней оперной сцене. Несмотря на очевидную сложность точного воплощения его произведений (а может быть, и благодаря ей), театры всего мира уже больше века сохраняют жизнь таких шедевров великого итальянца, как «Макбет», «Корсар», «Травиата», «Аида», «Бал-маскарад», снова и снова представляя их публике. Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь в завершение 75-го театрального сезона 16, 18 и 23 июня показал минской публике три оперы Верди - «Травиату», «Набукко» и «Аиду». Три вечера - три шедевра мировой оперы на сцене Дома офицеров, тщательно воссозданные коллективами Большого театра, от солистов и симфонического оркестра до артистов хора, миманса и хореографических групп. «ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕПРИГОДЕН» Трудности при сценическом представлении наследия Верди театры испытывали всегда. Нагрузка на солирующие партии, которую Верди в любом возрасте в пылу вдохновения возлагал на исполнителя, не учитывая неизбежной ограниченности специфики роли и физических возможностей оперного голоса, разрешалась компромиссным образом для каждого отдельного случая. Ясно чувствуя силу своего гения, Джузеппе Верди писал оперы, которые могли бы исполнить такие же гении оперы - идеальные солисты. Найти в реальном театральном коллективе в пару Аиде Радамеса, способного одинаково убедительно предаваться героике руководства походом против эфиопов и мечтаниям о любви, практически невозможно. В то же время простота и мелодичность унисонных хоров из «Набукко» и «Ломбардцев» как будто предполагали, что их будут распевать на улицах простые итальянцы. Вероятно, склонность к нерациональному использованию исполнительских ресурсов оркестра, солистов и была причиной вердикта, вынесенного будущему королю итальянской оперы профессорами Миланской консерватории: «Профессионально непригоден». Но помимо солистов и оркестра, остается еще и сцена, где сплавляются первые два элемента и добавляются новые. В итоге именно продукт их синтеза оставляет впечатление; именно он позволяет считать оперу удачной, а композитора - «пригодным». За редким исключением оперы Верди признавались шедеврами сразу же после премьер, остаются ими и сегодня. Опера уступила массового зрителя кинематографу, а кинематограф был повержен телевидением, снизившим запросы зрителя к зрелищу до абсолютного минимума. Невиданная по нынешним меркам зрелищность в сочетании с эфиром высокого искусства - вот то, что предлагает любая опера сегодня, будь то Милан, Париж или Минск. И проблемы музыкальные часто уже отходят на второй план, поднимаясь в узком профессиональном кругу из дирижера, солистов и оркестра. ВЕРДИ ПО-БЕЛОРУССКИ «Набукко», «Травиата» и «Аида» в программе Национального академического Большого театра оперы вполне определенно могли представить эволюцию подхода Верди к опере. «Набукко» - вторая по счету опера Верди, отчаянная попытка завоевать внимание избалованного итальянского зрителя после провала дебютной работы. Успех был гарантирован не только демократичностью и яркой мелодикой музыкального материала, но и потенциально беспроигрышным для христианской страны сюжетом из ветхозаветной истории. Спустя полтора века после премьеры «Набукко» Верди в постановке белорусского Национального театра оперы (премьера - 1999г.) продолжает поражать своим величием: монументальностью и одновременно проникновенностью хоровых партий жителей осажденного Иерусалима, тщательно разработанными планами падения и смирения гордыни вавилонского царя Навуходоносора, глубоким лиризмом сюжета любви Измаила и Феены. Даже на фоне весьма скромных декораций, ограничивающихся полотном в духе Мондриана, события дохристианских времен предстают перед зрителем со всей документальной убедительностью и яркостью. Изображение безумия пораженного молнией Навуходоносора вовсе не нуждается в падающем сверху муляже, имитации гнева небес. Блестящая актерская игра и композиционное напряжение сцены передают весь ужас беспомощности этого сильного, могущественного мужчины, царя перед лицом высшей, непостижимой силы. Драматическая сила одной этой сцены возводит «Набукко» из цикла героических опер Верди к лирико-психологическому, романтическому циклу: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Трагедия «Травиаты» почти потеряла свою актуальность, во всяком случае, она давно не шокирует и является для современного общества вполне приемлемой. Актуальность «Травиаты» - в тонком художественном мире, из которого зритель любого времени выбирает накал страстей, изящество сюжетных и психологических решений и привлекательность образов. Белорусская постановка полностью отвечает актуальности этих требований. Образ Виолетты, помимо исполнительской стороны, заботливо раскрывается даже в колористическом решении ее костюма. В салоне первого действия она в ярко-красном платье, перед судом негодующего Альфреда - в белом, символе невинности и чистоты; в третьем действии белый цвет - уже цвет савана, в котором Виолетта покидает своего возлюбленного. «Аида», эксплуатируя все тот же традиционный сюжет (любовь представителей противоборствующих сторон, вызванное любовью предательство своего народа и драматическая развязка), при этом бесспорно выделяется из всех сочинений Верди экзотикой тематического материала (Египет, Эфиопия) и развернутыми массовыми сценами в духе французской grand opera, обращением к балетным элементам. Белорусская постановка «Аиды» (с 1953г.), как можно заметить, предполагает смещение акцентов на лирическую и реалистическую составляющую. Образ Аиды - уже не столько образ красавицы, покорительницы сердец военачальника Радамеса и зрителей, сколько трагический образ угнетенной женщины. Если пение египетских жрецов в храме Вулкана у Верди и не стремится быть сколь-нибудь достоверной имитацией ритуальных песен Египта и больше походит на традиционные христианские песнопения, то образ Аиды в белорусской постановке - это образ стопроцентной уроженки Эфиопии, темнокожей и с характерной прической. Такая Аида, выигрывая в реалистичности, значительно теряет во внешнем блеске. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Джузеппе Верди остается наиболее часто представляемым автором на сегодняшней оперной сцене. Несмотря на очевидную сложность точного воплощения его про |
|