21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ТРИ ВЕРДИ

26.08.2009 10:21 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Три Верди
в Национальном академическом

Кирилл БОРИСЕНКО

http://www.belgazeta.by/20080630.26/360316281

Джузеппе Верди остается наиболее часто представляемым автором на сегодняшней оперной сцене. Несмотря на очевидную сложность точного воплощения его произведений (а может быть, и благодаря ей), театры всего мира уже больше века сохраняют жизнь таких шедевров великого итальянца, как «Макбет», «Корсар», «Травиата», «Аида», «Бал-маскарад», снова и снова представляя их публике. Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь в завершение 75-го театрального сезона 16, 18 и 23 июня показал минской публике три оперы Верди - «Травиату», «Набукко» и «Аиду». Три вечера - три шедевра мировой оперы на сцене Дома офицеров, тщательно воссозданные коллективами Большого театра, от солистов и симфонического оркестра до артистов хора, миманса и хореографических групп.


«ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕПРИГОДЕН»

Трудности при сценическом представлении наследия Верди театры испытывали всегда. Нагрузка на солирующие партии, которую Верди в любом возрасте в пылу вдохновения возлагал на исполнителя, не учитывая неизбежной ограниченности специфики роли и физических возможностей оперного голоса, разрешалась компромиссным образом для каждого отдельного случая. Ясно чувствуя силу своего гения, Джузеппе Верди писал оперы, которые могли бы исполнить такие же гении оперы - идеальные солисты.

Найти в реальном театральном коллективе в пару Аиде Радамеса, способного одинаково убедительно предаваться героике руководства походом против эфиопов и мечтаниям о любви, практически невозможно. В то же время простота и мелодичность унисонных хоров из «Набукко» и «Ломбардцев» как будто предполагали, что их будут распевать на улицах простые итальянцы. Вероятно, склонность к нерациональному использованию исполнительских ресурсов оркестра, солистов и была причиной вердикта, вынесенного будущему королю итальянской оперы профессорами Миланской консерватории: «Профессионально непригоден».

Но помимо солистов и оркестра, остается еще и сцена, где сплавляются первые два элемента и добавляются новые. В итоге именно продукт их синтеза оставляет впечатление; именно он позволяет считать оперу удачной, а композитора - «пригодным». За редким исключением оперы Верди признавались шедеврами сразу же после премьер, остаются ими и сегодня.

Опера уступила массового зрителя кинематографу, а кинематограф был повержен телевидением, снизившим запросы зрителя к зрелищу до абсолютного минимума. Невиданная по нынешним меркам зрелищность в сочетании с эфиром высокого искусства - вот то, что предлагает любая опера сегодня, будь то Милан, Париж или Минск. И проблемы музыкальные часто уже отходят на второй план, поднимаясь в узком профессиональном кругу из дирижера, солистов и оркестра.


ВЕРДИ ПО-БЕЛОРУССКИ

«Набукко», «Травиата» и «Аида» в программе Национального академического Большого театра оперы вполне определенно могли представить эволюцию подхода Верди к опере. «Набукко» - вторая по счету опера Верди, отчаянная попытка завоевать внимание избалованного итальянского зрителя после провала дебютной работы. Успех был гарантирован не только демократичностью и яркой мелодикой музыкального материала, но и потенциально беспроигрышным для христианской страны сюжетом из ветхозаветной истории.

Спустя полтора века после премьеры «Набукко» Верди в постановке белорусского Национального театра оперы (премьера - 1999г.) продолжает поражать своим величием: монументальностью и одновременно проникновенностью хоровых партий жителей осажденного Иерусалима, тщательно разработанными планами падения и смирения гордыни вавилонского царя Навуходоносора, глубоким лиризмом сюжета любви Измаила и Феены.

Даже на фоне весьма скромных декораций, ограничивающихся полотном в духе Мондриана, события дохристианских времен предстают перед зрителем со всей документальной убедительностью и яркостью. Изображение безумия пораженного молнией Навуходоносора вовсе не нуждается в падающем сверху муляже, имитации гнева небес. Блестящая актерская игра и композиционное напряжение сцены передают весь ужас беспомощности этого сильного, могущественного мужчины, царя перед лицом высшей, непостижимой силы.

Драматическая сила одной этой сцены возводит «Набукко» из цикла героических опер Верди к лирико-психологическому, романтическому циклу: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Трагедия «Травиаты» почти потеряла свою актуальность, во всяком случае, она давно не шокирует и является для современного общества вполне приемлемой. Актуальность «Травиаты» - в тонком художественном мире, из которого зритель любого времени выбирает накал страстей, изящество сюжетных и психологических решений и привлекательность образов. Белорусская постановка полностью отвечает актуальности этих требований. Образ Виолетты, помимо исполнительской стороны, заботливо раскрывается даже в колористическом решении ее костюма. В салоне первого действия она в ярко-красном платье, перед судом негодующего Альфреда - в белом, символе невинности и чистоты; в третьем действии белый цвет - уже цвет савана, в котором Виолетта покидает своего возлюбленного. «Аида», эксплуатируя все тот же традиционный сюжет (любовь представителей противоборствующих сторон, вызванное любовью предательство своего народа и драматическая развязка), при этом бесспорно выделяется из всех сочинений Верди экзотикой тематического материала (Египет, Эфиопия) и развернутыми массовыми сценами в духе французской grand opera, обращением к балетным элементам. Белорусская постановка «Аиды» (с 1953г.), как можно заметить, предполагает смещение акцентов на лирическую и реалистическую составляющую. Образ Аиды - уже не столько образ красавицы, покорительницы сердец военачальника Радамеса и зрителей, сколько трагический образ угнетенной женщины. Если пение египетских жрецов в храме Вулкана у Верди и не стремится быть сколь-нибудь достоверной имитацией ритуальных песен Египта и больше походит на традиционные христианские песнопения, то образ Аиды в белорусской постановке - это образ стопроцентной уроженки Эфиопии, темнокожей и с характерной прической. Такая Аида, выигрывая в реалистичности, значительно теряет во внешнем блеске.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Джузеппе Верди остается наиболее часто представляемым автором на сегодняшней оперной сцене. Несмотря на очевидную сложность точного воплощения его про
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика