МУЗЫ УНИВЕРМАГА
Музы универмага
Борис КОМАРОВ http://www.belgazeta.by/20080714.28/360016651 Сразу две выставки открылись на прошлой неделе в Музее современного искусства в Минске. Первая - выставка произведений берлинских независимых художников, представителей центра искусств Kunsthaus Tacheles, населяющих огромный пустующий дворец из железобетона - универмаг 20-х гг., взятый деятелями самых разнообразных искусств под свою опеку. На второй выставке представлены работы белорусского фотохудожника Андрея Воскресенского, выполненные в редкой технике «гуммиарабик». Обе выставки открыты для посещения до 27 июля. НУЖНО ЕХАТЬ В БЕРЛИН Художественный центр Tacheles - одна из обязательных для посещения достопримечательностей туристического Берлина. Необъятный сквот, на своем веку служивший и выставочным павильоном Haus der Technik, и административным зданием для активов нацистской партии, после войны стоял заброшенной руиной. Проект сноса здания, являющегося памятником архитектуры, датировался 1990г., и в этом же году группа молодых берлинских художников встала на защиту своей истории, отвоевав у властей Берлина пустующее здание. Инициатива завершилась успешно, и сегодня Kunsthaus Tacheles является своеобразным центром независимого искусства Европы, Германии и Берлина. Подобная инициатива не нова для мира искусства. Группы художников и деятелей смежных искусств регулярно пытаются занять какое-нибудь пустующее здание побольше, будь то Берлин, Киев, Москва или Минск. Это просто прописано в ДНК творческого человека. Если у человека не столь творческого и не столь независимого такое желание находит социально приемлемые способы разрешения, то художники, как стаи ворон, постоянно кружат над заброшенными или проблемными строениями. Другое дело, что успешно завершиться мероприятие по передаче здания в собственность творческой группе может только в по-настоящему свободной и культурно развитой стране, иначе все заканчивается шумным разгоном художников и ликвидацией объекта социально-опасного разложения. В Беларуси, например, здание Ленинской библиотеки вряд ли разделит судьбу Tacheles - да нашим независимым художникам и в голову не придет пробовать отвоевать его для своих нужд. Продукты деятельности таких художественных коммун, конечно, лучше наблюдать на территории их непосредственного расположения. Сами стены в Kunsthaus Tacheles, обильно изукрашенные и творчески переосмысленные, можно считать произведением современного искусства - вынесенные из них работы могут чувствовать себя сиротливо и слабо передавать саму атмосферу творческого кружка. Выставка Kunsthaus Tacheles в столичном Музее современного искусства как раз и представляет из себя такой эксперимент - трудно сказать, успешный или нет. Чуть более 20 работ художников берлинского центра, представленные на выставке, вряд ли могут составить какое-то цельное представление о том, что происходит в современном искусстве Берлина и чем живет Tacheles. Хотя бы в силу стилистической разнородности представленных художников и их работ, не говоря уже об ограниченном масштабе экспозиции для столь значительного проекта, которым можно считать Kunsthaus Tacheles. Отдельные художники и отдельные работы, несомненно, могут заинтересовать посетителя. На полотнах Барбары Фрагогны ярко раскрашенные женщины с кубическими лицами и телами выдавливают из своих грудей синие струи яда; на коллажах Тима Роеофса Карл Маркс и Че Гевара похищают утенка Дональда на автомобильчике с кубинскими номерами; на полотнах Андреа Коллитти полусонные расплывчатые фигуры заплутавших в толпе родственников или просто товарищей стоят у неизменного берега моря; на полотне Алеся Родина толпы спешащих на работу невротиков и армия свободных художников Tacheles изымает в своих лабораториях из коллективного чрева художественно ценные объекты; инсталляции с замученными в птичьих клетках деревянными медведями и распятыми на палитре скелетиками - все это для Минска очень необычно и очень познавательно. Наверняка, кто-нибудь из посетителей выставки дома полезет в Интернет искать новые коллажи Тима Роеофса или новых дебильноватых девочек-переростков на фоне классических пейзажей Резы Машооди. Но целостного впечатления о Kunsthaus Tacheles только по этим работам получить почти невозможно. Если говорить о том, что представленная экспозиция демонстрирует свободу и разноплановость художников Tacheles, то этим никого не удивишь: в таком случае каждый белорусский художник - сам себе Kunsthaus Tacheles. Нет, конечно же, нужно ехать в Берлин, в рамках дружественного визита (а лучше - в качестве независимого художника) и уже там, на месте, проникаться атмосферой современного искусства этого объединения и вообще. ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ 10 июля в Музее современного изобразительного искусства открылась выставка «Гуммиарабик» Андрея Воскресенского. Гуммиарабик - сравнительно редкая и крайне сложная техника фотопечати, пик популярности ее пришелся на XIX-XX вв., когда фотография воспринималась чаще как объект искусства, а не как орудие маниакальной документации незначительных событий жизни современного фотографа, каким может считать себя каждый второй житель любого мегаполиса мира. Выставка работ Андрея Воскресенского (на фото) - первая в Беларуси выставка гуммиарабика. Поэтому тематически она выдержана не очень строго: представленные работы объединены только использованной техникой. Которая, впрочем, накладывает весьма характерный отпечаток на каждую фотографию вне зависимости от сюжета. Фотографии больше напоминают акварели - со свойственной акварельным работам мягкостью и атмосферой задумчивости, тонкой границы полусна-полуяви. Портреты знакомых, пейзажи, коллажи из повседневных предметов, птицы, окна, стены, прохожие… За этими простыми сюжетами и настоящими картинами, в которые первые превращаются после печати методом гуммиарабика, даже на неискушенный взгляд видна многолетняя работа по изучению техники старых мастеров фотографии, свойств света и цвета, химических процессов и материалов. Гуммиарабик - именно тот случай, когда техника сама является искусством, а не просто инструментарием. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сразу две выставки открылись на прошлой неделе в Музее современного искусства в Минске. Первая - выставка произведений берлинских независимых художник
|
|