ВЕК ВОЛИ НЕ ВИДАТЬ
Век воли не видать
Белорусские документалисты выкатили счёт Европе Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ http://www.belgazeta.by/20080901.35/360355681 На минувшей неделе в штаб-квартире партии БНФ прошла презентация документального фильма Юрия Хащеватского, Олега Дашкевича и Владимира Орлова «День Воли». Лента посвящена 90-й годовщине БНР. Впервые фильм демонстрировался в марте 2008г. в Страсбурге для Европарламента. Национал-киноманы, оккупировавшие сумрачное помещение, ничем не напоминали развалившихся в велюровых креслах завсегдатаев мультиплексов. В зале не наблюдалось жвачных физиономий, торчащих из-за бумажного корытца с попкорном, и вертлявых жертв одиннадцатилетней системы обучения, всегда готовых сопереживать супергерою поощрительным воплем «Мочи их!» и подзатыльником, от избытка эйфории влепленным приятелю. Атмосфера происходящего представляла собой горючую смесь подпольной сходки заговорщиков 1917г., готовых съесть всю секретную документацию при первом шорохе сапогов за дверями, тайной вечери и идиллического просмотра перед сном семейного видео у экрана домашнего кинотеатра. Судя по лавине интеллигентно галдящих прихожан и глубоко задумчивым складкам на большинстве лбов, от фильма ждали откровений. И напрасно. Сделанный по заказу для депутатов Европарламента, этот 30-минутный клип скорее напоминал рекламный ролик, где за минимум времени презентуется максимум достоинств независимой Беларуси, которые подслеповатая старушка Европа на свою беду не разглядела в начале XX в. Творцы «должны были сделать 12 минут, но увлеклись и сделали 30». По смысловой начинке киношедевр представлял собой протокол снятия побоев судьбы, удары которой повлекли за собой тяжкие территориальные и умственные повреждения нации. Даже не фильм - скорее агитка, «введение», конспект. Львиная доля - документальные хроники, разбавленные беседой с Ивонкой Сурвиллой по скайпу и паззлами горячей весны-2006. Если бы премьера состоялась в кинотеатре «Победа» (в этом организаторам было отказано), залетный прохожий, приблудившийся с бадьей пива и мешком чипсов в кинозал, смог бы насладиться щекочущим нервы зрелищем на стыке нескольких жанров. В качестве затравки - ситком. 70-е гг., Нью-Йорк. Закадровый голос Владимира Орлова иронично повествует: «Перед нами - делегация Беларуси. Она ждет решительного удара, который сейчас нанесет по империалистам министр иностранных дел СССР Громыко. Вот он раскланивается с идеологическими врагами. Проект оказался долгим, и, пока Громыко его зачитывал, произошло ужасное - руководитель белорусской делегации задремал. А когда проснулся, неожиданно для самого себя проголосовал «против». Это был единственный в истории случай, когда делегация БССР выступила против СССР». Зал хохочет. Ситком перебивается драмой: портреты деятелей БНР, ликвидированных в конце 30-х, женское лицо за зарешеченным окошком теплушки. Атмосферная драма вдруг мутирует в бескомпромиссный боевик. Хуки справа, нанесенные Россией, предсказуемы, как выходки любой слабо одушевленной горы мускулов вроде Шварценеггера. Однако хуки слева от субтильно-интеллигентной Европы за счет эффекта неожиданности напрочь ошарашивают. И отправляют в столетний нокаут. Россия страстно играет роль мордоворота, вышибалы, насильственно «крышующего» гордый, но беззащитный центр Европы. Сама Европа вжилась в роль робкого участкового. Всякий раз, когда воротила закатывает рукава и с пристрастием начинает опекать свой объект, он прилежно зажмуривается. Авторы режут правду-матку, безжалостно формируя у евродепутатов комплекс исторической вины перед Беларусью и острый заворот кишок в области совести. Режиссерский почерк безошибочно считывается в игривом музыкальном бэкграунде, под который история, изловчившись, крошит челюсти белорусской нации изощренными апперкотами справа и слева. Под шебутную мелодию большевики делятся Беларусью с кайзером, а нарком ино-странных дел Чичерин (голос Орлова просит хорошенько запомнить «твар» этого человека) уговаривает Генуэзскую конференцию 1922г. не ставить на повестку дня белорусский вопрос. Вскарабкавшись на пик напряженности, боевик внезапно срывается в трагикомедию. Наркомы, вожди, фюреры и президенты в режиме ускоренной прокрутки двигаются на манер Чарли Чаплина, комично кланяются, как китайские болванчики, и запойно расцеловывают политических партнеров, будто не имея сил оторваться от процесса. Все, что способно двигаться, коллективно движется в светлое будущее: марширует, семенит под транспарантами, галопирует на лошадях, ползет на танках. После 1994г. вся эта живая масса начинает двигаться уже в другом направлении, заданном цитатой: «Я свой народ за цивилизованным миром не поведу». Здесь фильм превращается в сказку-фэнтези с указателем на перекрестке: «Направо - цивилизованный мир, налево - светлое будущее, прямо - белорусское чудо». За 30 минут это нагромождение хронометрических скачков, флэшбэков, параллелей, острот, намеков и упреков вполне успевает достичь предела и сознания еврочиновника. Из происходящего на экране депутат понимает только одно: он набедокурил. Даже если не он сам, то его предшественники - уж точно. Причем за содеянное явно придется платить. Сами набедокурившие предусмотрительно умерли до того, как белорусы приехали в Страсбург с фильмом-квитанцией об уплате за содеянное. Недаром депутаты, по словам Орлова, «морщились на отдельных кадрах». Белорусская аудитория - другое дело. «Тутэйшы» зритель при просмотре послушно смеется и напрягается в специально отведенных для этого местах, но испытывает разочарование. Киноманы управы слишком «в теме», чтобы еще раз прослушивать курс для начинающих патриотов. Один из зрителей полюбопытствовал: «Какова была задача - заказчика и ваша?» - «Я всегда ставлю перед собой задачу разобраться с проблемой, которая на столе, - ответил Хащеватский. - У меня однажды была дискуссия по поводу заказных фильмов. Этот тоже заказной. Из тридцати моих фильмов только один я снял по собственной инициативе - «Обыкновенный президент». Все остальные - заказные, но они мне очень нравятся… За это я благодарен продюсерам. У меня есть свои идеи, но обычно они не проходят у продюсеров». Задача«была такая - очень большое количество людей вообще не знает о Дне Воле и его истории, я сам знал только приблизительно. Пока делал, наконец понял, что это такое». «Хорошо, допустим, вы выучили историю, - согласился парень.- Но почему мы должны на это смотреть?» «Идите смотрите что-нибудь другое», - парировал режиссер. «Когда я был молодым, все вокруг было г…но», - подвел Хащеватский итоги дискуссии. «ПОВОЗИЛИ ЕВРОПУ ЛИЦОМ ПО СТОЛУ» «Жесть, - прокомментировал после просмотра студент журфака. - Мессидж такой: как фигово, что Европа от нас отвернулась. И как фигово, что Россия не поступила так же». Зрительница Ксения была более категоричной: «Пожалуй, единственная прелесть этого фильма в том, что его никогда не покажут по БТ. Потому что эта агитка еще и довольно занудная. Полчаса смонтированной хроники и интервью по скайпу… Если бы это продолжилось еще минут десять, я ушла бы. Вообще, во время просмотра родилась версия, что авторы фильма повозили Европу лицом по столу исключительно из-за того, что им не хватило денег на командировки в Прагу или Торонто (или где там Сурвилла живет сейчас?). «Киношка» для употребления еврочиновниками. Те, кто учил в школе историю, новой информации не почерпнут, так что это не годится к просмотру даже в качестве образовательного фильма». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На минувшей неделе в штаб-квартире партии БНФ прошла презентация документального фильма Юрия Хащеватского, Олега Дашкевича и Владимира Орлова «День Во
|
|