«Белорусский след» на фестивале «Театр. Чехов. Ялта»
Международный театральный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта», несмотря на размашистое название, на самом деле юн и неопытен. Этой осенью в такт «бархатному сезону» он прошел в Ялте впервые, но стал, безусловно, довольно заметным событием в театральной жизни СНГ. В нем, как в настоящей чеховской пьесе, все смешалось: лирика, юмор, поэтическая горечь и чеховская тоска по идеалу. И, конечно, разговоры, разговоры, разговоры под абажуром о лучшей жизни современного театра.
Белорусское участие на фестивале было весомо. Беларусь выступила более чем достойно, и на фоне некоторых конкурсных спектаклей наш культурный продукт, поверьте, выглядел, как швейцарский сыр в сравнении с сырком «Дружба». Начиная с мелочей: выставленного света, оригинальных декораций, вдумчивой, а не сбивчивой, как этой бывает на курортных фестивалях, актерской игры, да и собственно поднимаемых в спектаклях тем. Страну представили два театра — Купаловский и Театр белорусский драматургии. Оба, что приятно, без призов не уехали. Купаловцы получили сразу два приза за спектакль «С.В.» (приз в номинациях «Оригинальность театрального языка» и «Лучшая мужская роль» у Дмитрия Есеневича), а ставшие уже визитной карточкой режиссерского стиля Валерия Анисенко «Женщины Бергмана» добавили к своим многочисленным трофеям приз за лучшую женскую роль Татьяне Мархель. «Это еще что! — кокетничала после церемонии закрытия Татьяна Григорьевна, выглядывая из–за роскошных букетов, — иной раз бывало, что и два приза получали — я и Люда». В спектакле, напомним, всего две женские роли, причем в отличие от партнерши Людмилы Сидоркевич Татьяна Мархель не произносит в спектакле ни слова. Во время фестиваля Татьяна Григорьевна вспомнила и совсем не театральную страницу в своей творческой биографии: когда–то в Крыму Виктор Туров снимал несколько эпизодов для своего фильма «Люди на болоте».
— На самом деле Туров хотел, чтобы группа просто хорошенько отдохнула после тяжелой работы, — рассказывает Татьяна Григорьевна. — Мы сидели в Крыму месяц, а снимали всего два дня. У оператора картины Дмитрия Зайцева была только одна задача: не показать горы, потому что мы снимали сцену драки якобы в полесском болоте. Такое, конечно, запоминается на всю жизнь.
Крым действительно — излюбленное место творческой богемы и киношников. Кино здесь снимали и в советское время, снимают и сейчас. Иногда получались шедевры, как «Кавказская пленница», «Десять негритят» или «Асса», иногда — просто проходная вещь с эффектной южной картинкой. Скоро увидим, на что вдохновил Крым Федора Бондарчука: первая часть его экранизации романа братьев Стругацких «Обитаемый остров» выходит в прокат уже зимой.
А вот с театром в Крыму напряженка. Ялта — город с несчастливой театральной судьбой. Городской театр берет отсчет с января 1883 года, когда местный рачительный житель Фома Аронович Бегун — почетный гражданин Ялты — выкупил землю в городском саду для строительства театра. Дальше — блеск и роскошь XIX века, поиски века XX, гастроли МХАТа, выступления Шаляпина и Рахманинова, оккупация, два пожара, во время которых здание сгорело полностью.
В 1996 году ялтинский театр был закрыт на капитальный ремонт, но в данном случае речь уже шла о капитальном погребении. Коллектив стал заложником политики: «Киев не хотел тратить украинский бюджет на памятник русскому театру, а Москва не особо намеревалась вкладываться в собственность другого государства», — как написано в одном из московских изданий.
Реконструкция по инициативе Путина и Кучмы все–таки началась, но только в 2000 году, когда заброшенный театр уже представлял собой жалкое зрелище. Она тянулась восемь лет и тянулась бы дальше, но тут в дело вмешался известный российский меценат Александр Лебедев. В общем, в Ялте уже выросло целое поколение горожан, не имеющих представления о театральной культуре как таковой. Да и на фестивальные показы зритель ходил туго. В этом, может быть, и есть главное значение фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» — вдохнуть новую жизнь в реконструированные стены, реанимировать театральный процесс Крыма.
Меценат Лебедев взялся за дело серьезно. Недавно в Москве прошла презентация чеховского театра в Ялте. На представление наверняка за скромный голливудский гонорар приехал и известный американский актер Джон Малкович. На вопрос, почему актер согласился стать патроном программы, он ответил: «Прежде всего потому, что я хорошо знаком с семьей Лебедевых, мы давно собирались что–то сделать вместе, и это хороший повод. Естественно, имя Чехова имеет магическую силу и притягивает людей. Чехов для иностранцев — автор, формирующий определенный образ России». В общем, будем надеяться, что ялтинскому театру на это раз действительно повезет, если у него появились такие высокие патроны. Уже в следующем году Малкович собирается даже привезти в Крым свою будущую премьеру — «Опасные связи». Кроме того, уже ясно, что второй фестиваль «Театр. Чехов. Ялта» — тоже не иллюзия.
Подводя итоги, художественный руководитель Театра белорусской драматургии Валерий Анисенко предрекает фестивалю счастливую судьбу.
— Сюда обязательно поедут! — уверен Валерий Данилович. — И вот увидите, этот ялтинский форум станет одним из самых популярных не только в Украине, но и в СНГ. Здесь есть все для того, чтобы фестиваль рос и развивался: во–первых, великолепное здание с развитой инфраструктурой и самой современной сценой, грамотная команда профессионалов во главе с директором театра Николаем Рудником, месторасположение — жемчужина Крыма...
— Вы назвали один из фестивальных спектаклей вредным? Почему, на ваш взгляд, такие незатейливые вещи все–таки попадают на международный фестиваль?
— Это первый фестиваль, и, конечно, избежать каких–то ошибок было невозможно. Думаю, в следующем году отбор будет уже гораздо строже. В кулуарах Николай Рудник признался мне, что до сих пор с трудом верит в то, что этот форум под названием «Международный фестиваль» наяву проходит у него в театре! Если нас позовут в следующий раз, мы обязательно приедем. Моя мечта — показать в этом историческом месте нашего «Иванова».
...И еще один штрих к портрету фестиваля и ялтинского театра. Он наверняка понравится всем новаторам, которые стремятся избавить высокое театральное искусство от скучной шелухи натужной изобразительности. В театре нет... кого бы вы думали? Правильно — труппы. Репертуара тоже нет. Есть только грамотная команда менеджеров и творческих людей, готовых предоставить лакомую курортную площадку для любых гастролей и шоу.
Такой вот театр XXI века, начинавшийся с чеховского слова и нежданно опустевший, как имение Раневской, пущенное с молотка за долги.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.