ОНИ У НАС ЕЩЁ ПОПЛЯШУТ
Они у нас ещё попляшут
Минчанам представили программу американской музыки Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20081020.42/360226281 Ансамбль солистов «Классик-Авангард» под управлением Владимира Байдова и приглашенный посольством США в Беларуси американский дирижер Филипп Симмонс 16 октября представили на сцене Малого зала Белгосфилармонии свою совместную программу. Звучали произведения американских и европейских композиторов начала прошлого века, посвященные Америке танцующей и марширующей, патриотической и сюрреалистической. А первая часть концерта представляла музыку наиболее известных в США русских композиторов XX в., Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, тоже не чуждых танцевальных влияний. ОТ МИЙО ДО СУЗЫ Программа «Dance-танцы и… «американцы» не просто предлагала ознакомиться с произведениями развлекательной американской музыки, сыгранной под чутким руководством приглашенного дирижера. Своими изысканиями в этом жанре белорусской публике были представлены композиторы самые серьезные: Дариус Мийо, Скотт Джоплин, Чарлз Айвз. Пусть и в ограниченных количествах, по одному произведению на легенду американской музыки. Класс работ упомянутой троицы в «несерьезном» жанре настолько высок, что все они вполне нормально смотрятся в компании даже сурового «короля американских маршей» Джона Филиппа Сузы. Более того, патриотический подъем и воодушевление прозвучавшего марша Сузы «Звезды и полосы навсегда» выгодно оттеняли точно просчитанную непосредственность Джоплина, европейского «американца» Мийо и Айвза - в тех их произведениях, что были отобраны для программы «Dance-танцев». Теплому приему программы в немалой степени способствовал и сам дирижер Филипп Симмонс. Буквально «протанцевав» у дирижерского пульта все полтора часа концерта, он покорил, кажется, даже самых скептически настроенных по отношению к американской развлекательной музыкальной традиции слушателей. ТЯЖЁЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ Первое отделение концерта, наверное, было призвано представить достойные примеры танцевальной музыки внутри и нашей большой музыкальной традиции. Возможно, продемонстрировать сложный симбиоз и идейное взаимопроникновение, в котором существовала или существует музыка всего мира. В пользу последнего предположения говорил и тот факт, что к Стравинскому и Шостаковичу были уже тщательно проложены «американские дорожки»: первого американцы якобы давно уже считают «своим» композитором, а у второго с Америкой и американским слушателем сложились особенно непростые отношения. Так или иначе, но русский ответ «американ-ским танцам» вышел несколько тяжеловесным. Если «Танцевальная сюита для камерного оркестра» Игоря Стравинского, несмотря на несомненную «танцевальность» названия и содержания, просто промахнулась с весовой категорией, то музыка Шостаковича к комедии Владимира Маяковского «Клоп» уже могла серьезно озадачить. Ведущая концерта композитор Лариса Симакович и руководитель Белорусской хоровой капеллы народный артист Беларуси Виктор Скоробогатов постарались вернуть «Клопу» всю свежесть идеологически «запретного плода», взяв на себя театральное и декламаторское его сопровождение. Сатира смотрелась остро, нормы китча перевыполнялись на глазах - у Шостаковича под управлением Филиппа Симмонса «Марш пионеров» тем временем сменялся «Маршем отцов города». Насколько в этот вечер музыка Шостаковича к «Клопу», и без того сатирическая и китчевая, нуждалась в актерской поддержке, сказать сложно, но зато точно никто не мог утверждать, что «блюдо не посолили». МУЗЫКА ЭПОХИ ЧЁРНО-БЕЛЫХ ФИЛЬМОВ Американский дирижер Филипп Ламберт Симмонс охотно выезжает в любой уголок земного шара, чтобы поиграть с местными оркестрами. На сегодняшний день его послужной коммандировочный список насчитывает около двадцати посещенных стран и триста сыгранных концертов. Россия, Чехия, Болгария, Словакия - теперь к этому списку добавилась и Беларусь. Однако деятельность Симмонса не ограничивается программами популяризации американской музыки за рубежом: у себя на родине он является директором Американского музыкального фестиваля и руководителем Линкольнского камерного оркестра. «Идея этого мероприятия - сфокусироваться на музыке кино, - рассказывает Филипп Симмонс. - Мы хотели представить ретроспективу американской музыки эпохи черно-белых фильмов. Но в то же время музыка Мийо может показаться слишком яркой для такой тематики, а The Entertainer Скотта Джоплина - напротив, типичный фортепианный стиль немого кино. Марш Айвза чаще исполнялся театральным оркестром - существует всего несколько камерных его записей. Но присутствие, например, Стравинского в этой программе - далеко не первоочередное». Симмонс не скрывает: не он выбирал «Классик-Авангард» из других белорусских ансамблей, но уровень коллектива впоследствии оценил очень высоко: «Меня просто пригласили дирижировать этим оркестром, и я был рад принять это предложение. Единственной сложностью была проблема правильно сбалансировать ансамбль: четыре духовых инструмента, четыре скрипки - мы оказались перед множеством вариантов. Работали в основном над этим, и, как мне кажется, получилось очень удачно». Почему программа американских танцев оказалась в соседстве с тяжелой артиллерией из Стравинского и Шостаковича, дирижер из США ответить затрудняется: выбор произведений первой части концерта принадлежал белорусской стороне. Впрочем, Филиппа Симмонса это не очень беспокоит: прошедшим концертом он остался доволен и запросто заехал бы в Беларусь еще раз - с новой американской программой какой угодно сложности. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ансамбль солистов «Классик-Авангард» под управлением Владимира Байдова и приглашенный посольством США в Беларуси американский дирижер Филипп Симмонс 1
|
|