Христианская любовь по-белорусски
26.08.2009 13:22
—
| 21.by
Источник материала: 21.by Алексий II и Александр Лукашенко На днях завершился трехдневный визит главы Русской Православной Церкви Алексия II в Белоруссию. Это – шестой по счету приезд Святейшего Патриарха в союзное с Россией государство. Несмотря на то, что белорусская власть давно расставила приоритеты своих взаимоотношений с христианскими конфессиями, и первое место отдает Православной церкви, другие религиозные общины в стране также весьма активны. А несколько месяцев назад республику посещал ближайший помощник Папы Римского — госсекретарь Ватикана Тарчизио Бертоне, которого, как и Патриарха Московского в эти дни, принимал президент РБ. Встречаясь с Алексием II, Александр Лукашенко заявил, что отсутствие межконфессиональных конфликтов в республике – заслуга Православной церкви. И пообещал, что Белоруссия всегда будет ее надежной опорой. Наградив гостя Орденом почета, Лукашенко назвал его своим учителем и добавил, что белорусский народ считает главу РПЦ своим Патриархом. В ответ Алексий II отметил, что Белоруссия – настоящий форпост духовности. И добавил: «Благодаря принятию христианства различные славянские племена смогли ощутить высокую общность духовного единства во Христе, на основании которой была создана единая культурная и духовная традиция братских народов России, Белоруссии и Украины». Частые визиты Алексия II в Белоруссию, по сравнению с его католическими собратьями по христианской вере, далеко не случайны. Доминирующей христианской конфессией в Белоруссии является православие. Доля тех, кто был крещен в православии, составляет около 70% населения страны. На втором месте находятся католики – около 20% верующих. Также в республике присутствуют и успешно развиваются протестантские церкви, есть иудеи, мусульмане, буддисты, верующие других конфессий. Вне Белоруссии широко распространено стереотипное представление о том, что православные в Белоруссии – это белорусы и русские, а католики – поляки. На самом деле, это не совсем так. Конечно, белорусские поляки в своем большинстве являются католиками, но католики – русские, а, тем более, белорусы, явление отнюдь нередкое. Вероисповедание в Белоруссии, в частности, у христиан, не имеет жесткой национальной привязки. В стране практически невозможно найти деревню, где на въезде и выезде не стояли бы кресты: православные или католические, в зависимости от преобладания верующих той или другой конфессии. Любопытно, что в западных регионах Минской области (которая расположена в центре страны) соседствуют православные и католические деревни. Что касается общения с прихожанами, населением, то Белорусская Православная Церковь, которая является частью РПЦ, использует для этого русский язык. И иногда называет в своих обращениях Белоруссию Белой Русью, хотя это название и не входит в список официальных. Католики и униаты в храмах, в общении с прихожанами используют белорусский язык. На соответствующих языках сделаны и сайты Белорусской православной церкви, Римско-католического костела и Униатской парафии. Традиционные конфессии в последнее время сталкиваются со все более сильной конкуренцией за сердца граждан Белоруссии: протестантские общины активно набирают новых сторонников, как из числа православных, так и католиков. Основная причина в том, что протестанты — более активны и инициативны. Согласно некоторым статистическим данным, протестантские общины уже догоняют по своему количеству католиков, традиционно вторую конфессию Белоруссии. Понятно, что инициаторами продвижения протестантизма, как и в других странах, выступают американские и европейские миссионеры, которые несут в белорусское общество свои ценности. В конце 1990-х гг. Православная церковь Белоруссии по факту обладала доминирующим правом в духовной жизни страны. Потом, параллельно, аналогичным правом стали пользоваться и католики. Официально это нигде не объявлялось, но такую тенденцию жители Белоруссии почувствовали. В частности, сейчас равнозначными являются православные и католические праздники. В народе Пасха одной и второй конфессий празднуется достаточно широко. Что же касается Рождества, то и католическое, и православное — являются в РБ государственными праздниками и выходными днями. Правда, награды за духовное возрождение деятелям культуры президент страны вручает именно 7 января. К тому же, в процессе формирования новой белорусской политико-экономической модели, Православная церковь заключила с государством ряд соглашений: в сфере культуры, образования и др. А в 2006 г., когда Александр Лукашенко был избран главой государства в третий раз, глава Белорусской Православной Церкви митрополит Филарет наградил его церковным орденом святого Кирилла Туровского. Вручая награду, Филарет сказал: «Пусть наш учитель и наставник помогает вам в ваших дальнейших трудах на славу Отечества». Реагируя на новые вызовы и стремясь сохранить свое доминирующее положение в белорусском обществе, в этом году БПЦ взялась за создание православной радиостанции. В настоящее время идет разработка программного проекта и решаются вопросы ее технического обеспечения. Униатская парафия информирует население о своей деятельности с помощью упомянутого выше официального сайта и газеты «Царква» (русск. «Церковь»). Уникальность униатской парафии, которая подчиняется Папе Римскому, но службу проводит по православному обряду, в том, что с нулевым количеством своих священнослужителей и прихожан в начале 1990-х сегодня она выросла до 10 тысяч сторонников. А это – одна тысячная населения Белоруссии. Хотя XVI-XVII вв. греко-католическая церковь охватывала более половины населения Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой, куда входила сегодняшняя Белоруссия. Упадок униатства на белорусской земле наступил в середине XIX в. Сегодняшняя униатская парафия святого Язэпа была основана в 1990 г. как Минская греко-католическая община. Что касается еще одной конфессии — белорусской православной автокефальной церкви, то она действует лишь за границей, в частности, в эмигрантских кругах США и Канады. В Белоруссии же проявляет полную пассивность, и, чтобы эта ситуация сохранилась, БПЦ Московского Патриархата юридически стала единственным правообладателем слова «православный» и производных от него на территории РБ. Как уже говорилось, белорусская власть в качестве партнеров среди религиозных объединений страны выбрала православную церковь и католический костел, представляющие подавляющее большинство верующих жителей страны. Но сотрудничество с ними идет не только внутри страны, но и во внешней политике. И, если взаимодействие с Белорусской и Русской православными церквями традиционно и понятно, то сотрудничество официального Минска и католического мира — только начинается. По крайней мере, президент Александр Лукашенко уже пригласил Папу Римского Бенедикта ХVI в Белоруссию. Александр Сагайдан РосбалтЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Алексий II и Александр Лукашенко На днях завершился трехдневный визит главы Русской Православной Церкви Алексия II в Белоруссию.
|
|