Бензиновая «лихорадка»: цены на АЗС Беларуси упорно не снижаютсяЦены на бензин и дизель в России неустанно снижаются на протяжении уже трех месяцев. Правительство Украины заявило о том, что намерено понизить цены на нефтепродукты ниже 5 гривен за литр, и ведет переговоры с крупными поставщиками нефти и НПЗ. В США с ценами на бензин вообще праздник какой-то – повысившись к середине лета до 4-х с лишним долларов за галлон (галлон – почти 4 литра), то есть больше доллара за литр, цена на бензин на прошлой неделе упала до 2,5 долларов за галлон, то есть – до 65 центов за литр, что в переводе на белорусские рубли дает цену в 1380-1400 рублей. В Беларуси экономическая стабильность, которая почему-то привела к повышению цен на хлеб, молоко, сахар, проезд в транспорте, ЖКХ и т.д., столь же непонятным образом не позволяет снижаться ценам на топливо на АЗС. Трижды повысившись в июне-июле текущего года цены на нефтепродукты застыли на самых высоких отметках (в долларовом эквиваленте) за всю историю независимости Беларуси. Все очень ждут снижения, но ожидания напрасны - правительство Беларуси посчитало нецелесообразным снижать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке в связи с падением мировых цен. Как сообщил «В ходе обсуждения специалисты сделали вывод, что делать это нецелесообразно», - сказал собеседник. Источник пояснил, что снижение цен на горючее при его реализации на внутреннем рынке неизбежно повлечет за собой пересмотр размера госсубсидий для нефтеперерабатывающих компаний. «А зачем перекладывать деньги из одного государственного кармана в другой?» - отметил чиновник. Напомним, о каких субсидиях идет речь, кому они выплачиваются и что не хотят чиновники перекладывать из одного кармана в другой. Как известно, при экспорте нефти из России уплачивается пошлина в размере $287,3 за тонну (с 1 ноября). На поставки нефти в Беларусь действует дисконтный коэффициент 0,335. Таким образом, пошлина для Беларуси составляет $96,2 за тонну. Как известно, при экспорте готовых нефтепродуктов из Беларуси уплачивается экспортная пошлина, которая эквивалентна аналогичной пошлине при экспорте нефтепродуктов из России. С 1 ноября эта пошлина на светлые нефтепродукты (легкие и средние дистилляты, газойли, сжиженные газы, бензол, толуол, ксилолы) составляет $205,9 за тонну, на темные нефтепродукты (масла, отработанные нефтепродукты, минеральные воски, кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки нефтепереработки) - $110,9 за тонну. Эта пошлина поступает в белорусский бюджет, из которого затем и выплачиваются субсидии (компенсация за упомянутую экспортную пошлину в размере $96,2 за тонну) импортерам нефти в Беларусь. Субсидии поступают на нефтеперерабатывающие предприятия (НПЗ), а затем выплачиваются непосредственно импортерам. При этом размер субсидий абсолютно не зависит от цены на нефтепродукты и нефть и рассчитывается по формуле: объем поставленной на переработку нефти в Беларусь за отчетный период (месяц) [х] (умножить) на ставку экспортной пошлины на дату отгрузки ($96,2 за тонну) [х] на постоянный для 2008 года коэффициент 0,335 [х] на переменный коэффициент, который ежемесячно утверждается концерном «Белнефтехим»: например 0,9 – в октябре, 0,7 – в ноябре. Не все нефтепродукты, произведенные на белорусских НПЗ, уходят на экспорт. Часть их поступает на внутренний рынок, и цена реализации включает в себя не только себестоимость горючего, налоги, но и акциз, величина которого в цене превышает 50%. Еще летом поставщики нефти жаловались, что поставки нефтепродуктов на внутренний рынок являются нерентабельными. Но с падением цен на нефть на мировом рынке, а соответственно и цен на нефтепродукты ситуация кардинальным образом изменилась. Благодаря «стабильной» ценовой политике Белнефтехима внутренний рынок стал суперпривлекательным, в то время как на экспорте при нынешних ценах много не заработаешь. Сегодня котировки оптовых цен на экспорт и реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке разительно отличаются. Так, котировка бензина АИ92 на поставку на внутренний рынок составляет $1168 за тонну, на экспорт - $450 (в два с лишним раза ниже), А95 - $1337 и $468.5 соответственно, дизельного топлива - $848.8 и $646.5. Невооруженным глазом заметно, что в отношении цен на бензин на внутреннем рынке есть куда падать, причем не на 2-3%, а скажем в 2 раза. Но что мешает концерну «Белнефтехим» понизить цену на внутреннем рынке? Во-первых, снижение цены невозможно без снижения акциза, который утвержден указом А.Лукашенко. Сомнительно, что кто-либо из чиновников согласится ратовать в условиях мирового кризиса за снижение этого налога, а значит сокращение поступлений в бюджет. Во-вторых, высокие цены на внутреннем рынке позволяют обеспечивать выполнение ряда прогнозных показателей, что будет поважнее заботы о потребителях. Ну, и в-третьих, чиновник был прав – зачем что-то перекладывать из одного кармана в другой, когда проще набивать оба за счет карманов рядовых потребителей нефтепродуктов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Цены на бензин и дизель в России неустанно снижаются на протяжении уже трех месяцев.
|
|