21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Почему российские авиакомпании летают на старье?

26.08.2009 10:37 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вспоминая о летнем сезоне отпусков, пилот небольшой авиакомпании Владимир перекрестился:   - Слава богу, закончился! Мы же к каждому полету на юга готовились как к последнему! Спрос на билеты взлетает, а парк самолетов у нашей авиакомпании к лету не увеличивается. Вот и гоняем рухлядь...   Старый лайнер - как старое авто. Если ремонтировать - ездит. Но с каждым годом все меньше гарантии, что на полном ходу не отвалится, например, колесо... Увы, около 80 процентов российского авиапарка - старье. Например, большинство имеющихся Ан-24 отслужили от 30 до 40 лет. Большинство Як-40 отпахали от 20 лет до 35. Столько же отработали Ту-134. По словам бывшего главы   Росавиации Евгения Бачурина, через 2 - 3 года эти модели надо будет снимать с полетов. Но снимут ли?   Нет пассажиров - нет проблем   Понятно, что наш авиапарк постарел не вдруг. Развал отрасли начался с развала СССР. В условиях рынка билет на самолет стал не по карману большинству россиян. И если в 90-м году одна авиакомпания («Аэрофлот») перевезла почти 90 млн. пассажиров, то в 2000-м все перевозчики вместе взятые - 21,5 млн.   - Большая часть авиапарка стала попросту никому не нужна, - говорит менеджер «Объединенной авиастроительной корпорации» Максим СЫСОЕВ. - А зачем, если пассажиров мало? В итоге заводы, оставшиеся без заказов, перестали что-либо производить и уволили большую часть сотрудников.   Долгое время авиакомпании «проедали» советское наследство, используя лайнеры 70 - 80-х годов. А когда те стали стареть, переключились на «Боинги» и «Эрбасы» (см. графику). Причем покупали не новые, а оттрубившие за границей по десятку лет. Причина проста: новый западный лайнер стоит в несколько раз дороже, чем такой же, но б/у!   Парадокс: старую западную технику авиакомпании вынуждены покупать, потому что... государство попыталось возродить отечественное самолетостроение. Авиакомпаниям пообещали: скоро в России появится самолет, который сможет конкурировать с западным по ценам.   Не появился. Зато родились драконовские пошлины - со стоимости каждого нового зарубежного лайнера авиакомпания должна заплатить государству 20 процентов и еще 18 процентов НДС.   Конкретный пример. Новый «Боинг» стоит примерно 50 млн. долларов. А обходится российским перевозчикам в 69 (50 млн. - цена завода, 10 - пошлина и 9 - НДС). Такой же «Боинг», но летавший 15 лет, скажем, на китайских рейсах, стоит 10 млн. и в конечном счете обходится в 13,8 млн. долларов. Почувствуйте разницу.   Но справедливости ради надо сказать, что сейчас отменены пошлины на самолеты вместимостью до 19 и более 300 мест. Будут упразднены и пошлины на самолеты до 50 мест. Мы таких в России не делаем. Значит, надо их закупать.   Государственные интересы   Когда вводили пошлины, авиакомпаниям обещали: уже к 2009 году будет запущен в массовое производство самолет «Супер-джет». Однако время идет,   «Суперджет» совершил только показательный полет, над ним еще надо работать, а новых «тушек» выпускают в год по чайной ложке. И сегодня авиакомпании стоят перед задачкой: новые западные самолеты им не по карману, а новых, готовых, запущенных на конвейер российских просто нет в природе. Не погорячились ли с пошлинами? Тут, как водится, две правды.   - Государство, по сути, вынуждает нас покупать западное старье! - рубят с плеча менеджеры авиакомпаний.   А вот пожелавший остаться неизвестным чиновник Рос-авиации описывает проблему иначе:   - Мы мыслим стратегически. Представьте, что сегодня взяли и отменили все пошлины. Большинство авиакомпаний понакупят резко подешевевшие «Боинги» и аэробусы! А дальше что? Парк они обновят на многие годы вперед. И кому тогда будут нужны любые, даже суперотличные, произведенные в России самолеты? И отрасль вновь свернется...   Тупик? Неужели единственный выход для пассажиров - ждать, когда наш производитель окончательно встанет на ноги?   - Но это дело не одного года, - признается Сысоев. - Мы планируем, что значительное обновление авиапарка (около 1000 новых самолетов) состоится к 2025 году.   До того, видать, пилоту Владимиру придется с ужасом ждать каждого «отпускного сезона» - каторги летних перевозок на старье...   ДРУГОЕ МНЕНИЕ   Олег ПАНТЕЛЕЕВ, глава аналитической службы «Авиапорт»:   - Не надо думать, что старые самолеты - это всегда небезопасно. Например, вы купили подержанный автомобиль, но это не значит, что вы обязательно попадете в аварию. Другое дело, что есть такое понятие, как летная годность. И, чтобы поддержать бывший в употреблении самолет в состоянии летной годности, авиакомпаниям надо тратить дополнительные деньги на ремонт, которые затем закладываются в стоимость билета. Никакой серьезной угрозы жизням пассажиров я не вижу. Но действительно до покупки новых самолетов российским авиакомпаниям еще предстоит дорасти.   КСТАТИ   Бывший топ-менеджер «Дальавиа» лечился за счет средств компании   За это на него завели уголовное дело   Гигантские долги привели авиакомпанию «Дальавиа» пару месяцев назад к банкротству. Но, как выяснила прокуратура, пока пассажиры томились в ожидании своих рейсов по всей стране, а работники авиакомпании сидели без зарплаты, один из руководителей тратил деньги фирмы отнюдь не на закупку керосина...   - Бывший заместитель гендиректора авиакомпании Владимир Архипов незаконно потратил денежные средства предприятия в личных целях - на поездку в Новосибирск для лечения, - сообщили в дежурной части Дальневосточной транспортной прокуратуры.   О какой конкретно сумме идет речь, следователи пока не распространяются. Но не исключают: это далеко не все растраты, что удалось раскопать во время проверки. Компания «Дальавиа» тем временем уже прекратила полеты: сотрудники сидят в ожидании увольнений, самолеты готовятся продавать или сдавать в аренду другим перевозчикам.   Борис СТАВРОГИН («КП» - Хабаровск»)   ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА   Полувоенная авиация   Песню о том, как разваливали наше гражданское самолетостроение, спели уже практически хором. И хор этот старательно обходит очень простую и ясную причину, по которой мы никогда не были в лидерах гражданской авиации и, похоже, долго еще не будем. У нас просто давно не разрабатывались новинки для гражданской авиации. Как запустили Ту-154 и Ту-134, так они и пахали небо. Что-то там еще было в области Ан-3, да как-то и затихло. Единственные два новых массовых самолета последнего советского периода - Ил-86 (практически он же - 96) и Як-42. Вот и весь наш ответ европейскому чемберлену. А зачем было разрабатывать-то? Летают - и ладно, нечего деньги на конструкторов тратить. Первые «новинки» - Ту-204 и легендарный (длинновата уже, правда, легенда) «Суперджет» появились уже в новом веке. Остальное - развитие вертолетов и грузовых самолетов. Почему? Да потому что они - база военно-транспортной авиации.   Так что в истории с гражданскими крылышками у нас произошло то же, что и со многими отраслями промышленности: мы развивали военную технику как основную, а для граждан - что останется. И давно уже, где-то в семидесятых годах, катастрофически отстали от нормальных разработок гражданских самолетов Запада, нам было все равно, на чем и в каких условиях летают пассажиры - хоть крылатыми «общими вагонами»... Потому и закупаем теперь «Боинги» и «Эрбасы». Они лучше, комфортабельнее, экономичнее. Ведь, делая их, западные ребята думали не о количестве десантников, которое можно втиснуть в брюхо самолета, и не о бомбовой нагрузке, а о людях. Наконец-то и наши мозги стали вяло поворачиваться на «Суперджете» и Ту-204, которые, увы,  вынуждены догонять зарубежные аналоги, а значит - пока быть во многом их «младенческими» копиями, а не оригинальными разработками. Но и то - слава богу. Раньше и этого не было вообще: ну не заказывало у нас государство чисто  гражданские самолеты (а не переделку военных разработок). Конечно, мы переживаем в этом смысле детскую болезнь гражданской авиации. И чем скорее она пройдет, тем быстрее мы перестанем закупать иностранные лайнеры. А может быть, еще и начнем продавать свои.   Андрей ДЯТЛОВ   Хотите обсудить? Заходите на наш сайт.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Комсомолка» попыталась разобраться, из-за чего пассажиры вынуждены рисковать жизнью в подержанных самолетах
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика