Премьер-министры Латвии и Беларуси Иварс Годманис и Сергей Сидорский в ходе предстоящих сегодня двухсторонних переговоров рассмотрят сотрудничество в энергетике.
Глава правительства Латвии И.Годманис, отвечая на вопросы журналистов в Риге, подтвердил, что "есть ряд вопросов в энергетике, которые мы намерены обсудить". По словам латвийского премьера, сотрудничество перспективно двух сферах: энергетической безопасности и диверсификации поставок энергоресурсов.
"Энергетическая безопасность очень важна, чтобы подстраховаться. А подключение к другим сетям, расширение ресурсов из других сторон также обеспечат энергетическую безопасность", - уточнил И.Годманис.
Глава латвийского правительства признал, что перевалка белорусских калийных удобрений через латвийские порты сократилась, заметив, что "это рынок".
Отвечая на вопрос о перспективах увеличения поставок белорусских нефтепродуктов в Латвию, И.Годманис заявил, что это будет зависеть от дальнейшего колебания цены на нефть.
"Непонятно, что будет с ценой, будет ли она падать. Но надо быть реалистами, хотя наблюдается спад, я бы не закладывал на перспективу такие низкие цены. А увеличение объемов закупок, в первую очередь, зависит от цены", - сказал латвийский премьер, подчеркнув, что однозначно ответить на этот вопрос он не может.
Основной прирост экспорта в Латвию 2008 году обеспечен за счет поставок нефтепродуктов ($1 322,1 млн, рост в 3 раза, доля в экспорте 75%). Экспорт без учета нефтепродуктов увеличился на 119,2% по отношению к аналогичному периоду 2007 года (до $445,6 млн).
В 2004 году в Латвии создана дочерняя структура концерна "Белнефтехим" ООО "Белнефтехим Балтик", которая переименована в ООО "Ойл Логистик". Это позволило совместно с белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями поставлять нефтепродукты на условиях ФОБ-Латвия, установить прямые контакты с покупателями нефтепродуктов в Латвии и третьих странах, обеспечить экспедирование по Латвийской железной дороге и перевалку в морских портах.
В настоящее время белорусские нефтепродукты занимают значительную долю на внутреннем рынке Латвии (около 40 процентов рынка дизельного топлива, 35 процентов рынка мазута и менее 0,5 процента рынка бензина). Сотрудничество с белорусскими НПЗ рассматривается латвийскими партнерами в качестве перспективного и необходимого направления работы, обеспечивающего стабильность латвийского рынка. Вместе с тем в ноябре-декабре 2007 года ООО "Белнефтехим Балтик" столкнулся с проблемами при осуществлении своей финансовой деятельности в связи с введением США санкций в отношении концерна "Белнефтехим".
Через порты Латвии осуществляется отгрузка основной доли белорусских экспортных грузов, которые поставляются в зарубежные страны морским транспортом (от 60 до 80%), в абсолютных цифрах - 13-16 млн тонн ежегодно. В структуре этих грузов почти 10 млн тонн составляют нефтепродукты (свыше 70% всего экспорта белорусских нефтепродуктов).