21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ШОПЕНА

26.08.2009 10:37 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Не обошлось без Шопена
Польский дирижёр Роман Ревакович выступил в Минске

Кирилл БОРИСЕНКО

http://www.belgazeta.by/20081117.46/360286281

В рамках экспериментального польско-белорусского проекта обмена дирижерами Минск посетил Роман Ревакович. На фестивале «Белорусская музыкальная осень» польский дирижер представил украинско-белорусско-польскую программу современной академической музыки.

К ПОЛЯКАМ СО СВОИМ ШОПЕНОМ

Обмен дирижерами - дело, выгодное во всех отношениях. Импортируемый дирижер занимает одно посадочное место в транспорте, одно место в больно бьющей по какому угодно карману системы гостиничного обслуживания, требует суточных всего на одно лицо, и договариваться с ним о деталях проще, нежели с целым коллективом симфонического оркестра. У дирижера редко бывает менеджер, а если и бывает, то тоже один.

Ввозимый в страну для концерта дирижер абсолютно легально привозит с собой много нот для исполнения, автоматически легализируя часть уже имеющихся в стране. Бывает, конечно, репертуар ввезенного дирижера огорчает традиционностью, но нередки и случаи, когда в этот репертуар входят произведения, почитаемые только у него на родине.

Иностранный дирижер неизменно собирает зал - хотя бы из представителей дипкорпуса и культурных центров. Наконец, ввезенный дирижер фактом своего появления сильно дисциплинирует местного дирижера, сменяя его на один концерт на руководящем посту.

Понятно, что за несколько дней нельзя натаскать целый оркестр, даже камерный, на новый материал; чаще получается программа весьма компромиссная, однако неудобства с лихвой окупают новая, не приевшаяся «акробатика» у пульта и несомненное расширение кругозора публики.

Программа обмена дирижерами в данном случае выглядела просто. Дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси Петр Вандиловский сформулировал ее так: «К нам приезжает Роман Ревакович, польский дирижер, играет концерт Шопена, а затем наш дирижер едет в Польшу и играет Шопена там».

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ПРОВИНЦИИ

Несмотря на этот мрачноватый прогноз, вечер Шопеном не ограничился: он был открыт «Камерной симфонией N5» современного украинского композитора Игоря Щербакова. Программа предлагала для прослушивания сочинения, которые условно можно было отнести к ренессансу романтической традиции с использованием актуальных композиционных средств. «Камерная симфония» представляла собой наиболее яркое свидетельство этой тенденции: умеренное использование эмоциональных современных музыкальных средств и несколько пасторальный характер произведения компенсировались вроде бы новаторским решением каждой отдельной задачи.

Честь поддержать авангардно-романтическое настроение была предоставлена белорусскому композитору Дмитрию Лыбину и его «Провинциальной симфонии», написанной по заказу фонда фестиваля «Варшавская осень». Роман Ревакович дирижировал премьерой «Провинциальной симфонии» во Львове в 2006г. Как и предыдущий номер, симфония Щербакова была вывезена Реваковичем из его визитов - только уже на Украину, для работы с тамошними оркестрами.

Конечно, на минчан «Провинциальная симфония» вряд ли могла произвести такое же сильное впечатление, как на поляков и украинцев: люди здесь живут уже давно и знают, почем здесь провинциальность. Вряд ли кто-то ожидал, что в прочтении председателя Белорусского общества современной музыки Дмитрия Лыбина она окажется разодетой в венки из васильков, полупрозрачные платья отдыхающих у берегов Браславских озер нимф и тягучие песнопения утомленных благодарным сельскохозяйственным трудом пастушков. Волей случая симфония передавала всю трагедию академической и новой белорусской музыкальной сцены, с ее неуклюжей эклектикой, попытками рационального соединения народной и академической традиций.

ПЕСНИ-ЦВЕТЫ И ПЕСНИ-СКАЗКИ

Вокальный цикл Chantefleurs et chantefables для сопрано и оркестра Витольда Лютославского был как раз тем номером, который украсил собой программу концерта. Будучи примером позднего периода творчества Лютославского, уже практически отказавшегося от принесших ему славу авангардных изысков, это произведение тем не менее в полной мере сохранило сложность композиционного языка и значимость для слушателя. Chantefleurs et chantefables считается настоящей жемчужиной наследия Лютославского, неизменно всплывая на альбомах с крупными оркестровыми произведениями если не второго, то третьего (после Кароля Шимановского) «нового Шопена».

Вокальный цикл был создан Лютославским в 1990г. по почти одноименному циклу французского поэта-сюрреалиста Робера Десноса Chantefables et chantefleurs («Песни-сказки и песни-цветы»). Это было уже второе обращение польского композитора к творчеству Десноса - до этого, в 1971г., на его стихи Лютославский пишет Les Espaces du Sommeil, сочинение для баритона и оркестра. Сюрреалистические образы Chantefables et chantefleurs у Лютославского приобретают некоторую национальную окраску: юмор стихов Десноса слегка упрощается, краски становятся ярче, образовавшиеся каверны заполняются силой позднего гения польского композитора, воссоздавая ценность исходного материала искусственно, но в полной мере.

Некоторая полнокровность и витальность, привнесенная Лютославским в слишком французскую поэтику Десноса, в представлении на белорусской сцене оказалась еще более акцентированной. Две записи этого произведения считаются каноническими: первая - c Ольгой Пасечник (сопрано, Польша) и Национальным симфоническим оркестром польского радио и телевидения, вторая - с Дон Апшоу (сопрано, США) и оркестром филармонии Лос-Анджелеса. В каждой из версий вокальная линия сопрано звучит скорее обедненно: без всякой оперной роскоши, но чрезвычайно уверенно на самых опасных вокальных поворотах, покоряя уверенностью и строгой красотой. Исполнение Светланы Стародетко (Беларусь) скорее следовало другому принципу - изобиловало колоратурными украшениями, уступая в уверенности ведения не самых типичных для вокальной традиции партий.

Такой трактовкой солистка заслужила восхищение не только публики, но и самого дирижера Романа Реваковича, секретаря общества им. Лютославского в Польше.

А вслед за Лютославским во втором отделении последовал и обещанный Шопен: «Концерт N2 для фортепиано с оркестром».
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В рамках экспериментального польско-белорусского проекта обмена дирижерами Минск посетил Роман Ревакович. На фестивале «Белорусская музыкальная осень»
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика