ЧЁРНЫЙ АВТОЧЕТВЕРГ
Чёрный авточетверг
Ограничение покупки валюты ударит по автоимпортёрам Елена АНКУДО http://www.belgazeta.by/20081117.46/040120751 Усиление контроля за валютными операциями через обязательный мониторинг сделок на внебиржевом рынке коснется и поставщиков, и потребителей. Как это скажется на авторынке и каким машинам отдадут предпочтение покупатели, корреспонденту «БелГазеты» рассказал председатель правления БАА Сергей МИХНЕВИЧ. - На первый взгляд, письмо Нацбанка всего лишь усложнило процедуру покупки валюты резидентами страны, удлинив ее на несколько дней. Почему субъекты хозяйствования, в частности автоимпортеры, заговорили о «черном четверге»? - Кроме письма, существует еще распоряжение Нацбанка отказывать в рассмотрении контрактов, связанных с предоплатой. Заработали механизмы фильтрации покупки валюты, мы опасаемся новых запретов. Задержка покупки валюты усложняет путь движения и оборота денег. Столкнувшись с отказами на приобретение валюты, поставщики попадают в ситуацию, близкую к закрытию. - Вам уже известно о фактах отказа продажи валюты? - Да. Об этом сообщили топ-менеджеры компаний, занятых поставками косметики и специализированного оборудования. - Как решение Нацбанка отразится на автоимпортерах? - Меры, принятые с целью координации покупки валюты в стране, не приведут к экономии валютных ресурсов, если ограничат работу автоимпортеров. Государство не остановит желания покупателей приобрести автомобиль. Взяв с собой валюту, которую они пока приобретают без ограничений, физлица купят машину в другой стране, как это было до 2005г. Государство должно понимать: оно потеряет налоги автоимпортеров. Импортные продукты можно заменить отечественными, а чем вы замените новый автомобиль? Разве что подержанным. Но и на него придется тратить валюту. В лучшей ситуации компании, помогающие купить автомобиль в США. Они работают по прямым внешнеторговым контрактам, валюта уходит из государства. - Но в условиях кризиса государству придется смириться с уменьшением налогов… - Лучше рассуждать логически: даже если клиент решится на предоплату всей стоимости автомобиля, на расчетный счет автосалона все равно поступят рубли, и придется ломать голову, как купить на них валюту. Не найдя предложений в белорусском автосалоне, потребитель обратится в литовский, в 180 км от Минска. Деньги все равно вывезут за границу: машины, спрос на которые стабилен, в Беларуси не производятся. Мы понимаем, что действия Нацбанка направлены на сохранение валюты для закупки стратегического импорта. Но в условиях кризиса гражданин, думающий о сохранении денег, вложит их именно в автомобиль: недвижимость в стране слишком дорогая. «СВЕРНУТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» - Насколько усложнится работа импортеров в новых условиях? - Не все автопроизводители отпускают товар без предоплаты. Это значит, что импортерам придется перезаключать контракты либо уговаривать производителей отпустить им товар без предоплаты. Если производитель сочтет нужным, он пойдет навстречу, если нет - импортеры столкнутся с отказом от поставок и, соответственно, свернут деятельность. - Производители, столкнувшиеся с кризисом, пойдут навстречу импортерам? - Надеюсь. Но стоит помнить: финансовая ситуация в мире непредсказуема. Столкнувшись с проблемой ликвидности, производители приостановят любые отгрузки без предоплаты, в какой бы ситуации они ни находились. Я опасаюсь худшего. Производитель даже с затоваренным складом серьезно подумает, прежде чем примет решение отпустить товар покупателю, не имеющему валюты. - Действия Нацбанка сущест-венно ограничат возможности субъектов хозяйствования, ведущих внешнеэкономическую деятельность? - Да, и мы боимся, что это не последний шаг. Текст письма написан гладко, реально же субъекты хозяйствования уже сейчас говорят о невозможности купить валюту. Никто не гарантирует, что заявка будет удовлетворена. Что мы можем в этом случае говорить поставщику о графике оплаты товара? - Входят ли новые автомобили в список товаров «для удовлетворения потребности населения»? - Мы надеемся, что автомобили попадут в этот список: урезав продажу валюты на контракты с автопроизводителями. ВНИМАНИЕ: СКИДКИ! - Как вы оцениваете работу комиссии, намеренной отслеживать цели покупки и объемы контрактов? - Состав комиссии пока не назван, но, предполагая, что в нее войдут представители компетентных органов, могу сделать вывод: о нашей работе им и так известно многое. Разумеется, подробности заключения сделок - коммерческая тайна, но сейчас главное - иметь возможность приобрести валюту, а не скрывать объем сделки. - Какими вы видите ближайшие перспективы развития белорусского автобизнеса? Сократится ли модельный ряд в автосалонах? Снизятся ли объемы продаж? - Исчезнут те бренды и модели, поставщики которых не захотят работать без предоплаты. Кроме того, в Беларусь пойдет неликвид - то, что есть на складах. Заказать машину в любой комплектации из возможной программы продаж покупатель, скорее всего, не сможет, поэтому в период кризиса стоит ожидать сокращения выбора. Количество складских машин и предложений в белорусских шоу-румах уменьшится. - Какие автомобили наполнят страну в сложившихся условиях? - Мы прогнозируем, что спрос переместится в нишу более дешевых автомобилей. Те, кто ездит на машинах премиум-класса, вряд ли пересядут на дешевые, просто срок покупки новой машины отодвинется до лучших времен. В этом случае ожидается падение спроса на дорогие машины и увеличение его на более дешевые. - Останутся ли у автосалонов прежние скидки на автомобили или импортеры постараются поднять цены? - Те, кто столкнется с проблемой закупки валюты, будет распродавать оставшееся по принципу аукциона: кто даст больше. Если же у предприятия останется возможность завозить машины, оно будет придерживаться текущего ценообразования. Испытывая дефицит кредитных ресурсов банков для финансирования продаж, импортеры уменьшат складские запасы. - Наблюдая за скидками, можно будет делать вывод, отказали импортеру в покупке валюты или нет? - Я бы сказал иначе: импортеры, продающие машины со скидками, надеются, что смогут привезти новые. - Нарастание кризиса подтолкнет активизацию в стране сборочного производства китайских и иранских автомобилей? - Наоборот, это перечеркивает инвестиционные перспективы автомобильного производства: в мире закрываются заводы, склады переполнены! Я уже не говорю о том, что в России принимают всевозможные меры для вытеснения китайского сборочного производства. Кто купит машины, собранные в Беларуси? Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Усиление контроля за валютными операциями через обязательный мониторинг сделок на внебиржевом рынке коснется и поставщиков, и потребителей. Как это ск |
|