Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Ушкин день
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
«Ежик в тумане», «Акира», «Старик и море», «Унесенные призраками», «Сказка сказок», чернушные шортики студии «Пилот», «Труп невесты», мультяшные по сути «Город греха» и «Амели»… Лишь совсем уж простой человек скажет вам нынче, что мультяшки – это несерьезно. Анимация живет и побеждает, вопреки саркастичным прогнозам и грубым посулам превратить ее в компьютерную игру. Шедевров хватает. Но вот загвоздка: спроси африканского ребенка или боливийского наркодилера про мульткино — и тебе почти наверняка вспомнят ушастого зверенка в коротких штанишках и тяжелых башмаках. Микки Маус — принц этого мира. Глобальный суперстар. Нынче ему 80.
Самый популярный из всех американцев — реальных и придуманных. Самый узнаваемый персонаж, обогнавший Санта-Клауса. Непременный участник всех президентских выборов последних семидесяти лет: протестное голосование «против всех» вписывает в бюллетени его имя. Запрещенный артист: цензура гитлеровской Германии обвиняла Микки в антигерманских настроениях, режим Муссолини находил его несовместимым с духом «фашистской революции», а власти Румынии тогда же решили, что детки страшно испугаются столь крупного грызуна. Жертва подделок: в 2007 году телеканал экстремистской группировки «Хамаз» сделал героем телешоу его клона — ушастого мыша Фарфура. Псевдо-Микки учил деток любить автомат Калашникова и звал строить мир ислама. Все это про него. Все это о нем — гиперактивном недомерке с писклявым голоском и вспыльчивым характером. Микки Маус — эталон верного позиционирования, точной подачи и эффективной раскрутки. От рисованных конкурентов — типа Вуди Вудпекера, Багса Банни или Тома с Джерри — Микки отличался стихийным артистизмом, джентльменскими манерами и страстной жаждой лучшей доли. Прочие были шальными эксцентриками. Микки-Маус стал романтиком: мелким зверьком с большим сердцем. Пока другие мультяшки пилили, взрывали, били друг друга тяпками по голове и скакали по каньонам, Микки дирижировал симфоническим оркестром, крутил любовь с крошкой Минни, шел на войну за свою страну, строил семейный домик и встречал Рождество. Бойкий ушастик из смешных короткометражек оказался прямым наследником чаплиновского бродяжки Чарли — с его талантом постоянно попадать в самые дурацкие ситуации, влюбляться с лету, подбирать малолеток и побеждать тупых громил. Микки Маус не просто стал американским героем. Он как-то невзначай поймал смысл американской мечты: не жди чудес, гни свое и надейся на лучшее. Нет мелких зверьков — есть мелкие планы. Мечтай о большом и не вешай нос! Но, при всех своих достоинствах, Микки не попал бы в долгожители поп-культуры без грамотной маркетинговой стратегии. Он постоянно менялся вслед за временем: в дебютном 1928-м одним из первых мультяшек перешел с немого формата в звуковой. Потом стал цветным. Завел собственную серию приключенческих комиксов. Вовремя попал в телевизор. Убежал с больших экранов на видеокассеты. Провел серию пластических операций: размер и расположение ушек и глазок неоднократно менялись. Угодил в герои видеоигр. Флиртовал с компьютерной анимацией. И даже воссоединился со своим соперником Багсом Банни ради эффектного камео в знаменитом «Кто подставил Кролика Роджера?» Про массу сопутствующих товаров — от жвачки с вкладышами до дисков с его любимой музыкой и накладных ушек любого размера и качества — почтительно умолчим. Считать ли Микки актуальным артистом? С точки зрения мельтешения на экранах и заполнения полок в супермаркетах — вроде да. Но в плане креатива он кончился еще в 1940-м, отплясав с метлами в невероятной «Фантазии» и пожав на прощание руку легендарному дирижеру Леопольду Стоковскому. Все, что было дальше – круги на воде, детально срежиссированный эффект присутствия, коммерческая эксплуатация удачно найденного образа. Когда-то диснеевские дистрибьюторы строчили дядюшке Уолту: «Кролики не идут, дайте больше мышей!» Послушались. Дали. До сих пор не могут остановиться. Время открыть страшную тайну: Микки Маус мертв! Вместо ушастого афериста живет и действует его посмертная слава — орды плюшевых клонов, горы одноразовых комиксов, штабеля тарелочек с узнаваемым силуэтом. Сегодняшний Микки — сумма реплик и цитат. Он вездесущ и неотвязен. Его пример — другим наука. Мадонна сегодня — это Микки Маус вчера. Дизайнерский продукт. Технично проведенная операция по вербовке публики. Язык не врет: в английском сленге «Mickey Mouse» — синоним дешевки и любительщины. Впрочем, не все так плохо. Наш недоделанный рынок спас страну от мышиного передоза. У нас свой Микки — герой эпохи запоздавших перемен и фантомных реформ. Мультяшный Сталкер. Учитель того, как пройти через абсурдный мир и не потерять головы. Наш ушастый друг. Мыш, который всегда с тобой. Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков.
|
|