Почему белорусским дизайнерам платят в Европе всего 500 евро
29 ноября 2008 Экономика и бизнес
Лариса МИХАЛЬЧУК, Завтра твоей страны Белорусов не придется убеждать носить отечественные одежду и обувь, если они будут соответствовать мировым стандартам. "Стать итальянцами", прекратить тешить себя иллюзиями о превосходстве отечественных товаров над импортными и плотно сотрудничать с теми, кто сегодня является в бизнесе лидером - вот что нужно белорусам, чтобы интегрироваться в fashion-бизнес, считает байер, специалист fashion PR Алена ПОПОВА. - Отечественная легкая промышленность была создана во времена Советского Союза. Она имеет большие производственные мощности. У нас почти нет маленьких государственных швейных предприятий, которые способны чутко улавливать колебания рынка. Есть небольшое количество частных структур - что-то им удается, где-то они терпят фиаско. Крупные же предприятия могут интегрироваться в fashion-бизнес только по одной схеме - давальческое сырье и лицензионное производство. Для этого нужно "перестроить мозги", прекратить тешить себя иллюзиями о превосходстве отечественных товаров над импортными и начать плотно работать с теми, кто сегодня является в бизнесе лидером. Это очень сложно сделать, потому что сейчас, несмотря на разговоры о необходимости поднимать легкую промышленность, сейчас всем очень удобно. А для того, чтобы участвовать в марафоне под названием fashion-бизнес, нужно стать такими же трудоголиками, как, например, итальянцы. Посмотрите, как они работают: для них субботы и воскресенья вообще не существует. И сколько выставок они проводят, сколько дизайнерских школ существует, какое профессиональное наполнение! Кстати, в Италии в 1980-х гг. правительство озаботилось программой подъема той части промышленного производства, которая исторически была для страны значимой, и которая зарекомендовала себя в веках. В сектор, которому соответствует наша легкая промышленность, было инвестировано огромное количество денег. В результате появилось очень много мелких и средних частных компаний, которые со временем стали поглощать друг друга. Инвестиции были направлены в технологии, и в скором времени это стало приносить прибыль. Но главное - итальянцы традиционно уделяли большое внимание дизайну и продолжают делать это сейчас. У fashion-бизнеса три взаимосвязанные составляющие - производственная, творческая и маркетинговая. И если о необходимости развития производства и маркетинга у нас хотя бы идет речь, то о создании условий для развития творческой составляющей fashion-бизнеса вопрос вообще не ставится. То, что у нас обозначается понятием fashion, к бизнесу не имеет никакого отношения. Между тем, необходимо обращать внимание на талантливых людей и поддерживать их, в том числе и в профессиональном плане. В Беларуси этого очень не хватает. - У нас есть учебные заведения, которые готовят дизайнеров одежды, например - Да, есть, но надо понимать, что сегодняшняя fashion-культура - это в большей степени культура, чем 20-30 лет назад. А вот этого понимания как раз нет. Сейчас fashion-культура не может базироваться на исключительно узко-келейном знании. Сегодня для того, чтобы быть грамотным fashion-дизайнером, мало уметь кроить платье, мало знать компьютерные технологии, понимать методологию работы производства. Дизайнер должен быть искусствоведом, психологом, социологом, культурологом, то есть гуманитарным полиглотом. Именно так и называют студентов, которые учатся в fashion-академиях. Белорусские дизайнеры не успевают все осмыслить, не говоря уж о том, что в такой профессии многое надо, образно говоря, потрогать руками. Часто можно слышать: "О, тот такой талантливый, этот такой талантливый! " А как только эти таланты попадают в Европу, их берут на работу всего на зарплату в 500 евро. Почему? Да потому, что они безнадежно отстали со своими идеями и профессионализмом. Представьте "Формулу 1". Наши дизайнеры не то, что не сели в болид, который принимает участие в "Формуле", они даже пока не дошли до стадиона, на котором проходят гонки. "Болид" fashion-бизнеса уже улетел к финишу. Бесполезно за ним бежать. И это постоянное стремление изобретать велосипед! К тому же сейчас очень тяжелая экономическая ситуация во всем мире. Она, конечно же, затронула и fashion-бизнес. Я думаю, что уже весной мы увидим, как изменится его структура. Те, кто раньше бездумно потреблял все, что предлагал fashion-бизнес, начнет задумываться, а стоит ли это делать? Это может повернуть клиентов лицом к дизайнерской моде. Такая ситуация благоприятна для дизайнеров, в том числе начинающих и в том числе белорусских. Но, с другой стороны, получив больше шансов, надо задуматься, что, как и зачем делать, куда дальше двигаться. В любом бизнес-процессе, в fashion-бизнесе в особенности, цель должна быть четко определена. Уровень профессионализма во всем мире сейчас очень вырос. Обратите внимание на подиумы. Даже, если вы смотрите коллекции на prêt-a-porte, не говоря уж о коллекциях Haute couture, вы уже не говорите "Я тоже так могу сделать!". Не можете! Потому что вообще непонятно, как делается, из чего делается, и как вообще это можно сделать руками. - Насколько важно, на ваш взгляд, проводить мероприятия, подобные недавно прошедшему фестивалю авангардного искусства "Мамонт"? - В Беларуси всего три фестиваля моды. Сразу хочу заметить, что фестиваль "Мамонт" к fashion не имеет никакого отношения: это то, что называется "альтернативная мода". Это, так называемый, арт-продукт. Он создается под определенную задачу. Вы на него смотрите. Он вам может нравиться или не нравиться. И он проповедует искусство в искусстве. Это замечательно, что у нас есть люди, у которых хватает сил и средств, чтобы проводить такой фестиваль. Потому что если его не будет, не будет полета фантазии, во время которого дизайнер имеет возможность распрямить крылья, а это творческому человеку крайне необходимо. И как раз "Мамонт" позволяет это сделать. "Белая амфора" - это профессиональный конкурс. И к нему список требований должен быть расширен. На "Амфоре" появляются очень интересные люди. Их немного, но они есть. На них нужно обращать внимание, поддерживать и сотрудничать. И не тешить себя надеждой, что они сами что-то нашьют, потом сами как-нибудь вырастут. Им нужны деньги, и их нужно замечать. Третий фестиваль - это "Мельница моды", который организует Саша Варламов. У Варламова хватает подвижничества, чтобы проводить его, и интеллекта, чтобы приглашать на него экспертов из других стран. Мода сегодня - это тысячи складок, оборок и потайных швов, и чтобы понять ее, нужно почитать не только энциклопедии по истории костюма, но и сотни других книг, а также знать производство и рынок. Саша подтягивает молодых дизайнеров к этому процессу. Он дает им возможность задуматься над тем, что fashion-бизнес - это не картинка в глянцевом журнале, а глянцевый журнал - это не бумага. Глянцевый журнал - это мечта. Она отношения к реальности не имеет. Хорошо, что эти фестивали есть, но три фестиваля - это очень мало. Важно понять, что fashion сегодня - это не мода начала ХХ века. В начале XXI века понятие fashion неразрывно с бизнесом. Если мы будем продолжать рассматривать fashion только как искусство, мы будем по-прежнему топтаться на месте, терять деньги и, главное, время. Сегодня требуется знание технологий и производства, обладание бюджетом, умение работать в команде и работать быстро. Справка "Завтра твоей страны" Алена Попова окончила Минский государственный лингвистический университет, факультет английского языка по специальности переводчик и преподаватель английского, итальянского, немецкого языков. В Fashion-бизнесе с 1994 года. Сотрудничает с Genny Group, FACIB, BVM spa, Gruppo Forall, MilanoFashionMedia. Научный редактор издания "Fashion-бизнес. Теория, практика, феномен" под общей редакцией Николы Уайт и Йена Гриффитса. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
29 ноября 2008 Экономика и бизнес Лариса МИХАЛЬЧУК, Завтра твоей страны Белорусов не придется убеждать носить отечественные одежду и обувь, если они будут соответствовать мировым стандартам. "Стать итальянцами", прекратить тешить себя иллюзиями о превосходстве отечественных товаров над импортными и плотно...
|
|