- Добиваться необходимого результата удается благодаря реализации научных рекомендаций ученых по проведению комплекса защитных мероприятий, которые проводятся на загрязненных землях дополнительно к традиционно сложившимся технологиям. Конечно, они не дешевы, однако государство их финансирует, причем в последние годы - в полном объеме.
- Неужели на земле, загрязненной радионуклидами реально вырастить "чистый" продукт?
- Как видите - вполне реально. Дело в том, что сейчас радионуклиды находятся в почве, и нам необходимо предотвратить их поступление в корневую систему растений и далее - в их продуктивную часть, которую человек использует: напрямую или через кормление животных. Поэтому главная на сегодня задача - агрохимические защитные мероприятия, то есть внесение повышенных доз фосфорно-калийных удобрений и известкования кислых почв. На это тратится 75,4% всех средств, отпущенных на защитные мероприятия.
Конечно, удается не все, ведь эти почвы достаточно бедны и коэффициенты перехода радионуклидов в них достаточно высокие.
Продукция не всегда соответствует медицинским нормам, однако на стол потребителя она ни в коем разе не попадает. Мы проводим очень жесткий радиологический контроль, который охватывает все направления производства - сеть Минсельхозпрода представлена 517 лабораториями и постами радиационного контроля.
Конечно, есть проблемы, которые невозможно решить даже при помощи ученых и защитных мероприятий. Это, в первую очередь, касается Гомельского региона - Брагин, Хойники, Наровля, где есть загрязнение стронцием-90. К сожалению, при одинаковой плотности загрязнения почв цезием-137 и стронцием-90 поступление стронция-90 из почв в растения в среднем в 10 раз выше, чем цезия-137. В таких случаях используются другие подходы - например, в Хойниках построен спиртзавод - непригодное для производства продуктов питания зерно направляется на выработку спирта, который соответствует требованиям нормативов.
- А как быть с, например, "грязным" молоком? Неужели оно утилизируется?
- Зачем же? Несмотря на то, что с момента катастрофы на ЧАЭС министерство здравоохранения Беларуси девять раз пересматривало нормативы содержания радионуклидов в продуктах - естественно, каждый раз они становились все жестче. Тем не менее, мы каждый раз оперативно реагировали на эти изменения.
Сотрудники РНИУП "Институт радиологии" и РУП "Института почвоведения и агрохимии" НАН Беларуси после изменения нормативов разрабатывают "сырьевые" нормативы, исходя из которых, технологи перерабатывающих предприятий по данным радиологического контроля сырья определяют, какой нормативно- чистый продукт можно выработать. Например, из молока с уровнем загрязнения выше предельного можно сделать, в зависимости от величины превышения, чистые творог, сыр или сливочное масло, которое получится чистым даже из самого "грязного" молока. При переработке цельного молока радионуклиды остаются в побочной продукции.
С мясной продукцией, наверное, дело обстоит сложнее? Как ни перекручивай мясо в колбасу - от радионуклидов с помощью мясорубки не избавишься:
У нас давно - лет шесть или семь - уже не было случаев, чтобы мясо было "грязным", если не учитывать вынужденного убоя больных или покалеченных животных. Но в таком случае это мясо направляется на корм пушным зверям или на выработку мясокостной муки. На стол потребителю это мясо ни в коем случае не попадет.
Что же касается планового убоя скота, то на мясокомбинатах применяется метод прижизненной дозиметрии животных. Приборами, разработанными белорусскими специалистами, на приемной площадке мясокомбината проводится радиометрический контроль - прижизненная оценка концентрации цезия-137 (содержание стронция- 90 в мясе и костях у нас не нормируется) в мышечной ткани животных. И если животное недостаточно "чистое", оно возвращается в сельхозорганизацию на доочистку. Рецепт избавления от лишних радионуклидов прост: за три месяца до сдачи на мясокомбинат животных следует кормить рационами, тщательно рассчитанными на содержание радионуклидов. Кстати, возврат животных с мясокомбинатов по результатам прижизненной дозиметрии с каждым годом уменьшается.
Это все - общественный сектор. А как быть с частниками? Неужели они все также соблюдают нормы и проводят "защитные мероприятия"?
- К сожалению, в частном секторе еще достаточно много случаев производства "грязного" молока. Из средств республиканского бюджета финансируется создание культурных пастбищ и сенокосов, проведение уходных работ на них, обеспечение комбикормами с ферроцинсодержащими добавками в населенных пунктах, где службами Минздрава выявлены случаи производства молока со сверхнормативным содержанием радионуклидов. Однако местные жители зачастую по традиции пасут коров и косят траву там, где "пасли и косили деды и прадеды".
Минсельхозпрод регулярно получает от Минздрава информацию - в каких населенных пунктах зарегистрированы случаи производства "грязных" продуктов питания. Этот перечень мы анализируем, а затем направляем областным ветеринарным лабораториям для организации в них радиологического контроля пастбищного травостоя и заготавливаемого на стойловый период сена.
Результаты контроля с соответствующими рекомендациями сообщаются гражданам, сельским советам, райисполкомам, публикуются в местной печати.