НА ОГОНЁК К СМОЛЯКУ
На огонёк к смоляку
Анжелика Агурбаш открыла карнавальную выставку Андрея Смоляка Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ http://www.belgazeta.by/20081215.50/360314581 В Национальном художественном музее открылась выставка известного своим эксцентризмом, искренностью и постмодерновой всеядностью белорусского художника Андрея Смоляка. Это самая большая выставка прославленного мастера на родине: более сотни полотен. Андрей Смоляк не очень любит общаться в формате пресс-конференций. Трогательный, возвышенный и подозрительно юный, как всякий творец, он принципиально не отличает официоза от карнавальной атмосферы праздника. По сути, он вообще не от мира сего, поэтому ни девушки со скрипками и виолончелями, играющие Шостаковича в холле музея, ни гротескные человеческие скульптуры в масках и белых простынях, ни обилие высокопоставленных персон на презентации не рождают в нем чувства хаоса. Андрей неагрессивно посетовал, что его портреты Анжелики Агурбаш, собственноручно привезенные певицей в Минск, не были допущены к экспозиции за «чрезмерный эротизм», и с восторгом рассказал о своей выставке в Эстонии: «Эстонцы «памяркоўныя», как и белорусы. Я там две недели находился как в раю». Смоляк признается: «Я как был в детстве клоуном с длинным носом, так им и остался», беззастенчиво именует себя выдающейся личностью и добродушно уточняет: «Каждый человек - выдающаяся личность. Если ты не будешь считать себя выдающейся личностью, ты ей и не станешь». Он никого не осуждает («Мне все художники нравятся»), не любит анализировать свое творчество («Да что вы прицепились к этой картине с Киркоровым! У меня и другие есть!»), а на вопрос о кумирах искренне отвечает: «Бог - вот кто самый главный художник». По словам маэстро, известные люди «стоят в очереди годами», чтобы Смоляк написал их портрет, но работает он только тогда, когда хочет. «К счастью, хочу я очень часто», - улыбается Андрей детской просветленной улыбкой. Жизнь как карнавал - квинтэссенция творческого метода Смоляка. Он не отделяет высокое искусство от поп-культуры. Правда, Смоляк далек от гламурной выхолощенности и нарочитой наивности поп-арта, он все-таки художник, а не играющее дитя. Хотя и поиграть тоже любит: не случайно он изобразил Энди Уорхола в образе маленького потерянного мальчика, кем-то любовно завернутого в клоунскую клетчатую мантию. Кого-то поражает эта картина, кого-то - знаменитый портрет Киркорова, где маэстро, Иисусу подобно, въезжает куда-то верхом на ослике, играя на волынке, кого-то веселит порт-рет руководителя театра «Христофор» Евгения Крыжановского - особенно он веселит самого Евгения, кинувшегося молиться картине. Официальная церемония открытия выставки являла собой некое синтезированное торжество, беспощадное в своей сокрушительности. Анжелика Агурбаш бегает по ступенькам музея и красивым торжественным голосом вещает: «А сейчас! На эту сцену! Выйдет певица Леся Кодуш! Потому что она потрясающе похожа внешне на супругу Андрея! Посмотрите на эту пару: 30 лет вместе! Столько не живут!». Театр «Христофор» под невыносимо громкую «гэговую» музыку инсценирует любимые анекдоты Смоляка. По залу бродит Александр Солодуха с гигант-ским зеленым маркером: вдруг кто-то захочет взять у него автограф, но у фаната не окажется ручки... Цирковой жонглер мастерски подбрасывает к светлому музейному потолку продолговатые разноцветные кегли, директор Белгосцирка зачитывает поздравительные стихи с гигантской открытки. Около картины с Киркоровым собирается толпа. На импровизированную сцену выходит отец Максима Мирного и дарит художнику именную теннисную ракетку. В общем, вся ситуация неумолимо напоминает об основном свойстве белорусского поп-культурного контекста: если всех людей, имеющих к нему отношение, собрать вместе, атмосфера в этом месте будет в точности как усредненный новогодний огонек на БТ. Даже если речь идет о музее. Уже через час после начала презентации он напоминал новогодний огонек: без устали гремела помпезная музыка, танцевали девушки в костюмах цветов и бабочек, беззвучно потрескивали пластиковые бокалы с шампанским, а поверх этой феерии гремел вокал Агурбаш, вместе с гигантским букетом роз решившей подарить Смоляку свою новую песню (о розах на снегу, естественно). Праздник состоялся. По большому счету, после этого шоу рассматривать картины казалось делом избыточным. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Национальном художественном музее открылась выставка известного своим эксцентризмом, искренностью и постмодерновой всеядностью белорусского художник |
|