ЙОУ, БОГДАНОВИЧ МАКСИМ!
Йоу, Богданович Максим!
Классика белорусской поэзии актуализировали хард-роком и рэпом Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20081215.50/360306281 Жанр «современной мистерии» предлагает автору самую богатую палитру музыкальных и сценических средств. Здесь можно смешивать все что угодно и в каких угодно пропорциях. Академическая музыка сменяется эстрадной, старое - новым, абстракции - конкретикой, лирика - гражданской позицией. Все будет уместно. Именно таким предстал перед слушателями проект Ларисы Симакович «День Максима Богдановича». 10 декабря переполненный Большой зал Белгосфилармонии с честью выдержал испытание хард-роковыми «запилами», девичьим рэпом и группой N.R.M. в полном составе. 9 декабря исполнилось 117 лет со дня рождения поэта. Мистерия «День Максима Богдановича» - театрализованная музыкальная фантазия. Несмотря на предупреждения автора проекта, ее содержание вполне можно воспринимать буквально: один обычный (или совершенно мистический) день жизни Богдановича, день, обращенный как в прошлое, так и в настоящее. Либо трактовать гораздо шире - в рамках истории всего белорусского народа. А может, просто как снимок энергетического явления, которое получило имя «Максим Богданович». То, что происходило в этот вечер на сцене, вполне могло бы быть названо важнейшим музыкальным событием для Беларуси за весь 2008г. ЗДОРОВАЯ ЭКЛЕКТИКА В мистерии Ларисы Симакович формально можно было выделить совершенно разностилевые номера. Это выступления группы In Search For (хард-рок лучших времен открытия белорусской землей такой музыки), хореография фольклор-театра «Госьцiца», сочинения самой Ларисы Симакович в исполнении ансамбля «Классик-авангард», появление на сцене N.R.M., эстрадный дуэт Ларисы Симакович и Яна Жанчека, триумфальный выход диджериду-проекта «Лiцьвiнскi хмель», прорыв на сцену агрессивного рэп-трио из трех девочек и т.п. Вместе с хореографической сценой дуэта влюбленных и страстными монологами Максима Богдановича в исполнении актрисы Купаловского театра Светланы Зеленковской мистерия могла бы превратиться в настоящую кашу. Но музыкальные номера были строго выстроены по возрастанию уровня шума и экстравагантности, решая каждый свою задачу. К тому же публика постарше довольно благосклонно воспринимала бурную реакцию своих юных соседей на тех же Лявона Вольского и Пита Павлова. Такой вариант представления музыкально-сценического действа выглядит каким-то даже более чест-ным в плане соотношения «музыка-слушатель», чем стандартный вариант слушания камерного оркестра, трио, квартета. Даже при легкомысленности отдельных составляющих «современной мистерии». Здесь очень естественно решилась проблема извест- ной искусственности нынешнего существования академической музыки, составляющей определенную субкультуру, в то время как весь мир говорит на других языках и играет в другие игры. Нужно иметь большое мужество, чтобы признать: эстрадная составляющая - уже неотъемлемая часть белорусской музыки; молодые люди и сейчас продолжают играть какой-нибудь дуболомный хард-рок в лучших традициях Deep Purple; существует уличная хип-хоп-культура; не единым Моцартом живет современный человек. Пусть при этом рэп-трио и выглядело немного стилизованным, пусть N.R.M. исполнили свои дежурные «Тры чарапахi» и «Лёгкiя-лёгкiя», но вместе это складывалось во вполне достоверную картину «одного дня» высокой поэзии. МУЗЫКА, ТЕАТР, МИСТЕРИЯ «Музыкальные картинки», внушавшие сначала столько подозрений в несовместимости, в спектакле оказались все на своих местах. Получилась одна крепкая, логически выверенная музыкально-драматическая линия. Музыка менялась от субтильно-абстрактной от N.R.M. (имидж, ничего не поделаешь) до закрывающего вечер грохотом тяжелого рока In Search For («металлизации» подверглись знаменитые «Слуцкiя ткачыхi»). Где-то в начале мистерии оказались и «Классик-авангард» с музыкой Ларисы Симакович, достаточно интересной, чтобы быть представленной отдельно. Точно так же менялся «День Максима Богдановича» и в драматическом отношении. Начало спектакля (мистерии «Дождж», «Пачатак края», «Край русалак») было наполнено малопонятными, но щедро воссоздающими атмосферу детства, взросления, почвы символами. К середине уже появляется «взрослая» лирика (мистерия «Каханне»), сменяющаяся проявлениями твердой гражданской позиции молодого поэта (мистерии «Крыж», «Прысуд»), его патриотическим жаром, в злой сатирической форме обрушившимся на забывших свой язык и культуру потомков. Только в этой части герой оставляет свою отстраненность и полусонное-полусознательное «Я», которое он делит между миром поэзии и реальностью. На сцене - сын своей земли, сильный духом, несмотря на подтачивавшую его болезнь. Сильна была и мистическая линия «Дня Максима Богдановича». Во многом ее определяли сцены, песни и хореографические номера фольклор-театра «Госьцiца» - обращенные в глубь веков, к забытым городскими жителями ритуалам, песням, диалогу с природой и непознанным. НА МАКСИМЕ НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ? Такие постановки и составляют актуальный фонд национальной культуры любой страны - при условии, что механизм его пополнения отработан и исправно действует. Пока же в Беларуси срок жизни национальной постановки - один премьерный вечер, с битком набитым залом и очередями в билетные кассы. Симакович говорит, что этот спектакль нельзя ставить на коммерческую основу и зарабатывать на Богдановиче какие-то деньги. В филармонии, наверное, до сих пор переживают опыт современной постановки с легко читаемым подтекстом на злобу дня и непривычным уровнем децибел, а «генералы айчыннага року» всегда найдут, где спеть «Трох чарапах». Прочитано НЕ ТАЯ МАКСIМ ДИАЛОГ У БИЛЕТНОЙ КАССЫ Мужчина: «Максiм». Два бiлеты». Продавщица: «Разве Максим приезжает в Минск? Что-то я не слышала...» Мужчина: «Не, не тая Максiм. Два бiлеты на нашага Максiма, Максiма Багдановiча». Источник: «Наша Нiва», частичный перевод с белорусского и адаптация - «БелГазета» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Жанр «современной мистерии» предлагает автору самую богатую палитру музыкальных и сценических средств. Здесь можно смешивать все что угодно и в каких |
|