"Каляда, Каляда, дзе раней ты была?"
6 января 2009 Новость дня
Дмитрий ПАТЫКО, Рэспубліка Коляды - это новогодний прикол, когда за пару куплетов с поздравлениями можно получить подарок. Примерно так представляют сегодня суть праздника многие, особенно горожане. Люди чаще всего понятия не имеют, что колядование - это только малая часть многодневного ритуала и что за веселой забавой скрывается глубокий смысл. Оно и неудивительно: старинная народная традиция, которую советская власть посчитала идеологически чуждой, была прервана на десятилетия, и потому лишилась связи с корнями. Возможно, ей грозило бы полное забвение, но ветер поменялся, и независимая Беларусь стала вспоминать о своем духовном наследии. Коляды, хочется надеяться, еще вернутся. Но чтобы древний праздник, вносящий свежие краски в новогоднюю палитру, не выглядел действом "не от мира сего" и нашел свое место в новой исторической и социальной обстановке, нужно планомерно, терпеливо и доступно рассказывать о природе, содержании и смысле колядных обрядов. Часть из них, трансформировавшись, обязательно приживется. Ведь прижилась же у нас восточная экзотика вроде синих огненных тигров или красных железных крыс, приход которых следует встречать в одежде такого-то цвета, сервировать стол таким-то образом, говорить то-то, не делать того-то и верить, что в наступающем году Скорпионов ждет одно, а Рыб — другое. Словом, нужны знания. За ними я и отправился в Белорусский государственный университет культуры и искусств. — Истоки Коляд лежат в еще более древнем ритуале, которым славяне в Средневековье встречали Новый год в день весеннего равноденствия - в Великдень, — говорит заведующий кафедрой этнологии и фольклора кандидат филологических наук Иван Крук. - Тогда с поздравлениями по селам ходили волочебники. А когда праздник перенесли на день зимнего солнцестояния и назвали его Колядами, то волочебники стали колядовщиками и к языческим мотивам добавились христианские. Например, сено, которое непременно кладется в праздничный вечер под скатерть, символизирует место, где родился Иисус Христос, в 12 блюдах, обязательно присутствующих на столе, просматривается, в том числе и сакральная связь с 12 его учениками, а колядующие ассоциируются с волхвами. Впрочем, Рождество Христово, которое отмечается в это же время - совсем другой праздник, не связанный с Колядами, но в общественном сознании они, можно сказать, слились. Путаницы добавила и разница во времени между праздниками у католиков и православных. Поскольку Коляды отмечаются две недели, то начало праздника у одних совпадает с окончанием торжеств у других. Многие празднуют Коляды и по григорианскому, и по юлианскому календарю. И, конечно, никто не забывает одновременно встречать и Новый год. При таком букете соблюсти традиции в чистом виде невозможно. В праздновании Коляд есть три знаковых этапа - три кутьи, каждая из которых отмечена своими обрядами. Первая совпадает с Рождеством Христовым, вторая - с приходом календарного года, третья - с праздником Богоявления. Это у католиков. Православные же, как известно, отмечают все эти этапы на 13 дней позже - соответственно в ночь с 6-го на 7 января, с 13-го на 14-е и с 18-го на 19-е. Есть еще и завершающий этап - с 20-го на 21 января, который в некоторых регионах Беларуси отмечен таким интересным обрядом, как "Тянуть Коляду на дуба". При этом на самое высокое дерево в округе поднимается символ родившегося Солнца - колесо телеги (иногда борону или чучело). Кстати, Колядой (скорее всего, от слова "коло") славяне называли именно молодое Солнце - одно из языческих божеств. Только набрав силу летом, оно превращалось сначала в Купалу, а потом в третий мифический персонаж - Ярилу. Но вернемся к первому дню Коляд, какими их встречали в старину. Поскольку считалось, что как встретишь Новый год, так его и проведешь, то стол был максимально обильным. Праздник семья обязательно должна была встречать в полном составе, иначе оказавшиеся в этот день вне дома обречены будут весь год мыкаться по чужим углам. Если же кому-то не удавалось встретить праздник дома, для него оставляли на столе тарелку и ложку. Садились ужинать с первой вечерней звездой, причем для того, кто ее заметил первым, год должен быть наиболее счастливым. Празднование Коляд начиналось с интересного ритуала: старший член семьи ставил на стол кувшин с водой, и все присутствующие примерно минуту держали над ним левую руку, мысленно отдавая воде все неприятности, которые хотели оставить в старом году. Потом эту воду вместе со всеми бедами выливали через форточку. В полночь кувшин снова наполняли водой, и ритуал повторялся, с той лишь разницей, что каждый мысленно желал себе и домочадцам здоровья и благополучия. После этого сосуд пускали по кругу, обязательно по ходу Солнца, и все выпивали свою долю пожеланий. Каждое действие при подготовке к торжеству и во время него было прописано в народных поверьях. Например, колядную кутью, то есть ритуальную кашу, должен был от начала до конца готовить только один человек, чтобы гарантировать семье единство и целостность. Верили, кто в первый день года принесет воду из колодца, тот весь год по жизни будет первым. Если во время первого умывания в году опустить в сосуд медные или золотые деньги, то будешь сильным и красивым, а если серебряные монеты, то лицо будет чистым и светлым (что не лишено смысла, так как ионы серебра действительно обладают бактерицидным эффектом). Несколько раз за вечер девушки переодевались во все новое, так как верили, что это принесет обновки и в наступающем году. До наступления Коляд обязательно нужно было вернуть все долги, иначе весь год будешь расплачиваться. На следующий день после начала Коляд по селу начинали ходить колядовщики - как правило, дети 12-14 лет. Они долго готовились к этому событию: разучивали песни, делали костюмы, в том числе главный - костюм козы, олицетворяющей в древней мифологии Солнце и отпугивающей всякую нечисть (как вариант в разных районах Беларуси использовались и другие тотемы: медведь, конь и аист). Из двух решет мастерили также ритуальную звезду с восьмью или двенадцатью лучами, свечами и иконкой, которую будут носить перед собой от дома к дому. Иногда звезду заменяли крестом. Причем часто его вырезали изо льда, раскрашивали свекольным соком, делали в нем ниши для свечей, и это сверкающее сооружение производило ночью незабываемое впечатление. В группе из 5-7 человек обязательно должны быть и мехоноша (носит мешок с подарками), и музыканты, и певцы, и "цыганы" (настойчиво намекают хозяйке, что надо бы щедрее отблагодарить за поздравления). Есть среди колядующих и переодетый козой парнишка. Он - самый спортивный, так как "коза" должна весь путь, порой не один километр, по снегу проделать на четвереньках да еще в каждом доме разыгрывать бурные сцены. "Коза", к радости детворы, бодает всех подряд, затем вдруг "умирает", что означает конец прошедшего года, а когда начинается вручение подарков, снова "оживает", символизируя рождение нового года. Главного колядовщика называют "пачынальнiкам". Он несет звезду, начинает петь здравицы в честь хозяев и ведет с ними переговоры, чтобы всю компанию пустили в дом. Их обязательно пускают, так как с нетерпением ждут. Ведь считалось, что на дом обрушатся все несчастья, если сюда не заглянут ряженые. Ведь это не просто дети из соседних домов или ближайшей деревни. Переодетые в обязательно вывернутую наизнанку одежду, перемазанные сажей или свекольным соком, они олицетворяют ушедших предков, которые явились с "того света" (вывернутая одежда - условный знак потустороннего мира), чтобы поздравить всех с праздником и пожелать добра. Не принять их никому и в голову не приходило (как и колядовщикам умышленно пропустить чей-то дом было нельзя). Хотя даже символически обеспечить каждую группу этих "артистов" пирогами, блинами, салом, колбасой, яйцами, капустой, мочеными яблоками и другой нехитрой снедью было порой тяжеловато. Случались и препирательства по этому поводу, к чему ряженые, впрочем, всегда были готовы: тут же начинали петь куплеты с "угрозами" в адрес недостаточно щедрой хозяйки. Действовало безотказно. И не потому, что на самом деле могли свести корову со двора или разогнать кур, а потому, что, во-первых, молва разнесла бы по деревне позорную новость о том, что в этом доме плохо приняли колядовщиков, и, во-вторых, на следующий год ряженые сюда могли не прийти. Во всяком случае, такое "страшное" обещание иногда звучало. Хотя на самом деле выполнить его было немыслимо. Единственная причина, по которой в дом могла не зайти веселая процессия, - смерть кого-либо из его обитателей в течение прошедшего года. Ряженые в таком случае подходили к двери, сдержанно поздравляли короткой песней, но за порог - ни-ни! А чтобы не произошло накладки, на случай, если сюда пожалуют колядовщики из другой деревни, которым неизвестны местные новости, на окне со стороны улицы вывешивался белый рушник - знак траура. Кстати, в такой семье и Коляды в тот год не отмечали. Поскольку колядовщики были в курсе всех новостей, во всяком случае в своей деревне, то часто сочиняли "колядки" индивидуально, где не забывали поздравить хозяев с рождением ребенка, свадьбой, строительством дома или крупной покупкой. Обязательно желали удачно выйти замуж невесте на выданье. Все это делалось весело, с доброй шуткой. Хотя, надо заметить, обряд имел строго очерченные нормы поведения и был менее раскрепощен, чем, например, Масленица, не говоря уже о Купалье. К слову, о веселье. В Беларуси никаких веселящих напитков участники праздничного шествия не употребляли. И не только во время самого колядования, но и дома, в кругу семьи. Это были подростки, а потому ни пиво, ни медовуха им не полагались. — Вернуть обряд к жизни вместе со всеми его священными ритуалами и обычаями конечно нереально, — признает Иван Крук. - Он навсегда утратил свой сакральный смысл. Но остался красивым действом с интересными играми, гаданиями, легендами, танцами, песнями. Его, как наследие, которое учит добру и обогащает нашу культуру, надо сохранить не только в описаниях этнографов и выступлениях фольклорных коллективов, но и в быту. На селе это проще будет сделать, например, в агрогородках. В городе же, где люди больше разобщены и не склонны пускать в квартиру незнакомцев, широко возродить его не удастся, даже если очень захотеть. Но он может существовать фрагментарно, на домашнем уровне или в кругу какого-то сообщества вроде одноклассников и их семей, как элемент массового праздника в новогодние дни. В микрорайоне Уручье, где я живу, колядная традиция привилась благодаря энтузиазму учителей местной школы и захватывает все больше новых поклонников. Но, чтобы этот интерес возродить на государственном уровне, нужна соответствующая программа, большая просветительская работа. Следует подготовить и издать популярное пособие, где было бы расписано все действо, в том числе его адаптированный к сегодняшнему дню вариант, где приводились бы колядные песни, гадания, игры, описывались костюмы и атрибутика. Эти костюмы (маски, звезды, а также сувениры), впрочем, можно было бы и не изготавливать самим, а покупать, если бы они выпускались на фабриках игрушек. Или почему бы не снять художественный фильм, ролики социальной рекламы, пропагандирующие Коляды? Можно спросить, для чего это делать? Для укрепления национального самосознания. В конце концов, это будет еще и искуплением вины перед красивым старинным праздником. Ведь не приходится сомневаться, что сегодня его не нужно было бы "спасать", если бы в свое время не было почти удавшейся попытки вычеркнуть Коляды из народной памяти. На снимке: колядный обряд проводят сотрудники Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта в Строчицах. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
6 января 2009 Новость дня Дмитрий ПАТЫКО, Рэспубліка Коляды - это новогодний прикол, когда за пару куплетов с поздравлениями можно получить подарок. |
|