"В результате работы комиссии был суммирован ряд ключевых рекомендаций, среди которых необходимость постоянно поддерживать независимость банковского надзора и других контролирующих процессов в банковской сфере", - сказано в обновленном на начало 2009 года отчете по оценки стабильности финансовой системы (FSAP) Беларуси.
МВФ также подчеркивает необходимость создания и регистрации структуры для чрезвычайной поддержки ликвидности банков и отмены обязательного требования перестрахования рисков для местных страховых компаний наряду с рекомендациями предоставить частным страховым компаниям возможность проводить обязательные виды страхования. В докладе уделено особое внимание подготовке к приватизации крупнейшего белорусского госбанка - ОАО "АСБ Беларусбанк".
Констатируя улучшение законодательной и административной базы в регулировании финансового сектора, МВФ подчеркивает нерешенность проблем в некоторых важнейших областях. В частности, по мнению экспертов МВФ, недостаточная независимость банковского надзора, на которую МВФ обращал внимание еще в 2004 году (в ходе предыдущей оценки стабильности финансовой системы) продолжает представлять опасность для работы и репутации этих органов.
В целом МВФ считает, что "финансовый сектор Беларуси до настоящего времени хорошо выдерживал недавние экономические потрясения, однако он стоит перед лицом все более возрастающих вызовов". При этом эксперты фонда считают "удовлетворительными" показатели деятельности белорусских банков на конец 2008 года и отмечают, что "относительно высокий коэффициент достаточности совокупного капитала банков обеспечивает некоторую подушку безопасности на случай непредвиденных потерь". В частности, госинвестиции в капитал 4 крупнейших госбанков в размере Br3 трлн в декабре 2008 года, улучшили их финансовое положение.
Однако, МВФ считает очень высоким соотношение выданных кредитов к привлеченным депозитам по системе (165% на сентябрь 2008 года), и в этой связи отмечают проблемы с поддержанием необходимого минимального уровня ликвидности.
МВФ также традиционно рекомендует властям Беларуси пересмотреть существующие механизмы целевого кредитования. В 2008 году 8 ведущих банков Беларуси были вовлечены в реализацию 30 госпрограмм, а большая часть финансирования была распределена между двумя государственными банками и направлена, преимущественно, в сектор сельского хозяйства, зачастую по субсидированным процентным ставкам. В этой связи МВФ отмечает, что финансовое состояние белорусского корпоративного сектора, которое пока оставалось удовлетворительным, вероятно, ухудшится в ближайшие месяцы. Это будет вызвано снижением спроса на белорусский экспорт на рынках России и в других странах, которые являются главными торговыми партнерами Беларуси, на фоне дальнейшего повышения стоимости природного газа и ограничения доступа к ключевым источникам внешнего заимствования.
При этом "планируемая модернизация механизмов предоставления прямых правительственных займов в контексте соглашения о кредите stand-by поможет обеспечить жизнеспособность белорусской банковской системы в долгосрочной перспективе", - сказано в отчете.