Спикер Палаты представителей рассказал о законопроектах, которые рассмотрит парламент весной
17 февраля 2009 Политика
Александр ФИЛИМОНОВ, Народная газета О законопроектах, которые готовятся к рассмотрению на весенней сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси, в интервью “НГ” рассказывает Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АНДРЕЙЧЕНКО — Владимир Павлович, в рабочем графике подготовки ко второй сессии Палаты представителей четвертого созыва, оперативно сформированном еще в декабре, уже порядка 40 вопросов, хотя межсессионный период только достиг своего “экватора”. Весенняя законотворческая повестка будет, наверное, очень напряженной. Не слишком ли интенсивный темп задан законотворческой работе новоизбранных депутатов? Темп создания законодательной базы диктует динамичная, стремительная жизнь, диктуют те неоднозначные, сложные экономические и иные глобальные трансформации, которые проходят в современном мире. Парламент обязан ответить на вызовы времени адекватными законами, чтобы стабильная устойчивость социально-экономического развития нашей страны сохранилась как в ближайшие годы, так и в отдаленном будущем. Поэтому мы считаем принципиально важной активную и качественную проработку материалов, запланированных к рассмотрению на весенней сессии. Их тематика достаточно обширна и имеет самое прямое отношение к задачам, стоящим перед государством и обществом. — Какие законопроекты составят, как предполагается, основу сессионной тематики? — Пакет нормативных правовых актов прорабатывается к рассмотрению во втором чтении. Это проекты законов “Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь”, “О государственной охране”, поправки в законы “О Вооруженных Силах Республики Беларусь”, “О статусе депутата местного Совета депутатов”, “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О лекарственных средствах”. Готовятся также изменения и дополнения в законодательство по вопросам защиты государственных секретов, интеллектуальной собственности, социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, о дорожном движении. В двух чтениях планируется обсуждение поправок в Закон “О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц” и в некоторые законы о государственной статистике. Объемный блок правовых документов запланирован к рассмотрению в первом чтении. Среди них — законопроекты “Об основах государственной молодежной политики”, “Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков”, “О порядке выезда и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь”. Прорабатываются изменения и дополнения в законы “О хозяйственных обществах”, “Об основах транспортной деятельности”, “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”. К обсуждению на сессии готовятся также нормативные акты, регулирующие деятельность унитарных предприятий, садоводческих товариществ, долевое строительство, вопросы земельных отношений, охраны труда, образования, государственной экологической экспертизы, рационального использования природных ресурсов, принудительного воздействия на лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, систематически нарушающих общественный порядок либо права других граждан. Все правовые документы, о которых идет речь, отражают социально-экономические и иные приоритеты нашей страны. — В чем конкретно проявляется участие депутатов Палаты представителей в законодательном решении широкого спектра проблем, связанных с минимизацией последствий влияния мирового финансового кризиса на Беларусь, и каким будет удельный вес таких законопроектов в повестке дня предстоящей сессии? — Я хотел бы сказать, что национальное законодательство, в том числе и хозяйственное, создается в плановом порядке, солидарными усилиями всех участников законотворческого процесса, прежде всего Совета Министров, Администрации Президента и Национального собрания. Законопроекты поступают в Палату представителей от субъектов права законодательной инициативы, как правило, со всеми сопроводительными экспертными заключениями. Свою лепту в их подготовку вносят и депутаты, так как нередко еще на уровне межведомственных рабочих групп по разработке законопроектов они подключаются к обсуждению концепции и содержания наиболее общественно значимых нормативных правовых документов. Сложилась многолетняя практика участия парламентариев в обсуждении проектов новых законов на заседаниях Совета Министров и его Президиума. Мы не намерены отказываться от этих наработок, а, наоборот, считаем очень важным обогащение их предельно предметным, партнерским взаимодействием в совершенствовании нормативно-правовой базы страны. В таком подходе мы нашли понимание и поддержку в правительстве и в Администрации главы государства. Как известно, в республике развернулась реализация первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности, важнейшей составляющей которых является совершенствование нормативно-правового регулирования экономических вопросов в духе требований времени. Обновление правовой базы идет по пути дальнейшего упрощения административных, технических, регистрационных, налоговых, таможенных, экспортных, импортных, сертификационных, проектировочных и других процедур. Предназначение комплекса новых правовых мер видится в том, чтобы они стимулировали ускоренный переход к инновационной, высокотехнологичной, инвестиционной, ресурсосберегающей экономике, конкурентоспособной на мировом рынке. Эта коллективная позиция депутатов Палаты представителей проецируется на формируемый правовой механизм либерализации экономических отношений. Среди уже названных законопроектов весенней сессионной тематики выделю корректировку Гражданского кодекса, законов о хозяйственных обществах, о транспортной деятельности, о земельных отношениях, о природопользовании, о валютном регулировании. Всего же около тридцати процентов новых законодательных инициатив, включенных в сессионный график, имеют экономическую направленность. К началу сессии их число, как мы ожидаем, увеличится. Особо отмечу нормативные правовые акты главы государства Александра Лукашенко, позволившие вовремя корректировать действующее законодательство в целях интенсивного социально-экономического развития страны. На первой сессии депутаты одобрили Декрет Президента № 22 от 4 ноября 2008 года, гарантирующий полную сохранность денег граждан в белорусских банках. В наших планах на вторую сессию рассмотрение других злободневных нормативных документов главы государства. Среди них — Декрет № 1 от 16 января 2009 года, которым с 1 февраля 2009 года введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, и Декрет № 2 от 23 января 2009 года, в котором определены оптимальные возможности для премирования работников организаций отраслей экономики за высокоэффективный труд. В направлении работы по либерализации экономики в текущем году в Палату представителей поступит проект Особенной части Налогового кодекса, проект Закона “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”, проекты новой редакции законов “Об объектах, находящихся только в собственности государства”, “О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств”, “Об экспортном контроле”. Готовятся к внесению в парламент поправки в Таможенный кодекс, в некоторые законодательные акты по вопросам приватизации государственного имущества, в Закон “О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы”, а также в законодательство о техническом нормировании и стандартизации. — Какова судьба проекта закона “О поддержке малого и среднего предпринимательства”? — Он в настоящее время проходит доработку и согласование в установленном порядке. — Есть ли принципиальные новации в корректировке Закона “О хозяйственных обществах”? — Нормы закона приводятся в соответствие с новым законодательством и требованиями правоприменительной практики. Отдельные правовые положения упрощены и адаптированы к реальным условиям деятельности хозяйственных обществ. В частности, это касается порядка созыва и проведения учредительного собрания хозяйственного общества, отнесения лиц к участникам хозяйственного общества, передачи прав по управлению его деятельностью иным лицам. Увеличивается объем имущественных прав, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества. Уточнен порядок принятия решений по крупным сделкам хозяйственной деятельности, реализации акционерами закрытого акционерного общества преимущественного права приобретения акций. В предложенных к принятию поправках содержатся и другие новшества, направленные на совершенствование деятельности хозяйственных обществ. — Что предлагают изменить в деятельности унитарных предприятий поправки в Гражданский кодекс? — Гражданский кодекс дополняется рядом новых положений. К примеру, собственник имущества унитарного предприятия, являющийся физическим лицом, получает право непосредственно выполнять функции руководителя. Еще одно новшество касается реорганизации унитарного предприятия. Она может осуществляться путем слияния двух или нескольких предприятий и юридических лиц, присоединения к ним, разделения, выделения, преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. В законопроекте сформулированы условия создания унитарных предприятий на праве оперативного управления, так называемых казенных предприятий. Среди других правовых нововведений — уточненное определение состава предприятия как имущественного комплекса, наделение собственника имущества унитарного предприятия правом собственности на плоды, продукцию, доходы и имущество унитарного предприятия, а также правом быть продавцом, арендодателем предприятия в целом. Законопроект устанавливает единый подход к заключению договоров аренды. Суть его в том, что все договоры аренды зданий и сооружений подлежат регистрации, независимо от срока, на который они заключаются. — В весеннюю сессию депутатам предстоит обсудить целый комплекс очень серьезных вопросов. В их числе есть законопроект, который без преувеличения можно назвать программным, — “Об основах государственной молодежной политики”. Что бы вы, Владимир Павлович, отметили как главное в этом документе? — В отличие от Закона “Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь”, принятого в 1992 году, новый законопроект четко обозначил возрастные рамки понятия “молодые граждане”. К ним отнесена молодежь от 14 до 31 года. Сформулированы цели и принципы государственной молодежной политики. Определены ее основные направления. Это гражданско-патриотическое воспитание; содействие формированию здорового образа жизни молодежи; государственная поддержка молодых семей; государственная поддержка молодых граждан в получении образования и талантливых, одаренных молодых людей; содействие реализации права молодежи на труд, на объединение, реализации молодежных общественно значимых инициатив; международное молодежное сотрудничество. Важно, что законопроект адаптирован к существующим реалиям общественной жизни и учитывает современные тенденции развития общественных отношений. — В пакете планируемых к рассмотрению на сессии новых законодательных инициатив — проект закона “О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь”. Интерес к нему немалый, особенно в связи с потеплением отношений нашей страны с Европейским союзом. Какова сущность заложенных в законопроекте подходов? — Установленный в данном законопроекте порядок выезда за границу и возвращения назад соответствует принципам и нормам международного права, отвечает современным подходам и является достаточно демократичным, так как обеспечивает каждому законопослушному гражданину свободный выезд за пределы Беларуси и беспрепятственное возвращение на свою родину. В нем сформулированы общие правила выезда и въезда, особенности выезда из республики несовершеннолетних, в том числе для оздоровления и лечения, определен порядок оформления постоянного проживания белорусских граждан за пределами страны и основания для временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь. Сведения о гражданах, в отношении которых приняты решения о временном ограничении их права на выезд из страны, будут включаться в специальный банк данных, как и сведения о снятии такого ограничения. — Значит, право гражданина на выезд за границу может быть временно ограничено? На каком основании? — Основания следующие. Если гражданин осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, подозревается или обвиняется по уголовному делу, осужден за преступление или за ним установлен превентивный надзор. Другие случаи — если он не исполняет без уважительных причин свои имущественные, налоговые или иные обязательства, судебный иск, задолженности по делу о банкротстве, уклоняется от призыва в армию или службы в резерве. — В Палате представителей готовится к рассмотрению проект закона “Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков”. Какие категории осужденных могут быть освобождены? — Освобождение от установленных судом наказаний коснется несовершеннолетних, беременных женщин, женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, а также мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, инвалидов, лиц, больных серьезными заболеваниями, и некоторых других, порядка 4 тысяч человек. Разумеется, освобождаться будут только осужденные за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Решение о применении или неприменении амнистии в конкретном случае будет приниматься индивидуально, с учетом тщательной оценки всех материалов, касающихся данного лица. — Широкий интерес вызвал законопроект о принудительном воздействии на алкоголиков, наркоманов и других лиц с устойчивым антиобщественным поведением. — Это новая редакция Закона “О мерах принудительного воздействия в отношении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, систематически нарушающих общественный порядок либо права других лиц”. Необходимость в серьезной корректировке действующего с июня 1991 года нормативного акта объясняется тем, что он приводится в соответствие с современным национальным законодательством и устраняет ряд пробелов в нормативно-правовой базе, касающихся деятельности лечебно-трудовых профилакториев, в которые направляются хронические алкоголики и наркоманы. В новых правовых требованиях аккумулированы предписания Декрета Президента от 24 ноября 2006 года “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”. Установлено, что дела о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории рассматриваются судами в порядке особого производства. Соответствующее дополнение об этом вносится в Гражданский процессуальный кодекс. В законопроекте определены основания и порядок направления в ЛТП, изложены требования к их деятельности, в том числе правовой статус, задачи, функции и полномочия, права и обязанности лиц, содержащихся в ЛТП, сформулированы правила продления срока пребывания в лечебно-трудовом профилактории и освобождения из него. — Прокомментируйте, пожалуйста, дополнения и изменения, которые планируется внести в некоторые законы об охране труда. — Законодательные акты приводятся в соответствие с Законом “Об охране труда” от 23 июня 2008 года. Содержание новшеств в том, что они расширяют права работника на охрану труда, позволяют обеспечить его безопасность, устанавливают обязанности нанимателя по предотвращению аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве. В законодательство включаются новые правовые нормы о полномочиях местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда. Изменения затрагивают также терминологию ряда законов. С принятием этих поправок станет значительно больше правовых предпосылок для упреждения профессиональных заболеваний, улучшения условий и повышения производительности труда работающих в реальном секторе экономики. — Владимир Павлович, если в целом посмотреть на законотворческую работу, которая идет в Палате представителей в межсессионный период, как бы вы охарактеризовали ее направленность? — Как поиск новых, более эффективных правовых инструментов в повышении качества жизни в Беларуси. — Надеетесь, в перспективе они дадут результат? — Мы не только надеемся. Мы в этом уверены. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
17 февраля 2009 Политика Александр ФИЛИМОНОВ, Народная газета О законопроектах, которые готовятся к рассмотрению на весенней сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси, в интервью “НГ” рассказывает Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир...
|
|