Серпентарий для содержания гадюки обыкновенной и для производства змеиного яда планируется в ближайшее время открыть на базе заказника Выгонощанское (Брестской области), сообщил в интервью агентству "Интерфакс-Запад" заведующий сектором мониторинга и кадастра животного мира Научно-практического центра по биоресурсам Национальной академии наук (НАН) Беларуси Руслан Новицкий.
"Планируется, что инвестором строительства, приобретения оборудования и последующей эксплуатации белорусского серпентария выступит одна из эстонских фирм, являющаяся европейским монополистом в поставках яда гадюки обыкновенной. Ввод серпентария в строй планируется на 2009 год", - сообщил Р.Новицкий.
"Центр по биоресурсам НАН считает целесообразным промышленную эксплуатацию белорусской популяции гадюки обыкновенной. Речь будет идти не только о щадящем изъятии яда у змей, содержащихся в серпентариях, но и о "дойке" змей прямо на месте поимки", - отметил ученый.
Предполагается, что второе поколение змей, выращенное в белорусском серпентарии, будут кормить не мышами, как это практиковалось ранее, а специальным комбикормом, что облегчает уход за животными, однако делает невозможным впоследствии их выпуск в природную среду. "Эти змеи будут всю свою жизнь жить в серпентарии и подвергаться "дойке" 2-3 раза в месяц", - отметил Р.Новицкий.
Популяцию гадюки в заказнике Выгонощанское белорусские зоологи оценивают примерно в 50 тысяч особей, "при этом 10-процентное изъятие змей из природы не повлечет никаких негативных последствий для популяции", - отметил Р.Новицкий.
По словам зоолога, 1 грамм сухого яда гадюки в настоящее время на мировом рынке оценивается примерно в $200-300, при этом за одну "дойку" змея в состоянии дать 6-8 миллиграммов сухого яда, а изымать яд у одной змеи можно до 180 раз. При этом следует отметить, что емкость европейского рынка змеиного яда составляет около 800 граммов в год.
По словам биолога, яд гадюки обыкновенной (Vipera berus) очень востребован мировой фармацевтикой и его не хватает. В настоящее время промышленность разных стран перерабатывает, если говорить о гадюках, в основном яд гюрзы и песчаной эфы, который поступает на мировой рынок из стран Средней Азии. "Яд нашей гадюки хотя и схож с ядами этих змей по своему действию, однако отличается", - отметил Р.Новицкий.
"Эксплуатация белорусской популяции гадюки велась и раньше. Однако змей в серпентарии содержали постоянно и брали от них все, что можно было "выжать", в буквальном смысле слова. Применялся забор яда при помощи электрического разряда, а также предварительного прогревания змей до 35 градусов Цельсия (в этом случае яд становится более жидким и увеличивается его отдача). После таких процедур змеи часто гибли. Не существовало никаких методик по эксплуатации республиканской популяции гадюки. В середине 90-х годов прошлого века организация, которая в Беларуси занималась добычей змеиного яда, перестала существовать, и сейчас этим никто не занимается", - рассказал Р.Новицкий.