Это подтвердили катастрофы, произошедшие в прошлом году с самолетами Boeing-737 в Перми ("Аэрофлот (РТС: AFLT)-Норд") и в Бишкеке ("ИТЭК-эйр"), а также инцидент с приземлением с закрытыми шасси самолета авиакомпании "КД-Авиа", обошедшийся без жертв, отмечает МАК.
"В ходе расследования приведенных катастроф установлены недостатки в комплектовании экипажей", - говорится в докладе. В частности, в пермской катастрофе оба пилота не имели достаточного опыта управления воздушным судном, а командир воздушного судна до полетов на В-737 имел опыт полетов только в качестве второго пилота. Кроме того, в экипаже разбившегося Boeing полностью отсутствовало распределение обязанностей между пилотирующим пилотом и контролирующим, не выполнялась предпосадочная подготовка.
"Отсутствие в авиакомпании регулярного анализа качества выполнения полетов, как по данным параметрических самописцев, так и по анализу внутрикабинных переговоров, привело к бесконтрольности экипажа, о чем свидетельствуют записи переговоров, перенасыщенных ненормативной лексикой и нестандартной фразеологией", - отмечается в документе.
Специалисты МАК обращают внимание на то, что продолжают повторяться авиапроисшествия, обусловленные сваливанием и попаданием самолетов в сложное пространственное положение, из которого экипаж не умеет выводить воздушные суда в горизонтальный полет. В то же время работа по совершенствованию программ обучения летного состава, в том числе по обработке действий в особых условиях полета, проводится низкими темпами.
В частности, учебные воздушные суда и тренажеры в образовательные учреждения гражданской авиации практически не поставляются. Снижен уровень подготовки пилотов-инструкторов летных училищ. В то же время проблема нехватки летного состава зачастую решается путем упрощенного переучивания членов летных экипажей и ввода в строй командиров воздушных судов. Сложившийся и прогрессирующий дефицит летных кадров вынуждает многие авиакомпании принимать на работу летный состав, не имеющий необходимого опыта и профессиональной подготовки.
"Авиационные происшествия последнего времени с самолетами западного производства свидетельствуют о недостаточной обученности экипажей", - говорится в докладе. В частности, экипажи действуют неправильно даже при незначительном усложнении условий полета - изменении схемы захода на посадку, необходимость выполнения маневра ухода на второй круг и тому подобное.
Кроме того, российские экипажи, работая на судах иностранного производства, обладают недостаточным уровнем знания английского языка.
"Даже при самых незначительных усложнениях условий полета проявляются ошибки вследствие недостаточного знания иностранной лексики или оборотов чужого языка, что нельзя не учитывать и что требует принятия дополнительных мер защиты", - говорится в докладе.
"Постоянное использование экипажами в полете автоматики и слепое следование за компьютерными решениями приводят к постепенному снижению уровня летного мастерства. В случае отказа или выключения автоматики при недостаточных профессиональных навыках пилот оказывается не в состоянии быстро овладеть ситуацией и принять правильное решение", - считает МАК.