Сможет ли Беларусь увеличить экспорт своего спиртного?
11 марта 2009 Экономика и бизнес
Татьяна КОЗЛОВА, Рэспубліка Перспективы освоения соседнего рынка с этим высокоградусным товаром — весьма туманны: разница в цене спроса и предложения слишком велика. На итоговом совете концерна "Белгоспищепром" руководители отрасли даже выразили готовность снизить стоимость продукции для соседей. Но эксперты утверждают: ни один грамотный хозяйственник не пойдет на такие убытки, а потому эта тема в ближайшее время вряд ли получит серьезное развитие. С одной стороны, спиртовым предприятиям надо активнее искать рынки сбыта, зарабатывать валюту. В то же время, если производство алкоголя растет, а экспорт сохранится на прежнем уровне, значит, белорусы пьют все больше и больше. Где пределы насыщения внутреннего рынка? Социальная трактовка вопроса позволяет сделать вывод: ситуация критическая. В прошлом году одним среднестатистическим белорусом выпито 12,5 литра чистого спирта (по медицинским нормам допускается не выше 8 литров). Еще совсем недавно, в 2005 году, этот показатель составлял 9,4 литра. В Беларуси 15 заводов производят ректификованный спирт, который может поставляться на экспорт, сообщили в концерне "Белгоспищепром". В 2008 го-ду произведено 10,1 млн. дал этого продукта, причем 95% всего объема "ушло" в местные горячительные напитки. Только одно предприятие смогло продать за рубежом партию спирта, да и то небольшую — 2,5 тыс. дал. Продукция — неконкурентоспособная по цене, пояснил первый заместитель председателя концерна Генрих Черняк, но при этом заметил, что "ограничений в ценообразовании нет". По его информации, "отпускные цены на спирт, реализуемый на экспорт, формируются с учетом конъюнктуры рынка". Продажа товара с минимальной рентабельностью, а порой и ниже себестоимости — хорошо опробованная и вполне эффективная стратегия завоевания соседних потребителей. Но такой "прорыв" может оказаться неподъемным для производителя. По некоторым оценкам, средняя цена на спирт на российском рынке даже не на десятки процентов, а в несколько раз ниже того, что предлагают белорусские заводы. Уступки могут привести к огромным убыткам Да и кто возьмет на себя ответственность за такое расточительство? Алкогольный рынок РФ — очень сложный для вхождения: нужны или огромные маркетинговые бюджеты, или очень дешевый товар. "В России хорошо продается брендовая продукция, например, украинская, — поясняет директор Белорусской продовольственной компании (Москва) Виктор Гурин. — Сильны позиции частных предприятий, многие из них входят в холдинги". Кроме того, в РФ стремительно растет доля нелегальной продукции. По некоторым оценкам, она достигает 50—70%. Этот факт объясняет падение выпуска по всем основным алкогольным позициям, которое констатирует официальная статистика. По сообщению Росстата, производство этилового спирта из пищевого сырья в России в прошлом году сократилось на 19,6% — до 45,2 млн. дал. При этом в декабре выпущено 4,2 млн. дал, что на 28,2% меньше, чем в декабре 2007 года, и на 2,7% больше, чем в ноябре 2008-го. Производство водки и ликероводочных изделий за 2008 год снизилось на 7,6% — до 121 млн. дал. В декабре местные заводы выпустили 11,8 млн. дал, что на 21,1% меньше декабря прошлого года и на 11,1% больше ноября 2008 года. Положение легальных поставщиков весьма плачевное: мощности используются в среднем на 40—50%, что говорит об их переизбытке. Цены на спирт с начала кризиса упали и находятся в диапазоне 150—600 российских рублей за дал. На что при таком раскладе могут рассчитывать белорусские производители? В концерне "Белгоспищепром" поясняют, что подведомственные организации руководствуются Концепцией развития экспорта на 2009 год, утвержденной постановлением совета концерна в октябре 2008 г. Но какие корректировки внесены в этот документ в связи с новыми экономическими условиями, не уточняют. Выручить наших производителей может снижение издержек. Прежде всего, внушает некоторую надежду ситуация с сырьем. На совете председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко с гордостью заявил: "Давно у нас не было такого урожая, что мы имеем относительно дешевое сырье и можем не закупать его за рубежом". Производимый отечественными организациями ректификованный спирт — вполне приемлемый по качеству, утверждают специалисты, но технологические процессы на белорусских заводах отстают от мировых стандартов. На отдельных предприятиях сегодня идут модернизация и реконструкция: внедряются разработки зарубежных научно-исследовательских институтов, устанавливается ресурсосберегающее оборудование. В концерне сообщили, что это позволит увеличить выход спирта из 1 тонны сырья на 2,5—3%, улучшить его качественные показатели. Еще совсем недавно белорусский продукт в России был образцом качества, участники алкогольного рынка относились к нему с большим доверием. "Мы не упали по этим показателям. Более того, сегодня вносятся требования в госты по водкам и спиртам даже жестче, чем в Европе и у ближайших соседей", — поясняет Виктор Гурин. Впрочем, продукция большинства спиртзаводов сегодня востребована внутри страны. Например, на Витебском ЛВЗ рассказали, что предприятие может поставлять спирт и на экспорт, но в основном все идет на собственное производство, излишков нет. Видимо, бутылки с горячительным — это не тот продукт, который может покрыться толстым слоем складской пыли. На 1 января 2009 г., по данным Белстата, у производителей залежалось лишь 103 тыс. дал спирта-сырца из пищевого сырья (14,4% к среднемесячному объему производства), 436 тыс. дал спирта-ректификата (58,6%). Видимо, более остро вопрос о продаже спирта на экспорт может встать в случае падения спроса на сорокоградусную на соседних легальных рынках. Промышленные потребители, на которых и рассчитан ректификованный продукт, сегодня выглядят более надежными партнерами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
11 марта 2009 Экономика и бизнес Татьяна КОЗЛОВА, Рэспубліка Перспективы освоения соседнего рынка с этим высокоградусным товаром — весьма туманны: разница в цене спроса и предложения слишком велика.
|
|