«В кризис деньги нужно давать не предприятиям, а безработным»
Нужно ли государству спасать отечественный бизнес, задолжавший Западу миллиарды? Почему во времена тяжелой экономической ситуации расходы правительства только растут?
БЕГЛЫЕ КАПИТАЛЫ
- Владислав Леонидович, к весне аналитики обещали нам пик кризиса, мы его уже достигли?
- Однозначно дна мы еще не достигли, но мне кажется, что кризис будет менее катастрофичен, чем его рисуют. Нынешнюю ситуацию сравнивают с Великой депрессией. Но это просто смешно. Странно слышать, как с ужасом говорят о падении американских индексов вдвое с октября 2007 по март 2009 г. Но в 1929 г. их «уполовинивание» уложилось не в 1,5 года, а в 2,5 месяца! Да, в последнем квартале 2008 г. - а это значит, через год с небольшим с того момента, как стал явью банковский кризис, - ВВП ведущих стран начал снижаться на 1 - 1,2%. Но к весне 1931 г. ВВП США упал уже на 23,5%(!) от уровня ранней осени 1929 г. Рассуждают о росте безработицы - но, например, в зоне евро она выросла с октября 2007 по март 2009 г. с 7,2 до 8,2% трудоспособного населения. А за полтора года Великой депрессии она увеличилась в США с 4,7 до 18,4% населения. С начала нынешнего кризиса в Америке разорились 46 банков, но с октября 1929 по июнь 1930 г. - 615 банков. Давайте чувствовать разницу и не пороть горячку. Поэтому никакой катастрофы не происходит. Думаю, на Западе уже в третьем квартале этого года будет небольшой экономический рост.
- А у нас?
- Это зависит от того, как будет действовать правительство, какой будет помощь экономике.
- Правительство России заявило: поддержка, которую оно оказывает экономике, - самая весомая по сравнению с другими странами...
- Вопрос не в том, сколько выбросить денег, а на что и как их использовать. Нам очень сложно осуществлять те меры, которые предпринимают на Западе. Российские компании имеют долларовые долги, достигающие чуть ли не половины ВВП страны. Поэтому, когда правительство выбрасывает на рынок рубли - для поддержания ликвидности банков, для кредитования предприятий, - они тут же переводятся в доллары для возможных последующих расчетов с кредиторами. Все равно что пытаться наполнить бездонную бочку.
- Где же выход?
- Нужно ввести ограничения по оттоку капитала. Так поступила Малайзия в 1998 году во время «азиатского» финансового кризиса. И стала единственной страной, которая прошла его более-менее благополучно. Там остановили вывоз капитала, объявили полуторагодовой мораторий на выплату внешнего долга. Валюта уходила из страны только в оплату импорта и только после поступления товаров.
- Но ведь это подорвет доверие к России!
- Отчасти, но зато окажет позитивное воздействие на нашу экономику. Правительство определило список из почти 300 компаний, которые будут поддержаны государством. Многие из них зарегистрированы в оффшорах. Зачем нам вкачивать деньги в фирмы, находящиеся под юрисдикцией Виргинских островов? Если они хотят получать помощь, пусть перерегистрируются в России, станут прозрачными, откажутся от оффшорных схем ухода от налогов.
- Допустим, компания зарегистрирована в оффшоре, но работает-то она в России. Остановится предприятие - тысячи людей останутся без работы...
- Поэтому спасать нужно сам бизнес, а не его владельцев. По сути, проводить национализацию.
- Отбирать компании у их хозяев?
- Что значит «отбирать»? Почему во всем мире у банкротов принято изымать имущество, а мы боимся? Если, например, банк или компания хочет получить поддержку, правительству нужно выкупить у собственников акции или забрать их в залог под выдаваемый кредит, отстранить нынешний менеджмент, который довел фирму до такого состояния, и назначить внешнего управляющего.
Если государство спасает компанию, оно признает, что собственник или менеджеры компании несостоятельны, и только после этого вкладывает деньги.
- Вы считаете, что после национализации дела пойдут лучше?
- Как бы мы ни относились к способности государства эффективно управлять экономикой, мы должны проводить национализацию. С тем чтобы потом осуществить обратную операцию. Сейчас американцы помогают AIG или Citibank. Власти предоставляют средства в виде оплаты за пакеты акций и фактически начинают контролировать эти компании. Если через некоторое время они не смогут отдать кредит, государство будет вольно продать эти пакеты акций другому инвестору. То же самое должно происходить и у нас.
Есть, правда, еще один вариант.
- Какой?
- У государства внешних долгов практически нет, все, что мы должны Западу, - это займы российских компаний. Можно сказать: уважаемые господа, вы давали нашим компаниям деньги. Российское правительство готово переоформить эти долги в суверенные обязательства на следующих условиях: срок кредита увеличивается на 10 лет, а ставка снижается до LIBOR+2,5% (LIBOR - признанная во всем мире процентная ставка, отражающая реальную стоимость денег для банков, определяется по средней процентной ставке депозитов ведущих английских банков. - Ред.). Например, западный банк давал кредит фирме под 8% со сроком погашения в 2009 году. Если банк готов переуступить права требования российскому правительству, он получает взамен государственные долговые обязательства с погашением в 2019 году и купоном в 4,5 - 5% (купон - право на получение дохода по облигации. - Ред.). Российское правительство устанавливает контроль за фирмой-должником и пытается само взыскать его долг - но не в пожарном порядке, а за 3 - 5 лет. При совокупном долге российских компаний западным инвесторам в $435 млрд. их обслуживание обойдется в $20 - 25 млрд. ежегодно, это не проблема для бюджета.
- И что потом делать с долгами?
- За 10 лет страна выходит из кризиса, развивается производство, фирмы расплачиваются с государством, а оно рассчитывается с западными инвесторами. Если не расплачиваются, государство продает пакет акций должника другому собственнику и рассчитывается с иностранцами.
- А если кредиторы на такую схему не согласятся?
- Тогда пусть сами общаются со своими должниками, забирают их акции. Что страшного в том, если какая-нибудь торговая сеть в России на 25% станет французской или финской? Пусть забирают виллы, яхты, которые владельцы наших компаний накупили на Западе, что нам с того?
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА - СОКРАТИТЬ
- Есть мнение, что правильнее направлять деньги на поддержку безработных, а не предприятий...
- Сейчас правительство давит на предпринимателей, чтобы они сохраняли рабочие места. Борьба с безработицей такими методами обходится очень дорого. Платить пособия людям будет менее затратно для бюджета, чем принимать программы сохранения занятости в депрессивных регионах и оказывать поддержку предприятиям, продукцию которых никто не берет.
- Пособие по безработице всего 4900 руб. На это разве проживешь?
- Я знаю людей в провинции, у которых зарплата 3000 руб., если бы у них было пособие 4900, они бы и работать, наверное, не стали. Но не забывайте, что 4900 - это максимальный размер пособия. А у кого была маленькая зарплата, у того и пособие крошечное, его минимальный размер - 850 руб. На них действительно не проживешь. Поэтому было бы справедливо установить минимум в пределах 3500 руб., а 4900 платить тем, у кого зарплата была относительно высокой.
- Но тогда на биржу труда пойдут все, кто годами сидел дома.
- Думаю, что зарегистрированных безработных действительно станет больше, миллионов шесть вместо нынешних двух. Но, чтобы платить всем им даже максимальное пособие, потребуется около $10 млрд. в год, это не такая большая сумма для бюджета. Сравните: в январе на поддержку курса рубля Центробанк тратил по $11 - 13 млрд. за неделю.
- Но ведь бюджет и без того будет дефицитным?
- Для поддержки безработных нужно всего 350 млрд. руб., а дефицит бюджета планируется более 4 трлн. Кстати, совершенно непонятно, для чего делать дефицит бюджета таким огромным. Нужно сократить наиболее коррупциогенные статьи. Ни для кого не секрет - взятки и воровство при освоении бюджетных средств доходят до 50%.
- Какие расходы можно сокращать?
- Инвестиции в электроэнергетику, например. Очевидно, что энергопотребление в условиях кризиса снижается. Или строительство дорог. Понятно, что дороги в целом нам нужны. Но почему сейчас? Нужно ждать, когда кризис закончится. К тому же мы строим дороги в 3 раза дороже, чем в Европе. А ведь это можно делать по-другому. Объявить международный тендер на строительство автобана Москва - Петербург, выставить деньги на аккредитив в международный банк (все равно наши резервы за границей хранятся) и не платить, пока дорога не будет сдана.
- Найдутся желающие строить на таких условиях?
- Во всем мире находятся. И выполняют работы в разумные сроки и по разумной цене.
ВСЕОБЩАЯ РАССЛАБУХА
- Сейчас много прогнозов, когда начнется подъем. А вы как считаете?
- У нас практически все - от чиновников до бизнесменов - обсуждают одно: когда повысятся цены на нефть и сколько нужно продержаться на резервном фонде. С такой логикой только и остается либо ждать, когда сырье снова подорожает, либо девальвировать рубль, чтобы снизить внутренние производственные издержки.
А у вас есть рецепты борьбы с кризисом? Валерий Бутаев ждет их!
- Но ведь цены на нефть от наших желаний не зависят?
- Поэтому сейчас нужно думать не о них, а о техническом перевооружении. У нас тотальная расслабуха под видом вертикали власти, нет эффективности, нет порядка, нет целей. Когда Япония начинала программу индустриализации в 60-е годы, там планировали: например, иметь 40% мирового рынка производства нейлона через 10 лет. Минфин и ЦБ выделяли кредиты компаниям и обещали списать их, если цель будет выполнена. И японские компании завалили мир тканями, мотоциклами, автомобилями, телевизорами. Потому что с частных компаний был спрос: не получилось - отдайте деньги обратно. Разоритесь - пожалуйста, на ваше место придут другие. Вот и нам нужно как-то встряхнуться, искать больше неординарных решений, не просто раздавать деньги, а ставить конкретные цели и спрашивать за их выполнение. Нынешний кризис либо поможет нам окрепнуть и модернизировать экономику, либо отбросит назад.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Считает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев |
|