Леонид Нечаев: “Я заставил Беларусьфильм двигаться!”
Так сегодня без ложной скромности заявляет журналистам самый известный режиссер детских фильмов “папа Леня”, как называли его юные артисты, исполнители легендарных киношных героев - Красной Шапочки, Буратино, Мальвины и других.
- Я приехал в Минск в конце 1972 года. С многострадальным сценарием, от которого отказались до этого в Киеве и Одессе, - вспоминает Леонид Алексеевич. – В павильонах киностудии царила такая тишина! Ну прямо сонное царство. И вот я каждое утро приходил на Беларусьфильм, заглядывал в пошивочный цех, реквизитную, словом, приводил всё и всех в движение. А поскольку был худющий и бритый наголо, все называли меня Кощеем Бессмертным! Фильм “Приключения в городе, которого нет” на удивление всем удался. В “скучной тягомотине”, в которой сценарист пропагандировал пользу книг, герои по замыслу режиссера вдруг запели, затанцевали – и получилось весело и живенько. Стелла Жданова, возглавлявшая в то время творческое объединение “Экран” и “удружившая” ему сценарий, была так удивлена, что после просмотра надолго замолчала, затем изрекла: “В этой жизни все бывает…” Картина с триумфом зашагала по экранам, а Леонид Нечаев с тех пор каждый год снимал по фильму. Кот без хвоста и лягушка-пастух Знаменитые “Приключения Буратино” первоначально задумывались как мультяшки. Но Леонид Алексеевич не имел понятия, как их снимать, и предложил сделать музыкальный фильм. - Все как-то быстро согласились, и дело завертелось, - рассказывает режиссер. - Но после монтажа нас ждал сюрприз: на Беларусьфильме акт о принятии картины не подписывали. “Это безобразие, кота без хвоста не бывает, а черепаха не может “пасти” лягушек в пруду”, - примерно такой бред… Я уехал в Москву, а там картине устроили овации… Цензуру в свою очередь насторожила Летучая Мышь, которая шепеляво пищала: “Швабода! Швабода!” “Но разве так можно о свободе!” - возмущенно выговаривали Нечаеву. Но воспоминания о съемках у режиссера все равно самые теплые. В Ялту выезжали огромной киношной толпой, которую увеличивали родственники малолетних актеров. Но царила в этом балагане кипучая атмосфера, которую могут создать по-настоящему творческие люди. Рина Зеленая, Ролан Быков, Татьяна Пельтцер – актеры, способные не только талантливо сыграть, но и импровизировать. Знаменитое карабасовское: “Как дам больно!” - пример удачной импровизации Этуша. Маленькие актеры работали наравне со взрослыми, без капризов и истерик. Бывали и проблемы. Например, чтобы снять сцену подвешивания Буратино, пришлось пойти на хитрость: мама Димы Иосифова ни за что не соглашалась на “такие зверства”. Нужно было срочно убрать ее с площадки. Поговорили с Димой. Тот, мгновенно сориентировавшись, начал “умирать от голода”, и мама умчалась за продуктами. Когда узнала, как лихо ее провели, досталось всем… Идея заключительной сцены, когда дети, исполнители главных ролей, играют зрителей и аплодируют своим героям, посетила режиссера глубокой ночью. - Я настолько загорелся, что не смог дождаться утра, тут же позвонил оператору: “Делай что хочешь, но детей собери и сними!” Популярность “Буратино” была невообразимой. 90 стран закупили картину, и вот уже 35 лет она не сходит с экранов. “Не покидай!” Об успехе своих фильмов режиссер, слегка скромничая, рассуждает: - Ну, так бывает раз в сто лет, когда совпадает – хороший сценарий, прекрасные поэты, композиторы, актеры… С особой грустью и любовью вспоминает поэта Леонида Дербенева. - Основа фильма “Не покидай!” - его песни, если их убрать – нет картины! Она построена на двух крайностях – приземленность быта и возвышенность искусства. Леня был не просто талантливым поэтом - он мог настолько впитать в себя сценарный материал, так вникнуть в него, что это просто потрясало… После съемок этого фильма, когда уезжал из Минска, на киностудии мне подарили маленький телевизор с трогательной надписью “Не покидай!” Получилось символично, - Леонид Алексеевич перестает говорить, едва сдерживая слезы… Когда-то давно, собираясь в незнакомый Минск с провальным сценарием, начинающий режиссер и представить себе не мог, что проработает на Беларусфильме более 17 лет и снимет здесь свои лучшие фильмы. В Беларуси многие считают его, коренного москвича, нашим земляком. А в российской столице, в Союзе кинематографистов, некоторые и сегодня с трудом узнают в лицо. Может, поэтому не сильно жаловали званиями и премиями. - У меня никогда ничего не было: ни машины, ни дачи. Я всю жизнь прожил в однокомнатной квартире. Только недавно мэр Лужков выделил мне трехкомнатную квартиру – до сих пор не верится!.. Было другое – замечательные фильмы, которые с удовольствием смотрят и дети и взрослые, искренняя любовь зрителей многих поколений, преданные друзья и единомышленники в творчестве. А главное – огромное желание работать. Он и сегодня с радостью принялся бы за новую картину “с удовольствием и дрожащими коленками”. - Кино – такая зараза… Мало того что требует постоянного принятия дозы, как наркотик. Так еще после перерыва появляется страх: а вдруг не получится? И каждый раз берешься за работу “с трясущимися руками”… Но не это важно, главное – горящее сердце. Кино нельзя снимать с холодным носом! Обновлено ( 01.05.2009 17:53 ) Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Так сегодня без ложной скромности заявляет журналистам самый известный режиссер детских фильмов “папа Леня”, как называли его юные артисты, исполните |
|