«Восточное партнерство» стартует при любой погодеУчредительный саммит «Восточного партнерства», который пройдет вечером 7 мая в Праге, ждали как некий заключительный аккорд, как финиш: наконец Беларусь войдет в программу Евросоюза. На самом деле все наоборот. Этот форум не точка, а большая буква, с которой начнется новая глава белорусско-европейских отношений. В целом формат и размах «Восточного партнерства» зависит от фантазии и смелости шести стран-участниц и 27 членов ЕС. И содержание белорусской «главы» пока представляется смутно. Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина и Беларусь подпишут сегодня в Праге установочные документы и декларацию о развитии новой политики. В чешской столице холодно и пасмурно, на саммит приехало минимальное количество глав государств, но все это не влияет на главное. Старт «Восточного партнерства» состоится при любой погоде и вне зависимости от степени заинтересованности тех или иных стран Старого Света. Что такое «Восточное партнерство» Этой программы пока не существует. Есть проект Польши и Швеции, написанный в мае 2008 года, предложения Еврокомиссии и план развития этой политики, одобренный Советом ЕС в марте 2009 года. Черновик предполагает, что уровень двустороннего и многостороннего взаимодействия шести стран-участниц будет зависеть от энтузиазма каждой из них. Естественно, что отношения каждого из «восточных партнеров» с ЕС различны. И все же новая политика как общая платформа возможна, потому что цель у них одна: сближение с Евросоюзом. «Восточное партнерство» — та формула расширения взаимодействия, которую сегодня Брюссель может предложить странам Восточной Европы и Кавказа: сближение через укрепление экономического развития и стабильности в регионе, развитие демократических структур. При этом уровень сотрудничества будет зависеть от прогресса в области демократических реформ и модернизации. «Восточное партнерство» пытается совместить общие интересы на основе единых ценностей. Это возможно? Возможно всё, что могут сделать реальностью «восточные партнеры» В Брюсселе не устают повторять, что Беларусь — важный сосед, заинтересованный в развитии двусторонних отношений, которых на политическом уровне до сих пор не существовало. Они будут активизированы в зависимости от намерений и решений властей — их слов и дел, напоминает ЕС. У нас сегодня работает единственное соглашение — о продаже текстиля, подписанное еще в 1993 году. Нет даже основополагающего документа. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было ратифицировано белорусским парламентом в 1995 году, а в 1996 году — заморожено ЕС. Брюссель счел недемократичным референдум об изменении конституции. Беларусь не является полноценным членом Европейской политики добрососедства, но, как заверяет Брюссель, через программу «Восточного партнерства» мы можем стать активным и полноценным соседом. При этом условия для развития двусторонних отношений остаются неизменными: реализация демократических и экономических реформ и принятие общих европейских ценностей. Зачем «Восточное партнерство» Беларуси Белорусские власти объясняют свою заинтересованность в новой политике несколькими факторами. Как плюс отмечается то, что Евросоюз не навязывает предварительных условий, дает возможность выбирать и регулировать уровень взаимодействия, политического сближения и экономической интеграции с объединенной Европой. Кроме того, Минск исходит из прагматических соображений и намерен ориентироваться на практические дивиденды от любых своих шагов. Брюссель как будто предлагает блюдо с фруктами, из которых можно выбрать самые вкусные. На самом деле «фрукты» становятся «съедобными» для Беларуси по мере их естественного «созревания». Возьмем вопрос облегчения визового режима. И Беларусь, и ЕС не против упростить визовые формальности, но для этого Минску надо быть полноценным членом Европейской политики добрососедства. Проведя консультации с ответственными министерствами стран ЕС и отделами евроструктур, надо заключить договоры, необходимые, чтобы подписать ряд обязательных соглашений, в том числе соглашение об облегчении визового режима. Основа для сближения, при всех трудностях, есть. Беларусь потеряла дорогое историческое время, когда «летела с одним крылом», ориентируясь в своей политике и экономике в основном на Россию, хотя половина экспорта шла уже на Запад. Укрепление связей с Европой расширяет возможности Беларуси: лететь на двух крыльях — проще, легче и свободней. Что предлагает новая политика • заключение (для кого-то — очередного) соглашения об ассоциации, которое предусматривает создание зон свободной торговли; долгосрочная цель: сообщества экономических соседств; • программы, направленные на повышение эффективности работы административных структур; • соглашения о мобильности и безопасности, которые позволят параллельно с расширением свободы передвижения граждан шести стран-участниц наращивать усилия в борьбе с нелегальной миграцией и коррупцией; в качестве доглосрочной перспективы здесь предусмотрен переход на безвизовый режим; • возможность открытия рынка ЕС для квалифицированной рабочей силы; • укрепление энергетической безопасности, в том числе через инвестиционные проекты в области инфраструктуры и эффективного управления; • в рамках новой возможности — многостороннего сотрудничества — предусмотрены проекты в четырех сферах: демократия; экономическая интеграция; энергетическая безопасность и контакты между людьми; • расширение сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата; • программы, нацеленные на развитие человеческих связей и повышение роли гражданского общества; • предусмотрены также пять амбициозных программ для многостороннего сотрудничества, которые называются флагманскими инициативами: в области управления границами; энергоэффективности; поддержки малого и среднего бизнеса; реагирования на катастрофы; а также в «Южном коридоре» — региональной энергетической программе; • сотрудничество представителей гражданского общества будет осуществляться в рамках отдельного форума, а депутаты будут обмениваться опытом и идеями в межпарламентской ассамблее. Отдельно указывается, что двусторонние отношения будут расширяться в соответствии с прогрессом в области демократии, верховенства закона, уважения прав человека, принципов рыночной экономики, устойчивого развития и эффективного управления. «Восточное партнерство» не предлагает перспективу членства, но и не исключает его. «Восточные соседи» фактически пойдут по пути стран, вошедших в ЕС, гармонизировав свое законодательство и нормы с европейскими. Но пока — без обещаний членства. Белорусские власти, в отличие, например, от украинских, отсутствие перспективы членства не смущает. Хотя и официальный Минск не исключает такой гипотетической возможности. Зачем это Брюсселю По сути, взаимодействие ЕС со странами региона радикально не поменяется. Польско-шведская концепция предусматривает лишь целенаправленное сотрудничество с европейскими странами — соседями объединенной Европы. То есть Европейская политика добрососедства, ориентированная на все страны, с которыми граничит ЕС, конкретизируется под нужды и возможности «восточных соседей». «Восточное партнерство» — потерянное звено в эволюции отношений ЕС со странами Восточной Европы. Так надеются убрать перекос в сторону стран Средиземноморья, которые, в отличие от государств нашего региона, не являются европейскими и даже теоретически не могут претендовать на членство в ЕС. Европа всегда была заинтересована в развитии демократии и процветании на своих границах. Сегодня ЕС настроен больше внимания уделить целенаправленной поддержке стран-соседей в борьбе с кризисом. Ключевые слова для Брюсселя — стабильность, безопасность и процветание, то есть экономика, энергетика и еще раз экономика, основанные на общих ценностях. Есть опасения, что экономическо-энергетическая составляющая в условиях кризиса перевесит все остальные: и права человека, и расширение свободы передвижения. Однако европейская бюрократия достаточно педантична, чтобы ничего не упустить из виду. Не секрет, что импульс развитию новой политики придал военный конфликт между Россией и Грузией в августе 2008 года, показавший, по мнению Брюсселя, уязвимость ряда постсоветских стран перед наступательной политикой Москвы. Вместе с тем ЕС подчеркивает, что программа не носит антироссийского характера и что крепкие отношения с Москвой — один из залогов успеха этой политики. Кроме того, Россия сможет участвовать в качестве третьей страны. Можно сказать и откровеннее: Брюссель развивает свою инициативу с оглядкой на Россию — партнера, которого Европе не дано игнорировать. Финансовая сторона «Восточного партнерства» — не самая сильная, на 2010-2013 годы на все страны выделено 600 млн. евро. Но вопрос не столько в деньгах, сколько в предлагаемых возможностях учиться у Европы и укреплять национальные государства. Новая политика, которая стартует сегодня, будет насколько результативной, насколько этого захотят страны ЕС и Восточной Европы. В конце концов, белорусские власти декларируют ту же цель, которую видит Европа. Это — независимая, сильная, демократическая Беларусь. А вместе путь всегда легче. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Учредительный саммит «Восточного партнерства», который пройдет вечером 7 мая в Праге, ждали как некий заключительный аккорд, как финиш: наконец Беларусь войдет в программу Евросоюза. |
|