Обмелеет ли «Дружба»?Означает ли это, что Беларусь опоздала
со своими предложениями по созданию холдинга? Обмелеет ли
окончательно "Дружба" после строительства нефтяной трубы
в обход Беларуси? О перспективах отечественных
магистральных нефтепроводов, а также о программе
сотрудничества Беларуси и России в энергетической сфере
корреспондент еженедельника "Белорусы и рынок"
побеседовала с заместителем министра экономики Беларуси
Анатолием ФИЛОНОВЫМ. - Анатолий Васильевич, российские
компании всегда стремились включить в свой бизнес ряд
предприятий топливно-энергетического комплекса Беларуси.
Этот интерес сохраняется? - Интерес есть. Причем обоюдный: как со
стороны Беларуси, так и со стороны России. Так уж сложилось разделение труда в
условиях бывшего Союза, что часть конечной продукции
производится на предприятиях Беларуси. А владельцы сырья
всегда стремятся увеличить количество технологических
переработок, чтобы повысить добавленную стоимость в
готовой продукции. Поэтому для российских компаний
создание совместного бизнеса с белорусскими предприятиями
путем слияния капиталов представляет самый
непосредственный интерес. - Посол России в Беларуси Александр
Суриков заявил, что от создания российско-белорусского
нефтяного холдинга зависит скорость реализации проекта
БТС-2. - Должен внести ясность по поводу
этого заявления. От российской стороны не поступало
конкретных предложений о создании единого нефтяного
холдинга. Холдинг - это объединение субъектов, основанное
на долевом участии в собственности, дающем право основной
компании принимать или отклонять решения дочерних
компаний. В России несколько крупных нефтяных
компаний, и только две имеют интерес к приобретению доли
собственности в ОАО "Нафтан-Полимир", но никак не всего
нефтехимического комплекса страны, включающего в себя
около 60 организаций разных форм собственности. В настоящее время обсуждаются другие
формы учета взаимных интересов. Эксперты прорабатывают
вопросы формирования проекта программы расширения
российско-белорусского сотрудничества в
топливно-энергетической сфере. Программа будет включать в себя
несколько разделов, предусматривающих расширение
сотрудничества в нефтяной и нефтехимической отраслях,
сфере энергетики, в том числе атомной, энергетического
машиностроения, а также раздел по подготовке единых
нормативных документов. Наши предложения по сотрудничеству в
основном схожи. Сейчас специалисты работают над
формированием единой программы, с тем чтобы вынести ее на
рассмотрение союзного Совмина. - Какие пункты включает программа
сотрудничества в нефтехимической сфере? - Она предусматривает вопросы участия
российских компаний в реализации проектов развития и
приватизации комплекса "Нафтан-Полимир", Гомельского
химического завода, ОАО "Гродно Азот". Также
рассматриваются варианты сотрудничества с ОАО
"Могилевхимволокно". Здесь у нас встречный проект:
участие в развитии мощностей по производству терефталевой
кислоты совместно с российской компанией "СИБУР Холдинг".
Сопоставляются варианты создания такого производства в
Могилеве или на территории России. Расчеты показывают,
что экономически выгоднее это сделать в РФ. - Продвинулась ли реализация проекта
на Гомельском химическом заводе с компанией "ЕвроХим"?
Известно, что там были несогласованные вопросы,
касающиеся цены поставок продукции на внутренний
рынок. - На встрече в ОАО "МХК "ЕвроХим" в
конце мая эта тема обсуждалась. Необходимо уточнить ТЭО
данного проекта, чтобы снять имеющиеся вопросы. - Какие совместные проекты намечены в
энергетической сфере? Известно, например, что в
строительстве угольной станции в поселке Зельва
Гродненской области наряду с польской компанией "Кульчик
холдинг" собиралась участвовать и российская сторона. Но,
по имеющимся данным, "Интер РАО" недавно отказалась от
участия в проекте. - В настоящее время идет переговорный
процесс со всеми заинтересованными участниками проекта.
Мы надеемся, что он будет реализован одновременно со
строительством высоковольтной линии электропередачи,
связывающей через вставку постоянного тока энергосистемы
Беларуси и Польши, что даст нам возможность большего
маневра для максимально эффективной работы не только
угольной станции, но и всей нашей энергосистемы. - Какие-либо другие причины могут
воспрепятствовать реализации данного проекта? Ведь
несколько лет назад готовился похожий проект в Бресте, но
потом был свернут, по некоторым данным, из-за того, что
Беларусь приняла решение построить АЭС. - От реализации похожего проекта в
Бресте мы также не отказываемся. АЭС в производстве
электроэнергии страны займет около 20%, она не решит всех
проблем. А перед правительством поставлена задача снизить
использование природного газа в топливном балансе до
60%. - Есть ли движение по проекту
строительства энергомоста из Украины через Беларусь в
страны Балтии? - Обсуждение проекта по строительству
электролинии Ровно - Микашевичи пока приостановлено в
связи с кризисом. - Анатолий Васильевич, получается,
что белорусская сторона делает определенные шаги по
сотрудничеству в энергетической и нефтехимической
области, а Россия тем не менее приступила к строительству
БТС-2. - БТС-2 - достаточно спорный проект с
точки зрения экономической эффективности. Возможно, он
преследует цель гарантировать РФ стабильность нефтяных
поставок, минуя территорию транзитных государств. В
результате их предприятия по транспорту нефти не будут
иметь средств для поддержания транзитных магистралей в
надлежащем состоянии. Сегодня мощности участка Унеча -
Полоцк уже снижены с 40 млн. до 28 млн. т в год. - Можно ли рассматривать сценарий
закрытия транзитными государствами своих предприятий по
транспорту нефти? - Предприятий - маловероятно, а
участков магистральных нефтепроводов - да. На
восстановление их технического и кадрового потенциала
потребуются значительные средства и время. - Но новополоцкая "Дружба" уже 6 лет
стоит без работы в направлении Латвии и почти 3 года - в
направлении Литвы. - У предприятия есть пока средства
для поддержания в технической готовности этого участка
нефтепровода на белорусской территории на случай
возобновления прокачки нефти, но это только пока. Нефтяные ресурсы в России, конечно
же, небезграничны, учитывая развитие нефтетерминалов в
Новороссийске, в Находке, а также строительство
нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан и БТС-2. Но
что получает Россия от БТС-2? Прежде всего, увеличение
расходов для собственных экспортеров нефти на 8-10
USD/т. Эти потери неоправданно высоки. Кроме
того, Россия сосредотачивает все экспортные западные
нефтяные потоки в одном месте, что вряд ли оправданно с
точки зрения безопасности. Наконец, в РФ будут отвлечены
значительные ресурсы в кризисный период, когда требуются
средства на поддержку других отраслей экономики. Решение по БТС-2 скорее политическое,
чем экономически обоснованное. В перспективе действующие
магистрали, в частности "Дружба", будут
востребованы. - Но решение по БТС-2 уже принято.
Беларуси что делать? Как не допустить осушения "Дружбы"?
Позволят ли решения по акционированию магистральных
нефтепроводов в перспективе решить эту проблему? - Мы сейчас планируем акционирование
гомельской и новополоцкой "Дружбы". Их можно
акционировать единым комплексом, а можно порознь. Скорее
всего, инвесторов может заинтересовать не единый
комплекс, а отдельные предприятия. Не исключаю, что новополоцкая
"Дружба" может заинтересовать будущего совладельца
"Нафтана" - возможно, он захочет иметь в своей
собственности транспортную сеть. Тем более что финансовые
результаты у новополоцкой "Дружбы" за счет оказания услуг
по доставке нефти на "Нафтан" положительные. К примеру,
литовский НПЗ "Мажейкю Нафта" имеет в собственности и
транспортную инфраструктуру. - А что вы думаете о планах
задействовать новополоцкую "Дружбу" в реверсном
направлении: заполнить ее альтернативной нефтью через
литовский терминал Бутинге или же через латвийский порт
Вентспилс? - Пока рано об этом говорить. У нас
есть предложение в рамках "Восточного партнерства" об
участии в проектах использования нефтепровода Одесса -
Броды. Кроме того, предлагается обсудить возможность
строительства участка Бобовичи - Костюковичи для
соединения украинского и белорусского нефтепроводов с
выходом на Прибалтику. - В. Ющенко после недавней встречи с
А. Лукашенко заявил, что скоро 6 президентов представят
проект Евро-Азиатского нефтяного коридора в Еврокомиссию.
Белорусская сторона поддержала данный проект? - Этот проект нужно рассматривать с
учетом его стоимости и обеспечения ресурсами. Пока его
ТЭО с участием белорусской стороны нет. - Очевидно, что БТС-2 создаст
дополнительные трудности для нашей нефтехимической
отрасли. Может быть, стоило бы жестче увязать шаги по
сотрудничеству с российскими компаниями в области ТЭКа с
реализацией проекта БТС-2? - Думаю, что будут найдены другие
варианты по загрузке гомельской "Дружбы". Очевидно, что проект БТС-2 с
экономической точки зрения более затратный для
собственников нефти в сравнении с "Дружбой". Это
обстоятельство может заинтересовать как немецких
потребителей нефти, так и российские компании. Совпадение
интересов потребителей с немецкой и с российской стороны
должно сработать в отношении как гомельской, так и
новополоцкой "Дружбы". - Радует, что вы видите перспективы
"Дружбы". Между тем первый замминистра топлива и
энергетики Украины Олег Бугаев в начале этого года
отметил, что белорусы совместно с украинцами должны
готовить нефтепровод "Дружба" к тому, что транзит
российской нефти через нее может прекратиться. Есть ли
уверенность, что белорусские НПЗ в перспективе будут
заполнены нефтью? - Предполагаю, что интерес к нашим
НПЗ со стороны собственников российской нефти останется.
На Мозырском НПЗ работает совместный
белорусско-российский капитал. Ожидается также
приватизация "Нафтана". Поэтому вопросы с поставками
нефти по обеспечению экономики Беларуси сырьем должны
быть решены. - Между тем реализация проекта на
"Нафтане" (а в конце прошлого года к нему присоединен
"Полимир") может затянуться... - Российскую сторону интересуют
вопросы регулирования цен на внутреннем рынке,
возможность неограниченного экспорта продукции,
требование обязательной отгрузки на внутренний рынок
части нефтепродуктов и химического сырья. Также Россию
будет интересовать увеличение пакета акций до
сверхконтрольного. Все эти вопросы - предмет
переговоров. Условия приватизации "Нафтана" могут быть
оговорены в специальном соглашении. Однако большую
ясность по данным проектам мы получим, когда программа
расширенного белорусско-российского сотрудничества в
сфере топливно-энергетического комплекса будет полностью
подготовлена. - Принципиальных разногласий по
программе нет? - Остается неурегулированным вопрос
строительства второй нитки газопровода Ямал - Европа.
Пока неясно, войдет ли он в программу. - Этот проект обсуждается, несмотря
на то, что РФ уже приняла решение строить "Северный
поток" и "Южный поток"? - "Северный поток" - это предмет
договоренностей Германии и России без учета интересов
транзитных государств, в том числе Польши. Маршрут
"Южного потока" должен пройти в зоне экономических
интересов Украины (в ее территориальных водах). Удастся
ли согласовать интересы сторон и реален ли этот проект?
Сомневаюсь. - Некоторые российские аналитики
убеждены, что белорусская сторона в ближайшей перспективе
не согласится на продажу контрольного пакета
"Белтрансгаза" "Газпрому". В то же время в условиях
ухудшения финансовой ситуации в Беларуси правительство
увеличит фискальную нагрузку на СП "Белтрансгаз", что
приведет к нерентабельной работе предприятия и возможному
банкротству... - Что касается продажи контрольного
пакета, то пока этот вопрос не рассматривается, поскольку
не завершена процедура получения "Газпромом" пакета
50%. Все прогнозы по получению прибыли
"Белтрансгаз" выполнил. В прошлом году прибыли получено в
1,5 раза больше, чем планировалось сторонами по
бизнес-плану. СП "Белтрансгаз" имеет хорошую перспективу
дальнейшего развития. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Означает ли это, что Беларусь опоздала со своими предложениями по созданию холдинга? |
|