И хранить противно, и выбросить жалкоЕсть, конечно, вертикаль: предприятие
- Минпром - Совмин - администрация президента. Формально
все судьбоносные для каждого предприятия решения проходят
по этой вертикали. Каждое решение кем-то готовится,
согласовывается с несколькими министерствами,
утверждается. А исполнение потом контролируется
несколькими организациями. Система стройная и могла бы работать в
СССР в 30-е гг. прошлого века для простой продукции и при
практически неограниченном рынке сбыта. Уже в 70-е в
Союзе такая система управления стала давать сбои, а к
середине 80-х полностью себя дискредитировала. Тем не
менее была принята за прототип белорусской системы
управления промышленностью. Функции КПСС по согласованию
социальных, территориальных, финансовых и технологических
решений приняла на себя администрация президента.
Формирование рынков сбыта и обеспечение
научно-технического сопровождения производства, ранее
сконцентрированные в министерствах, были просто
заброшены, поскольку для их реализации не было ни
финресурсов, ни структур, ни подготовленных кадров. На советское прошлое пенять нечего -
минуло 17 лет. Не оно сформировало и поддерживает перекос
в нашей внешней торговле в сторону России и СНГ: остатки
советской товаропроводящей сети - единственная наша
сбытовая сеть за границей. Ничего другого не создано. Не
случайно МТЗ оказался в зависимости от 2-3 российских
«дилеров». В результате имеем предприятия,
укомплектованные оборудованием 70-х гг. прошлого века, не
контролирующие свои рынки сбыта (следовательно, не
имеющие обоснованных средне- и долгосрочных планов),
реально убыточные и покрывающие убытки, проедая
амортизацию, продавая имущество и сдавая в аренду
площади, не имеющие достоверных бухгалтерских балансов и
не представляющие реальной себестоимости своей продукции,
содержащие излишнюю численность и не имеющие нужных
специалистов на ключевых должностях. Основные фонды
частью напоминают бабушкину шубу в шкафу: и из моды
вышла, и молью побита, но стоила когда-то дорого, и
выбросить жалко. Как и кто для таких предприятий должен
готовить технически и экономически обоснованные
решения? Совмин и президентская администрация
включаются в работу с предприятием только на стадии
катастрофы и при проработке проекта с крупным инвестором.
Текущая работа - не их дело, должна работать система.
Которой нет. Минпром? Там на каждого работника
отраслевого управления по десятку предприятий. Реально он
может лишь справку для руководства или ответ на запрос
подготовить, да обзвонить директоров с опросом на уровне
«Как дела?». Действующая в министерстве система
мониторинга положения предприятий из нескольких десятков
показателей реальной картины не дает. Например, НП РУП
«Кварц-авто» выполняло почти все доведенные показатели
всего за два месяца до своего фактического банкротства.
Не имея промышленной политики, программы промышленного
развития в территориальном и отраслевом разрезах,
возможности привлечь квалифицированных техконсультантов
на стадии подготовки решения (где взять?), Минпром и
советом предприятию помочь не может, не то что готовить
для него обязательные к исполнению решения. Реальное управление предприятием в
Беларуси осуществляет директор. Причем - единолично. Сам
выбирает стратегию, сам подбирает себе исполнителей, сам
определяет номенклатуру выпускаемой продукции. И если
предприятие выполняет 2-3 доведенных показателя, вовремя
платит зарплату и налоги, не имеет конфликтов с властной
вертикалью - директор может не опасаться за свою
должность. Ну а если директор ошибется крупно, и
предприятию придется совсем плохо - рецепт один:
директора снимут, новому директору дадут денег из бюджета
на стабилизацию работы предприятия, и он будет править
так же самовластно. Из опыта Запада хорошо известно, что
единоличное управление эффективно только для небольших
предприятий с простой продукцией. Как только предприятие
побольше, продукция посложнее и цикл изготовления
подлиннее - риск ошибок при единоличном управлении
становится неприемлемым. Тем более что в отличие от
Запада у нас директору и проконсультироваться не с кем:
имеющиеся несколько консалтинговых фирм могут помочь
разве что бизнес-план написать или софт установить.
Отладить техпроцесс или посодействовать в разработке
нового изделия некому. Потому и является промышленность
Беларуси иллюстрацией к учебнику экономики: номенклатура
выпускаемой продукции все упрощается, численность
работающих сокращается, время от времени валятся вроде бы
благополучные предприятия. Даже такие крупные, как
«Планар», «Луч», «Мотовело» и «Гранит». Директорам отдан в управление капитал,
принадлежащий государству. И никак не определено, по
каким критериям оценивается его работа, благо рисовать
показатели плановые отделы еще в советские времена
научились. Логика требует, чтобы доход от этого капитала
был не меньше банковских ставок депозита и поступал в
бюджет регулярно. У нас не только не определена
капитализация предприятий, но и госкапитал проедается
т.н. «трудовыми коллективами». Действующая в республике система
управления промышленностью спасла нашу промышленность
после распада СССР. Но к началу века она себя изжила, и
реально промышленностью не управляет никто. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Есть, конечно, вертикаль: предприятие - Минпром - Совмин - администрация президента. |
|