У белорусской молодежи высокий протестный потенциал
17 июля 2009 Общество
Сергей БУЖЕВ, МЫ Такой вывод сделали эксперты Белорусского института стратегических исследований по результатам своего исследования "Идентификация и спецификация социальных контрактов в современной Беларуси", которое было проведено в 2008-2009 годах силами института и партнерских организаций. В частности, вместе с Социометрической лабораторией "НОВАК". "В ходе исследования изучались особенности взаимоотношений государства с различными социальными группами, содержание негласных договоренностей и обменов, позволяющих закрепить и сохранить существующее в стране положение вещей, природа социально-экономической стабильности и возможные точки "разрыва" подспудного контракта между государством и обществом. "Изучая социальные контракты, мы пытаемся определить потенциальных "акторов перемен" в белорусском обществе, и определить содержание возможных позитивных посланий, которые могут направить этим социальным группам сторонники перемен", - говорится в исследовании БИСИ. В условиях декларируемого социального государства, молодежь и неработающие являются именно той группой, которая требует социальной защиты. Однако в реальности ситуация не соответствует данному постулату: молодежь и неработающие Беларуси являются группой в меньшей степени включенной в социальный контракт, чем другие группы населения. Это выражается и в низкой рефлексии взаимодействия с государством, и в том, что группа не рассчитывает на помощь государства в случае материальных проблем. Так, молодежь и неработающие реже других групп, считают, что их благосостояние зависит от государства. Таким образом, не будучи экономически активной, группа слабо включена во взаимодействие с государством, не получая от него прямых материальных выплат. Источником дохода, а также группой-посредником во взаимодействии с властями, для молодежи являются родители, родственники. В определенной степени, именно они и могут пострадать в случае получения неработающими санкций со стороны государства, отмечают эксперты. "Группа имеет достаточный уровень ожиданий от действий государства, что связано с высоким уровнем запросов и оптимизмом в отношении улучшения своего материального положения. Так, средний балл ожиданий молодежи от государства выше (3.47), чем у всего населения (3.43). Однако данные запросы в в основном связаны не с прямыми выплатами или социальным обеспечением (пенсии, стипендии, социальные программы) – в первую очередь, группа ожидает от государства обеспечения условий для получения дохода, возможности зарабатывать. Также возможность заниматься предпринимательской деятельностью является для молодежи более значимой, чем для всего остального населения. Группа имеет потребность не только и не столько в поддержке государства, сколько в обеспечении им неизменных и справедливых правил игры и формировании в стране среды, позволяющей получать достаточные доходы. Иными словами, молодежь и неработающие ожидают от власти создания общих условий и обеспечения возможностей для выхода в сферы, где роль и влияние государства меньше", - говорится в исследовании Белорусского института стратегических исследований. Основные направления неудовлетворенности молодежи условиями взаимодействия с государством "связаны именно с невыполнением им обозначенной функции формирования среды и установления "правил игры", позволяющих социальным агентам действовать самостоятельно (возможность работать и заработать, гарантировать трудоустройство, осуществлять контроль за работодателем, заниматься предпринимательской деятельностью)". В целом, неработающие реже соглашаются с условиями социального контракта, существующего в Беларуси. Данная группа в меньшей степени готова получать низкий доход в обмен на социальную стабильность, реже оправдывает патернализм в отношении государственных предприятий. Молодежь не часто поддерживает идею об ограничении свобод в пользу социальных гарантий и гражданского мира. Однако последнее в значительной степени связано с отсутствием устоявшегося мнения (доля затруднившихся ответить - значительна). Таким образом, молодежь и неработающие пока тесно не включены в социальный контракт с государством. Однако в перспективе, группа менее удовлетворена предлагаемыми государством условиями - оптимистично оценивая свои ресурсы, группа готова к большему риску ради получения больших доходов. Это формирует потребность выхода из предлагаемых условий социального контракта, по крайней мере, у значительной части представителей молодежи и неработающих. Изменения в формате социального контракта, неизбежные в условиях экономического кризиса, должны затронуть молодежь и неработающих граждан косвенно. Они, скорее всего, ощутят изменения в стране и параметрах социального контракта опосредованно, через изменение условий, которые обеспечивает государство их родственникам, отмечают исследователи: "Самая вероятная реакция молодежи на ухудшение материального положения, как их, так и родителей, - это поиск "выхода", т.е. эмиграция. На данный момент около 40% молодежи и неработающих желают уехать из Беларуси (в среднем по населению этот показатель в два раза меньше). Еще 14,7% неработающих затруднились ответить, хотят ли они уехать из страны, т.е. для них это является допустимым вариантом, а 12,5% – банально не имеют средств для эмиграции. Молодежь обладает самыми ликвидными ресурсами (человеческим капиталом), что, с одной стороны, позволяет им надеяться на легкое трудоустройство за рубежом. Но, с другой стороны, эта ликвидность предполагает, что в условиях кризиса нанимателям легче всего отказаться именно от их услуг. В текущей ситуации это резко сужает возможности выхода из соцконтракта для молодежи и заставляет ее искать новые стратегии взаимодействия с государством, а государство – их предлагать. Самой непопулярной стратегией на данный момент является участие в массовых акциях протеста: таким методом свои проблемы готово решать только 3,9% молодежи и неработающих. При этом к самим акциям протеста и их участникам молодежь относится положительно. Почти две трети респондентов из рассматриваемой группы (65,8%) считают, что демонстрации - это нормально, так как нужно давать людям возможность высказаться, они допустимы, будучи проявлением воли граждан. Для сравнения, в целом по населению так считает чуть менее половины респондентов (49,7%). Самих участников акций протестов молодежь и неработающие оценивают как смелых и принципиальных людей, готовых защищать свои права несмотря на репрессии. Так считает 46,3% респондентов из данной группы, и только 14,3% - что участникам демонстраций платят за их участие. Это может свидетельствовать о высоком протестном потенциале данной группы; однако он сдерживается рациональным пониманием, что протестом ничего не добиться, кроме дополнительных проблем для себя и своих близких. К тому же молодежь не включена в горизонтальные социальные связи, ограничиваясь контактами с друзьями и родными, и не участвуя ни в каких общественных организациях (за исключением БРСМ, где членство зачастую обязательно) или инициативах. "В качестве альтернатив "выходу" и "протесту" государство предлагает молодежи сценарии "сверхлояльности" и "легального голоса". За "сверхлояльность", выражаемую в участии в акциях БРСМ, государство предоставляет молодежи дополнительные блага в виде посещения развлекательных мероприятий и потенциальной возможности роста по карьерной лестнице в рамках БРСМ. Однако в большинстве случаев участие в акциях или членство в БРСМ являются результатом принуждения, а не рационально выбранным элементом социального контракта молодежи и неработающих с властями. Сценарий "легального голоса", так или иначе, использует более половины участников данной группы. Для решения своих проблем они готовы обратиться в СМИ, местные органы власти, суд, общественные организации или написать в жалобную книгу, и, тем самым, пожаловаться одной государственной структуре на другую. Для этого государством была создана сеть телефонов доверия и система контроля за деятельностью одних госструктур другими (жалобные книги, телефон доверия, запись разговоров в приемных служб ЖЭС и пр.). Тем не менее, возможность пожаловаться не столь широко используется молодежью, как другими группами населения", - отмечают в БИСИ. Самым же популярным решением проблемы для молодежи и неработающих является приспособление к существующим условиям при помощи использования своих личных связей (25,3% респондентов). Резюме: "Таким образом, на переформатирование социального контракта в обществе в условиях снижающейся возможности выхода и бесперспективности протеста, молодежь и неработающие, скорей всего, будут вынуждены ответить приспособлением". При этом молодежь будет весьма лояльна к изменениям, направленным на либерализацию и масшабные реформы, которые предполагает корректировка социального контракта. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
17 июля 2009 Общество Сергей БУЖЕВ, МЫ Такой вывод сделали эксперты Белорусского института стратегических исследований по результатам своего исследования "Идентификация и спецификация социальных контрактов в современной Беларуси", которое было проведено в 2008-2009 годах силами института и партнерских организаций. |
|