21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Под Минском появится игорно-развлекательная зона, где будет действовать безвизовый режим для иностранцев

19.09.2009 13:54 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

22 июля 2009 Экономика и бизнес
Андрей АСФУРА, БЕЛТА

Вкладывать инвестиции в создание и развитие игорных заведений всегда считалось занятием прибыльным, но рискованным. Тем более что счет в таких ставках идет на миллионы, а иногда даже миллиарды долларов. Неудивительно, что инвесторы не торопятся с новыми проектами: даже в таких игорных столицах, как Лас-Вегас и Макао, где на протяжении нескольких лет подобный бизнес развивался успешнее любого металлургического завода, лишь за полгода с момента наступления мирового финансово-экономического кризиса стоимость казино упала в несколько раз, а отдельные бизнесмены стали распродавать активы. В Украине (а, по сути, и в России) от игорной индустрии и вовсе остались лишь воспоминания, причем после того, как казино и залам игровых автоматов аннулировали лицензии, эксперты начали предрекать приток "азартных" инвестиций в другие страны.

Беларусь может выиграть от принятых в соседних государствах мораториев. Подогревают интерес и масштабные инвестпроекты: в Беларуси планируется создать безвизовую игорно-развлекательную зону вблизи Национального аэропорта Минск и ипподром в Ратомке. Будущее игорной индустрии скорее за крупными игорными центрами, чем небольшими залами игровых автоматов. Начальник контрольно-ревизионного отдела Министерства спорта и туризма Беларуси Василий Корзун предлагает сосредоточить игорный бизнес в крупных гостиничных комплексах.

- Василий Васильевич, что представляет собой игорный бизнес в Беларуси? Сколько в стране зарегистрировано игорных заведений?
- В настоящее время в Беларуси открыты 395 игорных заведений, из них 39 казино и 356 залов игровых автоматов. Помимо этого, в стране работают 173 букмекерские конторы. А вот объектов налогообложения в сфере игорной индустрии более чем в 15 раз больше, чем самих заведений - 8461 игровой автомат, 167 игровых столов и 182 кассы букмекерских контор. По состоянию на 1 июня этого года 260 субъектов хозяйствования в Беларуси получили лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
Беларусь довольно насыщена игорными точками: в каждой области действуют около 40 залов игровых автоматов, несколько казино (за исключением Гродненской области, где открыто лишь одно заведение с игровыми столами) и более 20 букмекерских контор. Новые игорные заведения открываются в основном действующими операторами и преимущественно в регионах, а не в столице.
Всего в Беларуси деятельность в сфере игорного бизнеса осуществляют 13 иностранных и 23 совместных предприятий - это около 14% общей численности организаций, получивших лицензии. Организации, созданные с привлечением иностранного капитала, содержат на территории Беларуси 115 игорных заведений, включая 21 казино.
Лицензию на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса может получить только организация, являющаяся резидентом республики. Поэтому для получения разрешения зарубежной компании необходимо создать на территории страны иностранное или совместное предприятие.
Как отразился на игорном бизнесе мировой финансово-экономический кризис, судить сложно. Если бы владельцы казино вдруг начали сворачивать бизнес и отзывать лицензии, ситуация была бы ясна, а так о состоянии дел в игорных заведениях можно лишь догадываться. По крайней мере, мы каких-то изменений не ощущаем.

- Какой доход приносят игорные заведения?
- Игорный бизнес, на мой взгляд, может иметь существенный удельный вес в экономике страны. Уже сейчас деятельность игорных заведений приносит в казну более Br43 млрд. в год. Причем речь идет лишь о прямых поступлениях от объектов налогообложения. Помимо них, необходимо учитывать косвенные поступления, в частности, плату за аренду помещений, налоги на организацию общественного питания и так далее. Трудно сказать, какой суммарный доход приносят белорусские игорные заведения. К сожалению, такого учета в стране никто не ведет. Кроме того, надо учитывать, что доходы от игорной деятельности поступают в местный бюджет.
Ставки налога на игорный бизнес в Беларуси зависят от местоположения казино и количества объектов налогообложения. Так, в Минске владельцы казино, имеющего до 10 игровых столов, платят за каждый из них по 3,5 тыс. евро; заведения с 10 и более игровыми столами - 4 тыс. евро. В областных центрах ставки налогов ниже - от 3 тыс. до 3,5 тыс. евро, а в иных населенных пунктах ставки варьируются от 2,5 тыс. до 3 тыс. евро. Что касается залов игровых автоматов, то в Минске ставка налога на каждую слот-машину - 100 евро, в областных центрах - 90 евро, в других населенных пунктах - 80 евро.

- Планируется ли в Беларуси усилить контроль над игорной деятельностью?
- Основная проблема сегодня заключается в том, что в Беларуси нет единого органа, который бы контролировал игорный бизнес. Пока эти функции закреплены за Министерством спорта и туризма, однако получается, что на практике мы отвечаем лишь за выдачу лицензий. Заниматься экономикой и контролировать денежные потоки не входит в наши задачи.
Совет Безопасности, Комитет государственного контроля и Администрация Президента Беларуси сегодня признают, что вести игорный бизнес должно не наше министерство. Например, в Литве этим занимаются налоговые органы, в Латвии - Министерство культуры, в Нидерландах и Дании - Министерство юстиции, а в России, Болгарии и Венгрии - Министерство финансов. На мой взгляд, контролировать игорную деятельность должны фискальные органы, им это делать куда проще.
Большого количества проблем удастся избежать, если этим займутся налоговики, ведь именно они регистрируют субъекты и объекты налогообложения. А так возникает лишнее звено: мы-то вынуждены пользоваться их информацией. Я полагаю, кто владеет информацией - тот должен и руководить. Пока же управляемость игорной индустрии оставляет много вопросов.

- Каким образом сегодня выявляются нарушения, связанные с деятельностью игорных заведений, и как на них реагирует Министерство спорта и туризма?
- Цепочка получается довольно длинной. Комитет госконтроля или налоговики, выявившие нарушение, предоставляют собранную информацию Министерству спорта и туризма, после чего мы выносим предупреждение владельцу игорного заведения. А вот если он не устранит нарушение, мы имеем полное право аннулировать лицензию.
Кстати, в этом году субъектам хозяйствования, владеющим лицензиями на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, было вынесено 18 предупреждений, в двух случаях нам пришлось закрыть игорные заведения.

- Должны ли казино появляться в крупных гостиничных комплексах (как дополнение к отелю, равно как ресторан, бар и ночной клуб) или же предпочтительнее создавать развлекательные центры, в которых игорному заведению будет отведено ведущее место?
- На мой взгляд, они должны открываться в крупных гостиничных комплексах как одна из их составляющих. Это позволит предоставить выбор туристам и посетителям комплекса: кто-то пойдет в ресторан, кто-то - в тренажерный зал, а кто-то - в казино. Я убежден, что трансформация игорной индустрии в Беларуси пойдет именно по этому пути. Постепенно владельцы игорных заведений будут уходить от подвалов к игорным центрам. Причем вовсе не обязательно, чтобы это была резервация. Гостиничные комплексы с казино можно создавать в любом месте, которое может привлечь посетителей и, прежде всего, иностранных туристов.
Для тех же, кто будет инвестировать в создание игорных центров в специальных зонах, можно предоставить налоговые послабления. Инвестора нужно стимулировать, чтобы он был заинтересован в строительстве. Идея такова - хочешь вкладывать средства в игорный бизнес, создавай развлекательный центр, который прослужит века.

- Во многих столицах мира игорные заведения не могут находиться в центральной части города. Начнут ли минские казино покидать центр столицы?
- Пока в Министерстве спорта и туризма Беларуси этот вопрос не обсуждался. Правда, у нас закрывается казино, расположенное на Немиге. Но это связано с тем, что перестал работать ресторан, ставший убыточным после того, как до 100 евро подняли арендную ставку. Почему это произошло? Причина в том, что и ресторан, и игорную зону включили в общую стоимость арендной ставки, хотя везде у нас общепит пользуется льготами.

- Какие страны представляют бизнесмены, интересующиеся возможностями инвестировать в игорную индустрию Беларуси?
- В Беларусь приходят, в основном, россияне, которые знают толк в игорном бизнесе и строительстве. Правда, знаковых инвесторов можно пересчитать по пальцам. В частности, не так давно мы выдали лицензию московскому инвестору, планирующему открыть в Минске казино "Шангри-Ла". Планируется, что в новом заведении будет более 10 игровых столов и около 70 игровых автоматов.

- В связи с решением российских властей перенести игорные заведения из крупных городов в специальные зоны, которое вступило в силу с 1 июля этого года, возрастет ли число предложений от российских инвесторов?
- В настоящее время игорная индустрия Беларуси развивается довольно стабильно. После вступления в силу российского закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", который предусматривает перенос игорных заведений в специальные зоны, ситуация в игорной индустрии Беларуси практически не изменилась. Ходило много слухов, что российские бизнесмены начнут вкладывать деньги в открытие игорных комплексов на территории Беларуси, но пока всплеска желающих инвестировать в этот рынок не наблюдается.

- Как вы считаете, есть ли необходимость в переносе игорного бизнеса в специальные зоны?
- Полагаю, россияне погорячились с решением закрыть все игорные заведения в крупных городах. На мой взгляд, сегодня должно быть разумное сочетание - казино в крупных городах (или вблизи них) и игорный бизнес в резервациях.
Я не являюсь сторонником радикальных мер. Не думаю, что нам стоит копировать опыт России или Украины. Приведу простой пример: недавно общался с инвестором, заплатившим за лицензии на открытие двух казино в Киеве 300 тыс. евро, а всего в игорные заведения было вложено около 1 млн. евро. А после вступления в силу закона "О запрещении игорного бизнеса в Украине" все инвестиции оказались потрачены впустую, понесенные расходы владельцам казино никто не компенсировал. Но принесет ли эта инициатива пользу экономике Украины? По крайней мере, в Беларуси подобных решений пока принимать не планируется.

- Но здесь есть и моральный аспект. В конце концов, далеко не все готовы мириться с тем, что в сотнях метров от их дома по ночам работает казино или зал игровых автоматов…
- Жалобы, в основном, приходят из небольших городов, где нередки своего рода противостояния владельцев игорных заведений с районными властями, церковью и местными жителями. Провинция, конечно, более консервативно относится к игорному бизнесу. Поэтому, на мой взгляд, в таких небольших городах, как Жлобин или Речица, залы игровых автоматов и не нужны. А вот в Минске, который посещает много иностранцев, существование таких заведений более оправдано.

- Под Минском планируется создать крупную игорно-развлекательную зону с казино, где будет действовать безвизовый режим для иностранцев. Расскажите о проекте подробнее.
- Планируется, что особенностью комплекса станет безвизовый режим, который будет действовать на территории всей игорно-развлекательной зоны. Правда, пока это еще довольно сырой проект, более того, мы все еще находимся в стадии поиска инвестора.
Проектом предусматривается, что иностранцы смогут посетить развлекательный комплекс без визы сроком на 72 часа. Однако это будет касаться только самой зоны: за ее пределы иностранцам можно будет выйти только при наличии визы. Такая идея не нова: организаторы литовского фестиваля Be2gether добились того, чтобы белорусы, купившие билет, получили бесплатные визы для посещения мероприятия. Так почему бы нам не сделать то же самое? Ведь доход, который бы приносил игорно-развлекательный центр, с лихвой покрыл стоимость этих виз. Однако для этого нужно, чтобы идею поддержали Государственный пограничный комитет и другие ведомства Беларуси.
Помимо крупного игорно-развлекательного центра под Минском, у нас есть еще один знаковый проект. Речь идет о создании ипподрома мирового уровня в Ратомке. Площадь, земли и лошади есть, осталось найти того, кто бы захотел вложить в этот проект инвестиции. Предполагается, что на ипподроме будут проходить скачки, во время которых можно будет сделать ставку на понравившуюся лошадь.
Мы должны понимать, что крупные игорно-развлекательные центры можно создать лишь с привлечением иностранного капитала. Тем более что по масштабу такие проекты должны быть сравнимы с "Силичами". То есть надо создать такие условия, чтобы ребенок смог искупаться в аквапарке, жена - пойти в спа-центр, а муж - посетить казино. Такие центры должны дать возможность отдохнуть сразу всей семье - взрослым и детям, поэтому в них будут не только игорные заведения.

- Насколько мне известно, в Беларуси разработан проект концепции развития игорного бизнеса. Что нового этот документ может внести в регулирование игорной деятельности?
- Предполагается, что концепция будет определять задачи и направления государственной политики в сфере игорного бизнеса, создаст основу для разработки конкретных мер, направленных на совершенствование законодательства в этой области. Основной целью государственного регулирования игорного бизнеса на современном этапе является достижение его прозрачности, усиление контроля над организациями, осуществляющими эту деятельность в Беларуси. Кроме того, среди основных задач - развитие игорного рынка, прежде всего, в контексте увеличения экспорта туристических услуг.
Министерство спорта и туризма предлагает реформировать игорный бизнес в четыре этапа. На первом этапе с целью поддержания благоприятного инвестиционного климата предлагается сохранить действующий режим для организаций, получивших специальные разрешения (лицензии). Единственным нововведением может стать требование, предъявляемое к стажу руководителя (заместителя руководителя). Так, министерство предлагает увеличить необходимый для руководства организации, осуществляющей деятельность в сфере игорного бизнеса, стаж с трех до семи лет.
На втором этапе необходимо создать условия для того, чтобы на рынке были представлены преимущественно крупные заведения. Сделать это можно путем установления ограничений по площади помещений и количеству используемого игрового оборудования. Министерством уже внесен на рассмотрение Совета Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающего установление требований к площади помещения казино - 1 тыс.кв.м, а также количеству оборудования - 10 игровых автоматов. К залу игровых автоматов требования могут быть таковы: площадь от 300 кв.м, игровых автоматов - от 70. Предполагается, что эта мера будет временной и позволит ограничить бесконтрольный рост числа игорных заведений.
Стоит отметить, что сегодня казино размещаются преимущественно на площадях 100-150 кв.м, а половина всех заведений имеет всего 1-2 игровых стола. Залы игровых автоматов (за исключением заведений крупных операторов) располагаются в основном на площадях до 100 кв.м, а количество оборудования колеблется от 1 до 20 автоматов.
Наконец, на последних этапах планируется создать игорно-развлекательные центры за пределами населенных пунктов. Эти центры будут оказывать максимально возможный спектр услуг, включая размещение, питание и развлечение. Причем их планируется сосредоточить в местах отдыха туристов - гостиницах и санаторно-курортных зонах.
Что немаловажно, среди приоритетных задач государственного регулирования игорной деятельности - создание условий для привлечения иностранных инвестиций в Беларусь с тем, чтобы они шли на развитие инфраструктуры игорно-развлекательных центров и курортных зон.
В настоящее время Министерством спорта и туризма подготовлен проект указа "О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса". Его принятие позволит сделать игорный бизнес более прозрачным и подконтрольным, создать условия для его укрупнения.
Проектом предусматривается исключение индивидуальных предпринимателей из числа субъектов хозяйствования, которым предоставляется право осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса. Связано это с тем, что ИП не всегда могут гарантировать выплату игрокам выигрышей.
Минспорта и туризма Беларуси предлагает ужесточить требования, предъявляемые к соискателю лицензии. В частности, для владельцев игорных заведений предлагается установить обязанность формировать гарантийный фонд в сумме 50 тыс. евро для содержания казино и зала игровых автоматов, 20 тыс. евро - для иных видов игорного бизнеса. Предусматривается запретить с 2014 года размещение игорных заведений в зданиях жилых домов, строениях, где находятся учреждения образования и культуры, физкультурно-спортивных сооружениях.

- В последнее время в Беларуси стали активно открываться букмекерские конторы. С чем это связано?
- Крупнейшими операторами, осуществляющими букмекерскую деятельность в Беларуси, являются организации, созданные с привлечением иностранного капитала, в основном российского и украинского. Чтобы достичь высокого результата букмекерской конторе надо работать по договору с иностранной компанией. Самостоятельно белорусские букмекерские конторы существовать не могут, поскольку аналитику необходимо брать из-за рубежа. В то же время популярность букмекерских контор сегодня довольно высока: у касс собираются очереди желающих. Ставки там небольшие, поэтому и потери невысокие. А вот тотализаторы в Беларуси не прижились.

- Каким вы видите будущее белорусской игорной индустрии?
- Полагаю, что игорный бизнес в Беларуси будет развиваться в двух направлениях. Первое - открытие казино в крупных гостиничных комплексах. Второе - создание в Беларуси нескольких игорно-развлекательных центров. Сегодня мы зациклились на природной составляющей, однако зачастую туристу недостаточно тех услуг, которые ему могут предложить в санатории или базе отдыха. Можно создать игорно-развлекательную зону на территории национального парка "Нарочанский" с бассейном, спа-центром, ресторанами, кафе, боулингом и, возможно, аквапарком. В конце концов, там же тысячи отдыхающих! Хотя, безусловно, построить - еще не главное. Куда важнее убедиться в том, что это принесет ожидаемый эффект.



Новости в открытом доступе

Почему в Беларуси хотят запретить слабоалкогольные напитки?"Белтелеком" снижает стоимость интернета?Александр и Николай Лукашенко прокатились на Харлее (фоторепортаж)
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
22 июля 2009 Экономика и бизнес Андрей АСФУРА, БЕЛТА Вкладывать инвестиции в создание и развитие игорных заведений всегда считалось занятием прибыльным, но рискованным.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика