Ирина Дорофеева: Мне кажется, что я всегда была лицом Беларуси
27 июля 2009 Культура
Алексей Вайткун, TUT.BY Как Ирина Дорофеева относится к тому, что она является лицом Беларуси? Почему ее песни приобрели столь ярко выраженную идеологическую направленность? О своем творчестве, о планах покорения дальнего зарубежья и о многом другом в эфире Радио TUT.BY, в авторской программе Алексея Вайткуна, рассказывала Ирина Дорофеева и ее продюссер Юрий Савош. Также она ответила на вопросы посетителей портала и слушателей радио. Полный вариант беседы слушайте тут Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя. (function (eid) { if(!(typeof(swfobject)=="object" && swfobject!=null)) return; var flashvars={ file: "http://img.tut.by/n/02/10/uploader.tut.by_2009_07_23.mp3" }; var params={ play: "true", loop: "false", quality: "high", wmode: "transparent", allowfullscreen: "true", allowscriptaccess: "always" }; var attributes={}; swfobject.embedSWF("http://www.tut.by/jw/player.swf",eid,"250","60","9.0.0","http://www.tut.by/jw/expressInstall.swf",flashvars,params,attributes); })("swf1248690107984"); Сегодня вы одна из самых гастролируемых певиц в Беларуси. На самом деле ли необходим такой ритм белорусскому артисту? Я думаю, что любому человеку, который хочет добиться успеха, нужно очень много работать. Ведь стоит только остановиться, и процесс пойдет в обратную сторону. Так что, к счастью, у меня активный продюсер, у которого полно идей. Именно он и не дает мне расслабляться ни на секунду. У нас замечательный и талантливый коллектив. В нем работает знаменитый артист Георгий Колдун, молодая певица Доминика. Мне хотелось бы направить всю свою энергию на зрителей, на концертную деятельность, но это мешает сделать организационная работа. Необходимо уделить внимание каждому, а я еще преподаю и веду передачу. Вот так и живу. Из-за всего этого не бывает иногда ощущения загнанной лошади? Думаю, нет. Ведь на это есть заслуженный отпуск! Получается ли нормально отдохнуть? Теперь уже получается, потому что есть возможность зарабатывать и тратить деньги. Безусловно, в первую очередь на свой проект. Много приходится вкладывать в материальную базу: в костюмы и в постановки, платить гонорары авторам песен. Кроме этого, оставляю что-то и на отдых. Если не буду отдыхать - не смогу работать. Как бы вы сами могли охарактеризовать ту работу, которой вы занимаетесь? Мне очень повезло: моя работа позволяет мне общаться с интересными и творческими людьми. Они все разные, все находятся в творческом поиске и мне есть чему поучиться у них. А это замечательно! Кроме этого, я имею возможность получать удовольствие от результатов моей работы и нашего коллектива. Эти девушки и ребята нравятся зрителям, они приносят искреннюю радость и даже кому-то помогают жить. Почему вы стесняетесь слова творчество? Потому что я чувствую себя очень молодой. Когда буду действительно на закате, тогда стану его спокойно употреблять. Скажите, пожалуйста, о чем вообще творчество Ирины Дорофеевой? Обо всем! В первую очередь оно относится к людям и к тем человеческим чувствам и стремлениям, которые присущи каждому. Скажу честно, объединяет все вышеперечисленное любовь. Я понимаю, что все держится на этом чувстве. Любовь помогает работать, жить, чувствовать себя счастливым и несчастным. Последнее, наоборот, дает тебе стимул снова подниматься и идти вперед. Это чувство присутствует везде и во всем, о чем бы мы не говорили. Насколько актуально ваше творчество в контексте восточно-европейской эстрадной музыки? Мне повезло, я работала со многими известными авторами. Причем как с зарубежными, так и с российскими мэтрами - с Кимом Брейтбургом, С Александрой Пахмутовой, Николаем Добронравовым и многими другими. Конечно, уже есть с чем сравнивать, потому что ты постепенно впитываешь культуру других людей. Работала с украинским певцом и композитором Александром Пономаревым и со многими другими. Я понимаю, что определенная музыка относится к какой-то территории, и она имеет свою потребительскую способность. И поскольку у меня такой работы было немало, я могу сказать, что песен в моем творчестве накопилось для любой аудитории: как для европейского и российского рынка, так и для отечественного. Мне легко даются разножанровые и разностилевые репертуары. Я без трудностей могу выучить композиции на разных языках, потому что имею хорошую память. Радует то, что музыка действительно не знает границ! Если ты это делаешь искренне, и у тебя все получается, музыка никогда и никого не оставляет равнодушным. Просто нужно грамотно подобрать репертуар. Возможно, не все могут его оценить, но я в этом не виновата. Какой вы видите себя в обозримом будущем? Опишите вашего слушателя. На ваш взгляд, изменится ли он в будущем вместе с Ириной Дорофеевой? Мне хочется, чтобы мой слушатель стал более активным и молодым. Я хочу сказать, что на моих песнях уже выросло не одно поколение детей, как это не странно. Им нравятся мои песни! Я понимаю, что эти ребята всегда будут моими искренними поклонниками, потому что в свое время я доехала до каждого. Планирую показать новую глобальную программу в Минске. Потому что после концертов во Дворце Республики и в Мирском замке зрители ждут яркое и помпезного шоу. Сейчас строится замечательный комплекс Минск-арена, в котором наверняка будут показываться и развлекательные программы. Так что есть к чему стремиться! Хочется выпустить новый альбом. Надеюсь на то, что мы найдем выходы на различные продюсерские компании и все-таки выйдем на европейский рынок. Я была бы не против поработать больше на постсоветском пространстве. Эта работа нас ждет впереди и я, конечно, вижу путь, в котором я во многом должна быть первой. В какой момент вы поняли, что к вам пришла популярность? Знаете, такое ощущение первый раз посетило меня в семнадцать лет. Меня приняли в легендарный и известный ансамбль "Верасы". В тот момент я почувствовала, что вот она - слава. Одноклассники думали, куда им поступать, а я уже стала артисткой. Звездная болезнь была? Ярко выраженной звездной болезни не было. Скорее, были какие-то внутренние заблуждения. Я бы назвала это юношеским максимализмом. Заблуждения в творчестве у вас были по молодости? Нет, скорее, первоначально не хватало знаний, которые я со временем компенсировала. В этом мне помог университет и мой продюсер. Последний стал для меня гуру, который позволил мне общаться со многими талантливыми людьми и ввел в напряженный график работы. Я вычитал, что ежегодно вы проводите серию концертов, которая называется "Под мирным небом". Расскажите о них поподробнее. Эта акция началась у нас в 2005 году. Наверное, мы одни из первых были инициаторами полевых гастролей, приезжали в областные и районные центры. В этом году поедем в Витебскую область. Состоится пятьдесят концертов, из них две трети будут благотворительными. Грандиозный тур "Под мирным небом" решили совместить с 65-летием со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и назвать "Дорогами победы". Я выступаю с сольными концертами в воинских подразделениях Министерства обороны. Это поднимает патриотический дух наших молодых ребят. Концерты в полях - это, наверное, самое интересное, потому что они проходят в период уборки, когда комбайнеры и механизаторы работают в поте лица. А чем вам нравятся такие концерты? Во-первых, общением с нашими людьми. Я люблю живое общение с публикой и просто не могу без этого жить. Приезжая в сельскую местность, питаюсь энергией, исходящей от земли. Я вижу, с какой самоотдачей пашут труженики села, и понимаю, что им хочется видеть, насколько значима их работа. Они не должны чувствовать себя оторванными от столицы и от культуры в целом. Нам многие председатели рассказывали интересные факты. Говорят, когда мы уезжаем, погода всегда стоит отличная, настроение боевое, увеличивается работоспособность, урожаи становятся выше. Ведь у каждого человека должен быть эмоциональный всплеск, а наши люди очень скромные по своей натуре. Правда, за последние несколько лет белорусы стали более открытыми, они научились по-другому жить. Я вижу, как расцветают агрогородки, там появляются дома культуры, улучшается быт людей, а последние в свою очередь чувствуют, что жизнь бьет здесь и она настоящая. Я тоже хочу чему-то научиться у них. Ведь то, что идет от земли, оно и есть настоящее. Скажите, пожалуйста, в городе вас так же любят, как и на селе, или вы чувствуете разницу в отдаче и восприятии зрителем вашего творчества? Нет, я не вижу никакой разницы. Зритель везде одинаковый. Думаю, если артист умеет завести публику, он это сделает. У меня все идет по нарастающей. Сольный концерт заставляет людей думать, мечтать, плакать и смеяться. Уже в конце, когда вижу всеобщее ликование публики, возникает ощущение, что я могу осуществлять мечты. На своих концертах я чувствую духовный контакт. Вы ведь наблюдаете за залом и что можете сказать о реакции публики на сольники Ирины Дорофеевой? Я стараюсь не отвлекаться на проблемы людей и работать на общую массу. Безусловно, я вижу и чувствую людей. Зритель бывает разный: подготовленный и нет. Я не очень люблю концерты, которые называются "солянками": когда артисты сменяют один другого. Дело в том, что люди не успевают перестроиться. В таких случаях нужно брать ударный репертуар, настоящий шлягер. И потом, после сотрудничества с Кимом Брейтбургом я хочу сказать, что он сделал очень позитивное и хорошее вливание в наш концерт. У меня сейчас прекрасные музыканты. Когда все идет по-живому, по-настоящему, зритель чувствует артистов, то и реакция будет соответствующая. Под фонограмму совсем другое: слушатели сами додумывают и дочувствуют то, что происходит на сцене. Я работаю живьем - поэтому мне легко! Еще одни вопрос поступил: Ирина, как вы думаете, почему у большинства белорусов отношение к своим попсовым артистам или никакое, или негативное? Почему литовская молодежь знает, любит и слушает своих исполнителей наравне с зарубежными, а наши юноши и девушки часто плюются или слушают альтернативные и андеграундные группы? Я помню времена, когда словосочетание "белорусская эстрада" носило ругательный характер. Все телеканалы были российскими. Своих артистов не было, потому что они были нераскрученные и неконкурентные с теми бюджетами и PR-компаниями, которые были в России и за рубежом. Мне рассказывал композитор Измаил Капланов, что во времена, когда советское пространство было закрыто от Запада, публика любила своих артистов. Почти никто не знал зарубежных исполнителей. Все любили Ротару, Пугачеву, Песняров. Потом пришел момент, когда союз развалился, и люди начали слушать все подряд. На какие творческие эксперименты вы готовы пойти на своих концертах? На любые: я занималась хореографией, участвовала в театральных проектах. Я люблю перевоплощаться. Мои концерты - это своеобразный спектакль: я постоянно меняю свое настроение и образ. Ведь если артист постоянно находится в одном образе, через две песни слушатель начинает уставать. Благо, у меня есть разнообразный репертуар и талантливые музыканты. Мы делаем совершенно разные концерты. У меня есть программа с Президентским оркестром РБ, с оркестром Белтелерадиокомпании. Я просто не боюсь этих экспериментов, быстро на них откликаюсь и работаю с ними. Не хотели бы вы спеть с рок-исполнителями или посотрудничать с диджеями, чтобы вдохнуть новую обработанную струю в ваши песни? Все это уже много раз было в моей жизни. Возможно, это не очень заметно проходило для зрителей. Например, у меня есть ремикс на песню "Улетай", но от этого я бы не сказала, что композиция стала популярнее. Она уже перераскручена - поэтому должно пройти энное количество лет, чтобы песня зазвучала по-новому. У меня очень много роковых композиций самих по себе. В принципе, такая стилистика всегда присутствовала в моем творчестве. Много композиций сделано в стиле симфо-рока, поп-рока. Есть в чистом виде рок-н-роллы и баллады, я всегда исполняю их на сольных концертах. Стинг - это рок? Если да, то песня "Рэчанька" - тоже рок. К нам присоединился продюсер Ирины Дорофеевой Юрий Савош. Юрий, скажите, пожалуйста, Ирина скромная? Юрий: Я не совсем согласен, что она скромная. Главное не это, а то, что она очень популярна в своей стране и становится все более известной за ее пределами. Почему так много негативных вещей идет в сторону Ирины? Как вы думаете, это зависть или что-то еще? Юрий: Это одно из правил игры в шоу-бизнесе. Чем больше негативных вещей - тем более популярен артист. Они с удовольствием притягивают подобную информацию, потому что она точно остается в памяти людей. Запомнить количество альбомов, песен и удачных постановок не берется никто, а вот какую-нибудь экстравагантную гадость - с радостью. Что лучше: творчество или скандал? Юрий: Конечно, лучше творчество вне шоу-бизнеса. Но, соблюдая правила игры в шоу-бизнесе, для журналистов, конечно, лучше скандал. Вам как продюсеру приходится иногда успокаивать свою подопечную? Расстраивается ли она, когда появляются фотографии гадких моментов, которые поймали фотографы? Юрий: Нет, это закончилось лет десять назад, когда Ирина стала взрослым и адекватным человеком. Господа журналисты, устраивайте скандалы - они все хороши! Ирина: Он сейчас тоже говорит не всю правду. Был момент, когда я часа два плакала. В тот момент все сказали, что больше мне не будут ничего показывать и убрали негативную информацию. А потом пришел момент, когда я пережила это и поняла: надо быть умнее и никак не реагировать на сплетни. Новости о себе читаете в интернете или где-нибудь еще? Юрий, вы ограничиваете от этого свою подопечную? Юрий: На самом деле у нас на это нет времени. Читает пресс-атташе, потом фильтрует информацию и что-то рассказывает нам. Мы заняты другим процессом. Все, что написано в интернете и во многих других изданиях, отвлекает от работы. Мы стараемся черпать самый минимум. Больше для анализа, который помогает понять, стоит ли подогревать интерес публики или пусть все течет своим ходом. Близость власти помогает или мешает творчеству Ирины? Ведь не к каждому артисту глава государства ездит в студию? Юрий: Безусловно, помогает! Близость к власти говорит о том, что глава государства очень внимателен ко многим молодым артистам. Задолго до того, как он появился у нас в студии, он побывал в студии театра и эстрады и дал толчок тому, чтобы там создали целую плеяду молодых артистов. Он бывал в гостях у Тихоновича, который занимался воспитанием молодежных проектов "Звездный дилижанс", "Еврофест". Точно так же в свое время он посетил студию "Песняров" и приподнял их на ступеньку повыше. Почему тогда все вспоминают визит к Дорофеевой? Юрий: В этом есть, наверное, какая-то интрига, которую выдумывают журналисты. Ведь он не делает из этого никакой тайны. Мы пригласили двадцать аккредитованных журналистов, три телеканала, все включили камеры и записывали. И, поверьте, эта беседа была двухчасовая и никто никому не говорил, что записывать, а что оставлять за кадром. Дело в том, что журналисты были разные. Они разошлись по редакциям, и каждый написал то, что хотел, и при этом сплели свою интригу. Может быть, в этом есть изюминка и колорит, который нам приятен. Но мы на самом деле знаем, что это просто самая настоящая забота, чтобы новые ростки белорусской эстрады не стали где-то незаметными. Кто будет представлять нашу страну за пределами Беларуси, если мы не вырастим мэтров? Откуда они появятся? Не боитесь, что барская любовь может когда-нибудь смениться барским гневом? Нет такого опасения, ведь это всегда хождение по лезвию или я не прав? Юрий: Нам кажется, что мы ничего дурного не делаем в своем творчестве, чтобы вызвать гнев. В любом случае будем работать в тех условиях, в которых окажемся. Еще один вопрос пришел Ирине: Почему в последнее время ваши песни приобрели столь ярко выраженную идеологическую направленность? Ирина: Еще в 1993 году появилась такая песня "Веру и малюсь" на белорусском языке. Тогда не было еще никакого визита главы государства. Мы эту линию проводим на протяжении всего творчества. Думаю, если артист честен и искренен, он должен писать о том, где он живет. Поверьте, если вы начнете ковырять творчество Маккартни, то найдете очень много песен о своем маленьком городке, о родном клубе и друзьях. Каждый год у нас появляется 5-7 хороших песен на родном языке белорусов, которые мы пишем с ведущими авторами. Например, Сергей Сухомлин написал песню "Беларусь сільная!”, хотя он современный автор, работающий в другом направлении. Мы рады, что мы приобщаем молодых авторов к нашей национальной культуре. Скажите, вы все еще лицо Беларуси? Ирина: Мне кажется, что я всегда была им. Юрий: Этот статус не придуман, потому что имеется в виду не фотография, которую нужно где-то разместить и она будет что-то символизировать. Здесь главное - это результат труда, который нужно подчеркнуть, как и то, что есть некий созданный продукт, которым Беларусь может гордиться. Именно в таком прочтении и нужно воспринимать понятие творческого лица Беларуси. Собираетесь ли когда-нибудь поехать на Евровидение? Ирина: Наверное, только в качестве зрителя. Юрий: Мы можем подготовить артиста, который сможет достойно выступить на "Евровидении". Для известного артиста участие в этом конкурсе возможно лишь в качестве почетного поручения страны и никак по-другому. Ни на одном Евровидении известный исполнитель не занимал высокие места. Может быть, было несколько исключений, но не более того. Это не конкурс вокалистов и артистов, а состязание номеров, которые сфабрикованы в формате клипов. То есть Евровидение можно назвать конкурсом бюджетов и возможностей режиссерско-постановочной группы. Когда мы сможем тягаться с бюджетами зарубежных стран, тогда мы начнем его выигрывать. На наш взгляд, выступление Патрисии Касс на Евровидении было полным фиаско. Для Дорофеевой заметный результат на Евровидении - это первое место, второе - в крайнем случае! Ведь третье место уже никто не замечает. Не планируете ли вы, Ирина, в будущем заняться актерской деятельностью? Может быть, уже были какие-то предложения? Думаю, у вас бы это неплохо получилось! Ирина: У меня уже есть опыт такой работы. Я играла в спектакле Могилевского драматического театра им. Дунина-Мартинкевича. Спектакль назывался "Осторожно, женщины Парижа!" В принципе, насколько я знаю, он собрал больше десяти аншлагов! Была бы не против поработать в роли актрисы еще, но мне хочется, чтобы это были яркие роли, которые мне придется пережить, попотеть над ними и не раз сгореть. Юрий: Одну из таких ролей предложил наш друг Ким Александрович Брейтбург, который написал потрясающий мюзикл. Он хочет поставить его в Минске, где одну из главных ролей должна будет сыграть Ирина Дорофеева. Юрий, какой вы видите Ирину в будущем? Юрий: Я хочу сказать, что музыка станет чуть-чуть жестче, чем была до того. То есть она будет менее попсовой. Постановочные проекты будут более грандиозные, потому что у нас появляется возможность работать на европейских сценах с интересными постановщиками и телеканалами. В то же время мы будет показывать программы и для нашего зрителя. Ирина: Выйдут новые белорусские песни с элементами какой-то аутентичности, белорусского колорита и нового звучания. Мне очень этого хочется, и я пытаюсь убедить продюсера осуществить данную задумку. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
27 июля 2009 Культура Алексей Вайткун, TUT.BY Как Ирина Дорофеева относится к тому, что она является лицом Беларуси? |
|