21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

В поисках утраченного

07.08.2009 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В поисках утраченного

В Могилевской губернии первая чугунка появилась на участке Минск Осиповичи Бобруйск в 1873 году

В конце XIX начале XX века считалось, что если дорога это благо, то железная дорога благо гораздо большее. В Могилевской губернии первая чугунка появилась на участке Минск Осиповичи Бобруйск в 1873 году. Помещики Дороган, для того чтобы удешевить вывоз леса и пиломатериалов из глубинки, за свои деньги построили узкоколейку, которую через несколько лет уже за государственный счет перестроили на широкую колею.


А вот сам Могилев достаточно долго оставался вдали от железнодорожных коммуникаций. Хотя еще с 70х годов XIX века предпринимались попытки проложить ветку через губернский центр. Но со сменой министров путей сообщения менялись и планы. Когда же наконец дошло до конкретного дела (уже и проектировщики на место выезжали), реализации планов помешал экономический кризис 1873 1882 годов. После за постройку железной дороги в Могилеве пытались взяться деловые люди. Но в итоге все уперлось опятьтаки в финансовые проблемы...


В конце концов строительство железной дороги на Могилевщине под свой патронат приняло государство. В 1889 году вышел высочайший указ на имя министра путей сообщения об отчуждении земель под трассу. А в 1900 году Николай II утвердил положение соединенного присутствия и департамента государственной экономики Государственного Совета, предусматривающее постройку железнодорожного пути от Витебска до станции Жлобин.


Одновременно с укладкой рельсов требовалось возводить мосты, многочисленные служебные и технические помещения. Тем не менее строительство шло достаточно быстро. Что касается непосредственно центра губернии, здесь станция задумывалась исключительно пассажирской. Что, впрочем, неудивительно. Ведь в те годы в городе не было серьезных фабрик и заводов. Потому и не предполагалось, что из Могилева придется возить значительное количество грузов.


Вокзал заложили за городской чертой. Одновременно с возведением здания ускоренными темпами строилось и железнодорожное полотно. Правда, много проблем доставила река Дубровенка. Казалось, ее пойма не имеет дна чтобы отрезать реку от железки, пришлось навезти огромное количество земли. Наряду с этим строились огромные каменные опоры для будущего железнодорожного моста. Забегая во времени вперед, скажу: в годы Великой Отечественной он был разрушен, и сегодня колея идет чуть в стороне. Крепкие же гигантские быки стоят не только как памятник. Их еще для своих тренировок используют альпинисты.


Торжественное открытие дороги состоялось в Могилеве 24 декабря 1902 года: под звуки духового оркестра от перрона могилевского вокзала отошел первый поезд. Вскоре началось регулярное сообщение по всей линии Витебск Жлобин. Ездить на поезде по тем временам было удовольствием не из дешевых. Билет от Могилева до Петербурга стоил от 11 до 20 рублей в зависимости от классности. Это в среднем в 6 раз дороже путешествия до столицы Российской империи на лошадях.


Во время Первой мировой войны император Николай II решил взять руководство армией в свои руки. Правда, к тому времени Ставка Верховного главнокомандующего в Барановичах оказалась в угрожающей близости к линии фронта. Потому местом нового расположения Ставки выбрали Могилев. Отдельная роль отводилась и железнодорожной станции. В своей книге На службе Отечеству вицегубернатор ДруцкийСоколинский вспоминает: Для устройства императорской ветки выбран был частновладельческий сосновый лесок, расположенный за товарной станцией в нескольких десятках саженей от тракта. Находясь в этом лесу, императорский поезд не только имел все преимущества красивого, здорового и покойного местопребывания, но был также укрыт от нескромного взора немецких летчиков... Приступил срочно к частичной вырубке леса, постройке железнодорожного тупика и соединительной ветки, связывающей этот тупик с главными путями станции Могилев, а также устройству электрического освещения путей, водопровода, канализации, провода телефона, телеграфа. В кратчайший срок надлежало заасфальтировать около двух верст главного тракта и именно от поворота свертка к императорской ветке до пассажирской станции, откуда уже имелось шоссе до самого города. Императорский поезд прибыл к платформе могилевского вокзала 22 августа 1915 года. Встречающих было немного человек 14. Николай II за руку поздоровался с первыми лицами Ставки, губернии, склонил голову перед духовными иерархами. А затем пригласил всех через час отобедать в его поезде. Станция превратилась в самое людное место в Могилеве, куда в любое время суток прибывали поезда. Железнодорожники работали с предельным вниманием, содержа все дорожное хозяйство в образцовом порядке. В летнее время в Могилев приезжала императрица Александра Федоровна. Ее личный поезд становился рядом с поездом государя.


В декабре 1916го после убийства Распутина последний российский император покинул Ставку и отправился в столицу. А спустя два месяца 23 февраля 1917го императорский поезд возвратился в Могилев. Как раз в тот день в Петрограде на улицы вышли тысячи демонстрантов, несших плакаты с надписями: Долой войну, Мира и хлеба. Гигантская страна начала бурлить.


8 марта 1917 года к перрону Могилевского вокзала подогнали поезд. Уже отрекшийся от престола Романов взмахом руки попрощался с провожавшей его многолюдной толпой и скрылся в тамбуре. Состав медленно тронулся, увозя бывшего самодержца к трагической гибели.


Генерал Духонин, ставший по приказу главы Временного правительства Верховным главнокомандующим, в ноябре 1917го отказался признать Советскую власть. Поэтому советский главковерх прапорщик Крыленко отправляется в Могилев во главе сводного полка из моряковбалтийцев, литовского полка и разведотряда (в общей сложности три эшелона) для ликвидации контрреволюционной Ставки. Что любопытно, Всероссийский комитет железнодорожников распорядился не пропускать эти эшелоны к Могилеву. Тем не менее 20 ноября в 10 часов утра отряды Крыленко прибыли на станцию Могилев. Духонина арестовали и поместили в вагон Крыленко. Но солдаты и матросы, опьяненные революционной свободой, несмотря на защиту Крыленко, решились на самосуд...


Сегодня на могилевском вокзале нет какогото напоминания о происходивших здесь событиях. Поезд Николая II, полтора года находившийся на станции, хранится в финском городе Хювинкя в железнодорожном музее...


Фото из коллекции лауреата премии За духовное возрождение Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Могилевской губернии первая «чугунка» появилась на участке Минск — Осиповичи — Бобруйск в 1873 году
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика