Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней учрежден 28 октября 1974 года. Им награждались военнослужащие за освоение новой боевой техники, успешное выполнение специальных заданий командования, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга. Первое награждение орденом состоялось 17 февраля 1975 года. Майор Александр Кондратенко удостоен ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени в числе первых: указ о его награждении был подписан 6 мая 1975 года. Так было отмечено участие летчика в операциях по поиску и спасению космонавтов. Позднее этого ордена были удостоены космонавты белорусы Петр Климук и Владимир Коваленок...
Новый поворот судьбы
Александр Кондратенко никогда не упускает случая напомнить, что космос начали осваивать летчики, а первопроходцем стал Юрий Гагарин. Его полет в 1961 году навсегда сделал СССР первой космической державой. Космическая тема не случайная в жизни и Александра Марковича. Развитие этой отрасли потребовало создания новых служб. Начали формироваться авиационные поисково-спасательные части, части наземного обеспечения.
Новый поворот судьбы привел капитана Кондратенко в одно их таких подразделений. В марте 1971-го он получил назначение на должность заместителя командира 77 отдельной вертолетной эскадрильи 73-й воздушной армии. Месторасположение — город Темиртау Карагандинской области (Казахстан). Здесь в ноябре 1971 года приказом Главнокомандующего ВВС СССР маршала П.С.Кутахова А.Кондратенко присвоено звание майора.
В октябре 1972 он стал командиром этой «космической» эскадрильи. Такое название закрепилось за подразделением потому, что оно участвовало в обеспечении безопасности взлета и приземления космических объектов, определении места приземления космонавтов и доставки их по назначению.
— В эскадрилье было 20 экипажей, подготовленных к поисково-спасательным работам, — объясняет Александр Маркович. — Каждый был способен совершить посадку вне аэродрома днем и ночью, в любых метеоусловиях. Мы имели право выбора с воздуха площадок для приземления вертолетов в районе посадки или падения космического объекта, а также последующей эвакуации космонавтов на ближайший аэродром, где их ждал специальный самолет, чтобы переправить в Москву. Когда готовился к запуску космический объект с полигона Байконур, в нашу часть приходила шифротелеграмма. В ней сообщалось: полигон, время запуска космического объекта. Ставилась задача. По траектории взлета, полета и посадки тогда (да и сейчас мало что изменилось), привлекались воздушные и наземные средства, обеспечивающие безопасность космического объекта. И у каждого было свое место действия.
За час до взлета космического корабля поднимались в воздух самолеты сопровождения старта. Нижний этаж за двадцать минут до старта занимали вертолеты. Обычно после старта и до выведения корабля на орбиту вертолеты барражировали. Затем они шли на посадку и находились в режиме дежурства, пока осуществлялись два первых витка корабля вокруг Земли. Также, когда приближалось время приземления, все спасательные службы занимали свои позиции.
— Наши вертолеты должны были находиться там, где космонавты приземлялись на парашютах, чтобы забрать их, — говорит Александр Маркович, — но зачастую запланированное место приземления не совпадало с реальным. К тому же климатические условия и рельеф местности в этом регионе очень сложные. То, насколько быстро будут найдены космонавты, во многом зависело от нас, вертолетчиков. И мы чувствовали личную ответственность за их жизнь.
В феврале 1973 года — новое назначение: в штаб 73-й воздушной армии, старшим летчиком-инспектором боевой подготовки. Семейство Кондратенко переехало в Алма-Ату. Это назначение не отдалило Александра Кондратенко от конкретной поисковой работы, а наделило его новыми полномочиями. Теперь он часто бывал на всех аэродромах, где располагались поисковые авиаподразделения: в Темиртау, Джамбуле, Кустанае, Караганде, Аркалыке, Байконуре, Семипалатинске… По вопросам летной подготовки экипажей он был своего рода человеком-энциклопедией для командующего армии генерал-лейтенанта Андреева. Диапазон его ответственности стал очень широк и касался не только «космических» подразделений.
Десять взлетов и приземлений…
В то время советская космонавтика имела три космодрома: Байконур, Плесецк, Капустин Яр. Каждый из них выполнял свои задачи. Основным до сих пор является космодром Байконур (Казахстан). Он служит для осуществления пилотируемых запусков, вывода на орбиту автоматических межпланетных станций.
За время службы Кондратенко в подразделениях 73-й армии с марта 1971 по декабрь 1975 года состоялось десять запусков пилотируемых космических кораблей. И каждый имеет свою историю.
22 апреля 1971 год стартовал «Союз-10». Космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев, Николай Рукавишников находились в полете 1 сутки 23 часа 46 минут. Произошла неудачная стыковка с орбитальной станцией «Салют-1». Экипаж досрочно возвратился на Землю.
6 июня 1971-го запущен «Союз-11». Первая долговременная экспедиция на орбитальной космической станции «Салют-1». Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова, Виктора Пацаева установил рекорд продолжительности полета — 570 часов 22 минуты. Но при возвращении на Землю космонавты погибли.
После этого трагического случая в 1972 году полетов советских космонавтов не производилось.
Через два года 27 сентября 1973-го на «Союзе-12» Василий Лазарев и Олег Макаров совершили первый полет советских космонавтов после гибели экипажа «Союз-11». Он длился 1 сутки 23 часа 16 минут. Перед космонавтами была поставлена задача — проверить изменения, внесенные в конструкцию корабля и системы жизнеобеспечения, испытать новые скафандры.
За успешно закончившимся полетом последовал следующий. В этом же 1973 году 18 декабря стартовал экипаж в составе Петра Климука и Валентина Лебедева. Время космического полета «Союза-13» — 7 суток 20 часов 55 минут. Впервые в космосе одновременно находились советские космонавты на «Союз-13» и американские астронавты на «Скайлэб».
Следующий полет О. Макарова и В. Лазарева едва не закончился трагически. 5 апреля 1975 года ракета с космонавтами на борту ушла со стартовой площадки космодрома, но во время выведения ее на орбиту на высоте 192 километров от земли произошла авария. Сработала система аварийного спасения, в результате чего спускаемый аппарат с космонавтами катапультировало, и он направился к Земле по баллистической траектории. Космонавты подверглись 20-кратной перегрузке. При такой перегрузке ранее никому не удалось выжить.
Второе испытание космонавтам пришлось выдержать на Земле. Они приземлились в незапланированном районе в Алтайских горах. Огромный парашют зацепился за дерево и удержал спускаемый аппарат от падения в полукилометровую пропасть. Космонавты просидели ночь у костра, и только на следующий день их забрал вертолет. Данный полет относится к разряду суборбитальных полетов и не считается космическим, так как пилотируемый корабль не вышел на орбиту.
В 1974 году состоялись три запуска. Стартовав 3 июля на «Союзе-14», Павел Попович и Юрий Артюхин провели долговременную экспедицию на станции «Салют». Полет длился 15 суток 17 часов 30 минут.
26 августа был запущен «Союз-15». Геннадий Сарафанов, Лев Демин находились в космосе 2 суток 0 часов 12 минут. Из-за неудачной попытки стыковки со станцией «Салют-3» вынуждены были досрочно вернуться на Землю.
2 декабря запущен «Союз-16». Испытательный полет Анатолия Филипченко и Николая Рукавишникова по плану подготовки к совместному советско-американскому проекту «Союз — Аполлон» длился 5 суток 22 часа 24 минуты.
1975 год. 10 января стартовал «Союз-17». Алексей Губарев и Георгий Гречко совершили долгосрочную экспедицию на станции «Салют-4», находились в полете 29 суток 13 часов 20 минут. 24 мая запущен «Союз-18» с космонавтами Петром Климуком и Виталием Севастьяновым. Цель полета — долговременная экспедиция на станции «Салют-4», время полета — 62 суток 23 часа 20 минут. 15 июля в рамках советско-американского проекта «Союз-Аполлон» в космос вышел «Союз-19». Алексей Леонов и Валерий Кубасов находились в полете 5 суток 22 часа 31 минуту.
(Окончание следует).
Наталья САЛУК