Правила преткновения. Что же предлагалось изменить в ПДД?. 21.by

Правила преткновения. Что же предлагалось изменить в ПДД?

29.09.2010 09:52 — Новости Авто |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

За последние четыре года Правила дорожного движения в Беларуси "изменялись и дополнялись" целых семь раз. Последним изменением, в декабре 2009, была дарована индульгенция владельцам авто с заводской тонировкой. Однако большинство изменений все-таки носили, скорее, точечный, а не масштабный характер. И вот МВД предоставило на рассмотрение президенту проект указа с гораздо более серьезными "правками", чем прежде: в итоге, глава государства отправил документ на доработку. В распоряжении TUT.BY оказался проект отвергнутого указа по изменению ПДД. Мы постарались разобраться, какие новинки он готовил – и, похоже, рано или поздно преподнесет – автолюбителям страны.

Обоснование документа апеллирует к ряду поручений Совмина и новому Положению о страховой деятельности (в соответствии с которым, строго говоря, ПДД следовало бы привести еще до 1 июля). Кроме того, в МВД подчеркивают важность "усиления ответственности лиц, участвующих в дорожном движении в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств" и необходимость редакции ряда пунктов для их "однозначного трактования в правоприменительной практике".

Заканчивается обоснование стандартной фразой о том, что "принятие Указа […] не повлечет за собой дополнительных затрат республиканского бюджета".

Несмотря на все доводы руководства МВД, президент поручил доработать проект указа.
"Когда мне в очередной раз поступил проект указа по корректировке Правил дорожного движения, прочитав его, я понял, что как всегда у нас Министерство внутренних дел или кто-то еще причастный к этим изменениям не то что тянут одеяло на себя, но слишком переусердствовало. На данном этапе МВД предлагает очередные поправки в Правила дорожного движения, но еще раз хочу сказать, у меня есть сомнения, все ли предлагаемые изменения отвечают общественным интересам, насколько они являются своевременными и не будет ли объективных трудностей при их применении. Но самое главное, хочу подчеркнуть то, что не могут Правила дорожного движения меняться так часто, как мне это в последнее время предлагается", - сказал глава государства.

Как сообщало БЕЛТА, президент потребовал ужесточить разрешенные уровни алкоголя в крови и связанные с этим пункты правил, а также вернуться к тщательному рассмотрению норм, связанных с использованием светоотражающих элементов пешеходами и снижению максимально разрешенной скорости в населенных пунктах в темное время суток.

>> Читайте также: указ о видеофиксации нарушений

Главное

Основная новинка, которая бросается в глаза при беглом рассмотрении проекта изменений, – официально прописанная, законная возможность для водителей покинуть место ДТП без вызова ГАИ.

Подпункт 31.4 изложить в следующей редакции:

"31.4. записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия сотрудников ГАИ, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящего подпункта.

Водитель в случае дорожно-транспортного происшествия вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно следующих обстоятельств:

в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу участников дорожно-транспортного происшествия;

дорожно-транспортное происшествия произошло с участием двух транспортных средств;

лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории;

в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены лицами, управлявшими транспортными средствами, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N530 "О страховой деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 143, 1/7866);

лица, управлявшие транспортными средствами, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в результате дорожно-транспортного происшествия не причинен вред жизни или здоровью);

вред, причиненный имуществу каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, оценивается ими в размере до 200 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро".
 

Собственно, об этом уже говорилось ранее: если ДТП случилось с участием 2 автомобилей, сумма ущерба не превышает 200 евро, ущерб причинен только машинам, если у водителей нет расхождений в том, кто прав, кто виноват, если каждый из водителей трезв и с правами, а авто надлежащим образом застрахованы – то можно заполнить бумаги и мирно разъехаться. Данное нововведение позволило бы законно урегулировать вопросы участникам мелких ДТП, не привлекая к разбирательству ГАИ: налицо существенная экономия времени и нервов. Теперь возможность исправить несоответствие в ПДД вновь отложена – формально разъехавшиеся без ГАИ всё равно будут считаться нарушителями, несмотря на то что страховку им выплатит страховая компания.

Да и пока белорусы не спешат разъезжаться без ГАИ с заполнением новых бланков: велик шанс "напортачить" и не получить страховки вообще, да и сами бланки выдадут на руки только если страховой договор оформлялся после 1 июля…

Еще одно предложенное нововведение – понятие "оставления места дорожно-транспортного происшествия". Теперь тех, кто разъехался после ДТП, за оставление места аварии привлечь к ответственности будет сложнее. Ведь "оставить место происшествия" – значит "умышленно скрывать факт происшествия и его обстоятельства от сотрудников ГАИ", а не тихо-мирно разъехаться с товарищем по несчастью: "2.40. оставление места дорожно-транспортного происшествия – действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственно автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства".

Соответственно, предлагалось изменить и пункт Правил за номером 32, регламентирующий запреты для участника ДТП. Теперь ему можно уехать с места ДТП, если соблюдаются требования подпункта 31.4 – действующие страховки, не более 2 машин-участников ДТП, ущерб не более 200 евро и т.п.

Кроме того, пункт 33 ("обязанности очевидцев ДТП") было предложено расширить на "участников ДТП, не указанных в пункте 31 Правил" – т.е. всех, кроме водителей и пострадавших.

пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Участнику дорожного движения, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:

32.1. оставлять место дорожно-транспортного происшествия, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, кроме случаев, указанных в подпункте 31.3 и части второй подпункта 31.4 пункта 31 настоящих Правил;

32.2. употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

32.3. вскрывать тахограф без разрешения сотрудника ГАИ".

 
В проекте указа уточняется, что нельзя принимать до прохождения проверки, да и в принципе за рулем: список из запрещенных веществ (алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества) пополнился слабоалкогольными напитками и пивом.

В подпункт 10.1 предложили ввести запрет на употребление всех запрещенных веществ "после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке транспортного средства до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования)", при этом "сотрудники ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства при отсутствии иной правомерной возможности доставить транспортное средство к месту хранения".

Подпункт, касающийся всем известных фликеров или "светоотражающих элементов" (17.1) в новой версии предложили дополнить новым требованием. Пешеходов обязали обозначать себя фликерами и при движении по обочине на неосвещенных участках дороги: "в темное время суток при движении по краю проезжей части дороги, а также по обочине на неосвещенных участках дороги пешеход обязан обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Характеристики световозвращающих элементов, указанных в настоящей части и в других структурных элементах настоящих Правил, устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;".

Из остальных изменений обратим внимание на уточненную трактовку "переоборудования транспортного средства":

подпункт 194.4 изложить в следующей редакции:

"194.4. переоборудованного (путем изменения его типа и (или) назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией организации (завода)-изготовителя, в том числе путем оборудования транспортного средства маячками, специальными звуковыми сигналами) без согласования с ГАИ в порядке, установленном Министерством внутренних дел".
 
В нынешней редакции Правил дорожного движение понятие "переоборудование" вообще не раскрывается: "Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства […] 194.4. переоборудованного (в том числе оборудованного маячками, специальными звуковыми сигналами) без согласования с ГАИ в порядке, установленном Министерством внутренних дел". Теперь же изменение технических характеристик (например, установка турбины) можно вполне однозначно трактовать как "переоборудование" и ехать за согласованием в ГАИ.

Конечно, это далеко не все изменения, которые предполагалось внести в ПДД указом главы государства, а лишь те, которые показались нам наиболее значимыми. Но "дьявол кроется в деталях" – копнем глубже.

Остальное

Проектом указа о внесении изменений в ПДД расширялись полномочия водителей транспортных средств оперативного назначения. "При условии обеспечения безопасности дорожного движения" они могли бы отступать от требований главы 19 ПДД ("Остановка и стоянка транспортных средств") и подпункта 10.4 (запрет на пользование средствами связи без handsfree) даже без включения маячков синего или красного цветов.

Неподписанным указом расширялись бы пункты 13-15 Правил, касающиеся водителей автомобилей, принадлежащих юрлицам, водителей-иностранцев и водителей транспортных средств, оборудованных тахографами.
пункты 13-15 изложить в следующей редакции:

"13. Водители механических транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта, также обязаны иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ, должностным лицам Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций транспортные и другие документы, предусмотренные законодательными актами.

14. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь:

14.1. документы, указанные в подпунктах 12.1.4 и 12.1.5 пункта 12 настоящих Правил;

14.2. национальное водительское удостоверение соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 года (далее – Конвенция), а в случае несоответствия требованиям Конвенции, – национальное водительское удостоверение с заверенным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь;

14.3. свидетельство о регистрации транспортного средства, соответствующее требованиям Конвенции, - в случае управления транспортным средством, не зарегистрированным в Республике Беларусь и временно находящимся на ее территории;

14.4. на транспортном средстве регистрационные знаки, выданные компетентным органом государства, в котором оно зарегистрировано.

15. Водитель механического транспортного средства, оборудованного тахографом, обязан представлять по требованию уполномоченных сотрудников ГАИ, должностных лиц Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций:

15.1. при аналоговом тахографе – регистрационные листки (тахограммы). При этом сотрудник (должностное лицо), проверивший регистрационные листки (тахограммы), должен сделать на них отметку в порядке, установленном законодательством;

15.2. при цифровом тахографе – карточку водителя, распечатки с тахографа, регистрационные листки (тахограммы), предоставлять доступ к тахографу;

15.3. свидетельство о поверке (калибровке) тахографа".
 

Водителям транспорта юрлиц нужно было бы предъявлять "транспортные и другие документы, предусмотренные законодательными актами" вместо требуемых ныне "лицензионной карточки на транспортное средство и транспортных документов".

В пункте 14 уточнены формулировки и более тщательно приведены требования к водителям из числа иностранных граждан. А вот пункт 15 предполагалось серьезно расширить. Сейчас от водителя транспортного средства с тахографом требуется лишь предъявить сотруднику ГАИ или Транспортной инспекции Минтранса тахограмму, а проверяющий должен "сделать отметку на ней в порядке, установленном законодательством". Согласно проекту новых Правил водителям потребуется предъявлять свидетельство о поверке тахографа, а в случае цифрового тахографа водитель обязан предъявить карточку водителя, распечатки с тахографа, тахограммы и также предоставлять доступ к тахографу.

Транспортным средствам, принадлежащим Министерству обороны Республики Беларусь, Министерству внутренних дел Республики Беларусь, Комитету государственной безопасности Республики Беларусь и другим силовым ведомствам, согласно проекту изменений, было бы не обязательно соответствовать пункту 205 ПДД (светоотражающая маркировка автомобилей массой более 3,5 т). Кроме того, к регулировщику приравнивался бы сотрудник Военной автомобильной инспекции – для этого в новой редакции предложили подпункт 2.59 Правил.

Кроме того, в обновленных ПДД предполагалось устранить любопытную коллизию: транспортным средствам, перечисленным в пункте 84 Правил (транспорт, обслуживающий предприятия торговли и т.п.), на данный момент разрешено лишь двигаться по тротуарам, но не разрешено останавливаться для разгрузки. Предложенная в проекте указа новая версия пункта 143.14 эту проблему разрешает.
Предложено к исключению требование из пункта 56 "перестроение транспортного средства не должно приводить к резкому торможению транспортных средств, движущихся по полосе дороги, на которую осуществляется перестроение". Ранее в том же пункте сказано, что водитель обязан "уступить дорогу" при перестроении, а "уступить дорогу" как раз и означает, что водитель другого автомобиля не должен вообще изменять своей скорости из-за чужого маневра: ни резко, ни плавно.

В пункте 147, "при нарушении водителями предусмотренных настоящей главой правил остановки или стоянки транспортных средств" помимо принудительной буксировки (эвакуации) для автомобилей, которые создают препятствие для дорожного движения или угрозу безопасности граждан, предусмотривается также блокировка колес – ранее этот вид воздействия на нарушителей нигде в Правилах не регламентировался.

Блокировка колес в Киеве. Фото: droid, www.io.ua
Все изменения охватить трудно, да и не все требуют детального рассмотрения. Например, "Работники ГАИ" по тексту ПДД должны были превратиться в "сотрудников ГАИ". Различные "уточнения" в проекте указа, помимо уже упомянутых, касаются пунктов 59, 64, 73, 81, 85, 96, 104, 128, 136, 165... Как сказано в обосновании, эти изменения "носят редакционный характер и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, однозначное трактование в правоприменительной практике, а также при разборе возникающих дорожно-транспортных ситуаций, как участниками дорожного движения, так и сотрудниками ГАИ".

А как у них?

Масштабные изменения ПДД в этом году ждут Россию. В мае 2010 года они были приняты и вступят в силу с ноября. Согласно новым правилам, российских водителей обязали ездить с ближним светом или "дневными ходовыми огнями". Пристегиваться теперь необходимо всем водителям и пассажирам без исключений. Определено понятие "препятствия", разрешено обгонять тихоходный транспорт даже с отступлением от стандартных ограничений, введен принцип главенства знаков над разметкой и преимущество для движущихся по кольцу водителей... Примечательно, что два последних российских нововведения для белорусов давно уже стандарт.  

А вот вступивший в силу у соседей "сухой закон" для водителей – пока нет. Согласно новому российскому документу, концентрация алкоголя в крови водителя не должна превышать 0 промилле (ранее было разрешено 0,3 и ниже). Впрочем, российские эксперты считают данную поправку крайне противоречивой. Да и белорусы тоже – на эту тему недавно высказывался в своем блоге Юрий Зиссер.

Изменения в правила готовит и южная соседка. Госавтоинспекция Украины в июне опубликовала очередную версию поправок в ПДД и намерена в сентябре-октябре подать их на утверждение в Кабинет министров. Значительная часть нововведений направлены на унификацию знаков и разметки с Европой.

В Литве, из непривычных для белорусов правил, уже давно действует ограничение на скорость 50 км/ч в населенных пунктах, требование по обязательной езде с ближним светом и с зимней резиной в период с 10 ноября по 31 марта (существуют и календарные ограничения на использование шипованной резины).

Правила дорожного движения в сопредельных странах уже достаточно сильно отличаются от белорусских, и после вступления предлагаемых нововведений в силу будут еще более непохожи между собой.

Итог

Изменения и дополнения в Правила дорожного движения Беларуси отправлены на доработку. Как сообщил TUT.BY информированный собеседник, доработка произойдет "в ближайшее время". Однако когда доработанный проект указа отправится на подпись к главе государства – неизвестно. Однако большинство заложенных в проект указа изменений МВД наверняка "продавит" – рано или поздно.

Отдельные моменты, представленные в проекте указа, несут явно положительный характер (возможность легально "разъехаться"), однако комплексное влияние всех изменений пока оценить сложно. Особенно если учесть, что документ будет дорабатываться.

Но все это произойдет потом, а пока и без изменений в ПДД белорусским автолюбителям хватит новинок осенью: им придется привыкать к новым правилам видеофиксации нарушений.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
МВД предоставило на рассмотрение президенту проект указа с гораздо более серьезными "правками", чем прежде: в итоге, глава государства отправил документ на...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Авто)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика