До конца этого года в Минске планируют построить одиннадцать тысяч новых парковочных мест для автомобилей на территории нарушенных зеленых зон. Экологи и велосипедисты всерьез обеспокоены, ведь это строительство значительно уменьшит количество зеленых зон в городе, снизит безопасность передвижения пешеходов.
В преддверии Дня без автомобиля, который пройдет 22 сентября, в Минске состоялась информационная дискуссия на тему «Зеленые зоны и автотранспорт: стоит ли асфальтировать дворы и насколько экологичны экопарковки». Журналисты пообщались с экспертами и специалистами, причастными к строительству парковок, обсудили вопросы безопасности так называемых экопарковок, узнали, почему стоит вводить платные парковки, что такое парковочное покрытие и кто его устанавливает, попытались представить, что станет со столичными дворами через три-четыре года, если не заняться решение проблемы нехватки парковок уже сейчас. Центр экологических решений презентовал свою программу «Парковки на рыночных принципах».
«Создание новых машиномест не решит проблему с парковкой»
Нехватка парковочных мест для автомобилей в белорусской столице заметна невооруженным глазом. Ежедневно мы видим десятки брошенных прямо на проезжей части машин, заставленные дворы и газоны, а то и детские площадки. Есть серьезные опасения, что если не заняться решением проблемы с нехваткой парковок во дворах, то через пару лет Минск превратиться в Москву, чему минчане будут вряд ли рады.
Джон Росмен, директор местного фонда «Экологический транспорт», считает, что создание новых машиномест не поможет решить проблему с парковкой. Эксперт убежден, что бесплатные парковки только вредят горожанам, так как субсидированием самого вредного способа парковки авто прямо на газонах.
«Мы хотим приостановить создание парковочных мест на зеленой зоне, пока нет правил игры, пока этот процесс не будет прозрачным и открытым», — говорит Джон Росмен.
Заместитель генерального директора предприятия «Гаражи, автостоянки и парковки» Александр Лиштван привел неутешительную цифру: на сегодняшний день 680 тысяч только зарегистрированных в Минске машин не обеспечены парковочными местами. По его словам, проблемы с нехваткой парковочных мест во дворах жилых домов возникают из-за застройщика:
«Нужно строить парковки во дворах новых домов из расчета одно место на одну квартиру, но вы же понимаете, что это дорого, а застройщик хочет как можно меньше потратить средств, поэтому у нас нередко на 19-этажный дом всего 6 парковочных мест».
Что такое экопарковки и парковочное покрытие?
Сотрудник Центра экологических решений Ана Малышкина рассказала, что в последнее время стало модно строить так называемые экологические парковки — это специальные пластиковые решетки, которые засыпаются землей с семенами многолетних трав. Получается своеобразный цветочный горшок: автомобиль заезжает на решетку, не разрушая при этом почву. Такие парковки не требуют специально разработанного проекта, и на 30% дешевле, чем асфальтовое покрытие.
«Но у нас такие парковки работают неправильно, — рассказала Ана. — Наверное, виной дождливый климат — почву размывает. К тому же, у нас в большей массе старые автомобили, которые загрязняют почву и атмосферу протекающими токсичными жидкостями».
Александр Лиштван отметил, что экопарковки у нас не приживаются, Минприроды пока не дает разрешения на их повсеместное использование, «хотя идея хорошая, нужно ее внедрять». По словам эксперта, первые экопарковки появились в Первомайском районе Минска, сейчас их там более ста, они неплохо функционируют.
По словам заместителя директора ЖЭУ Советского района Минска Аллы Ижевской, неплохим успехом пользуется парковочное покрытие из полипропиленовых плит, которые жильцы домов по согласованию с ЖЭУ устанавливают на разъезженных территориях, выделяемых для обустройства парковок.
«В 2011 году было принято решение об установке специальных покрытий для размещения машин. Эта идея неплохо прижилась в нашем районе. На сегодняшний день построено 300 парковочных мест», — рассказала Ижевская.
Она отметила, что при принятии решения об обустройстве нового парковочного места учитывается человеческий фактор — если кворум, созываемый из жильцов дома, не соглашается, то в новом месте владельцу автомобиля отказывают.
Покрытие может быть убрано в любой момент: если принято решение, что земля, на которой оно размещалось, будет использована для других целей, то владелец покрытия должен его убрать. Некоторые горожане используют плиты для оборудования парковки на дачном участке.
Нужно копать вглубь!
Если строить парковки, нужно думать о подземных и многоэтажных паркингах, которые экономят землю, не приводят к уничтожению газонов и сокращению биоразнообразия, уверен Джон Росмен.
По информации Александра Лиштвана, те многоуровневые паркинги, которые построены в Минске, заполнены менее чем на половину: «У белорусов такой менталитет: зачем я буду оставлять машину на паркинге, если мне еще ехать две остановки на троллейбусе придется? Также сказывается фактор бедности населения: места на таких парковках недешевые и нашим людям проще бросить машину во дворе на газоне или прямо в песочнице».
В старых дворах строить многоуровневые подземные парковки невозможно, но возможно в новых. Некоторые застройщики строят подземные гаражи, но это, как правило, элитное жилье, недоступное для большей части горожан.
Алла Ижевская акцентировала внимание на том, что дворы должны быть многофункциональными: на них должны размещаться зоны для отдыха и детских игр, а не стоять машины.
Парковки на рыночных принципах
Ана Малышкина презентовала проект, который, по мнению Центра экологических решений, должен помочь минчанам решить проблему с правильной парковкой автомобилей.
«Мы разработали программу парковок на рыночных принципах, которая заключается в принятии кардинально новых мер по устранению причин нелегальной парковки», — отметила эксперт.
Программа предполагает три шага: формирование новой структуры парковочных служб, введение оплаты за пользование парковкой на улично-дорожной сети, а также возложение ответственности за нелегальную парковку на владельца автомобиля.
Ана Малышкина уверена, что вводить эти меры нужно в ближайшее время: «Сейчас перед нами стоит задача донести до людей, что это необходимо, начать диалог и найти союзников».
Разрабатывая проект, сотрудники Центра экологических решений опирались на успешный опыт Дании и Росси, где создана структура парковочных служб.
Джон Росмен высказался за создание законодательной базы, которая урегулирует пользование парковками: «Для ГАИ это не проблема, они согласны с нами, но введения закона не хотят сами автомобилисты, которые потеряют возможность безнаказанно оставлять машины где попало».
Пока же вопрос, станет ли панацеей от перегруженности дворов платные парковки и парковочные службы, остается открытым.