Почему не стоит беспокоиться за Запад. Не тех хоронят. 21.by

Почему не стоит беспокоиться за Запад. Не тех хоронят

02.05.2020 12:20 — Новости о Коронавирусе |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пандемия китайского коронавируса станет событием №1 в 2020г. Ее последствия будут заметны и в течение ряда лет после окончания. Тот факт, что COVID-19 станет причиной или триггером различных изменений в глобальном масштабе, - уже аксиома.

Почему не стоит беспокоиться за Запад. Не тех хоронят
В отдельные дни количество умерших от коронавируса приближалось к среднедневным потерям армий всех стран, участвовавших в Первой мировой войне от всех причин), пишет belgazeta.by


  Фото: рисунок Василия Почицкого

МИР НЕ СОЙДЕТ С УМА

Следствием той войны стали крах четырех империй и Вторая мировая война. Но станем ли мы свидетелями принципиальных подвижек? Уже раздаются голоса, что по итогам «коронакризиса» Запад в лице ЕС и США уступит лидирующее место Пекину.

Это представляется крайне маловероятным. Западная политическая и экономическая система имеет массу изъянов, но накоплен значительный опыт реагирования на кризисы. Масштаб доступных ресурсов и потенциал реагирования беспрецедентен за всю историю человечества.

Мировой порядок не рухнет, новые центры силы в глобальном масштабе в обозримое десятилетие не сформируются. Нас ждут заметные изменения, но не революционные: ускорятся ранее возникшие тенденции, государства вспомнят опыт времен холодной войны. ЕС и США сохранят лидирующие позиции в политике и экономике, а Пекину, наоборот, придется умерить амбиции и заняться внутренними проблемами.

Недовольство оперативностью реагирования ЕС на эпидемию и недостаток солидарности между западными странами - песня давняя. При этом почему-то забывается, что он и не имеет полномочий для подобного реагирования: это остается в компетенции национальных правительств, которые не готовы передавать дополнительный функционал в Брюссель. Тем не менее инструменты Евросоюза доказывают свою эффективность. В рамках механизма гражданской защиты ЕС создан центр для совместных закупок и хранения необходимого для борьбы с эпидемией медицинского имущества RescEU. К этой деятельности присоединился и ряд стран-соседей. Столкнувшись с проблемами при покупке необходимого, европейцы, вероятно, начнут формирование общих материальных резервов на случай непредвиденных кризисов.

Торговля как внутри ЕС, так и трансатлантическая продолжается. Есть трудности, связанные с логистикой и остановкой некоторых звеньев производственной цепочки. Но это: а) временно; б) никто не ставит под сомнение преимущества единого европейского рынка.

 

ЛОГИКА ЛОГИСТИКИ

Спад экономики в ЕС и США сам по себе не проблема, если восстановительный рост будет достаточно быстрым. Люди готовы терпеть, но недолго. Если восстановительный рост затянется, а это вероятно, могут начаться проблемы политического характера. Но смена лиц во власти вследствие выборов - нормальный демократический процесс. Тем более что в условиях кризиса и мобилизованности западных обществ на решение проблем повысится спрос на ответственных политиков, а не на горлопанов-популистов.

У экономической глобализации пандемия выявила изъяны: то, что доступно в обычное время, оказывается недоступным в период пикового спроса. Внезапно выяснилось, что 70% антибиотиков в США имеют действующее вещество китайского производства. С проблемами в получении медицинской продукции столкнулся ряд компаний (и наших тоже) сначала из-за карантина в КНР, затем - из-за проблем в логистике, а сейчас - из-за соблазнов перепродать уже оплаченные товары новому покупателю, который готов заплатить больше. Так, Украина не может получить из Китая уже оплаченное медоборудование. И примеры недобросовестного поведения китайских поставщиков множатся и вызывают все хуже скрываемое раздражение на Западе. Индия, другой крупный игрок на рынке фарм- и медтоваров, ввела ограничения на их экспорт.

Высока вероятность, что эти проблемы приведут к ограничению рыночной свободы в фармацевтическом секторе и производстве медицинских товаров. ЕС и США будут стремиться к полной автономии производства жизненно важной промышленной и химической продукции на собственной территории. Фармацевтическая и медицинская промышленность будет выделена из общего поля рыночной конкуренции. Государства будут доплачивать фармакологам и производителям медоборудования, чтобы не только разработка, но и производство размещалось на их территории. 

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ ПОДОЖДЕТ

Вопросы климата на несколько лет утратят актуальность. Необходимость создания химически вредных производств для обеспечения «лекарственного суверенитета» ЕС и США однозначно вызовет протесты «зеленого» лобби. Что спровоцирует негативную реакцию общества в отношении последнего: жизнь людей снова окажется важнее, чем дискуссии о том, на сколько миллиметров вырастет уровень океана за следующие 100 лет.

Военные расходы стран Запада вряд ли упадут значительно и надолго. Во-первых, задана определенная динамика, которую сложно остановить в рамках принятых политических обязательств. Во-вторых, поведение России и КНР во время эпидемии не дает политических оснований для этого. В-третьих, с учетом экономического спада скорее Пекину и Москве придется урезать свои военные расходы. Для Запада появляется стимул воспользоваться моментом и ликвидировать отставание в военном потенциале от основных конкурентов.

В-четвертых, западные демократии, в отличие от кризиса 2008г., будут использовать инструменты стимулирования экономики, увеличивая госрасходы и госдолг, который им практически ничего не стоит. Военные расходы могут рассматриваться как часть стимулов экономики. Тем более не стоит недооценивать влияние крупных корпораций ВПК на политическую элиту. Военные расходы могут быть направлены не только на вооружение, но и на сферы, которые могут быть использованы и в гражданских интересах в случае эпидемий: транспортная авиация, универсальные (десант и управление) корабли, система военной медицины и биологической защиты.

Безусловно, большое внимание будет уделено повышению эффективности разведки. Наравне с военной сферой, политикой и экономикой санитарно-эпидемические вопросы станут частью повестки дня для разведсообщества западных стран.

ООН окончательно утратит свою роль как регулятора международной политики, превратившись в дискуссионную площадку. При этом потребность в инструментах международного права не исчезнет. Можно ожидать начала формирования новых механизмов создания и утверждения глобальных правил игры. 

ПРОБЛЕМА MADE IN CHINA

В гораздо худшем положении находятся страны - экспортеры сырья и зависимые от доступа к внешним рынкам. В этом плане Россия и Китай - очевидные кандидаты на проблемы.

Экспортоориентированная китайская экономика уже сталкивается со сжатием рынков. Но это может быть только началом проблем: ЕС и США поняли глубину своей зависимости от Пекина в критически важных для себя сферах. И им это не понравилось. Транснациональные корпорации, получающие комплектующие из единственного китайского источника, после карантина тоже могут задуматься о географической диверсификации поставщиков. Кроме того, кто-то должен ответить за десятки тысяч погибших от коронавируса. В США и Австралии уже раздаются обвинения Китая в недобросовестном и безответственном поведении на ранних стадиях эпидемии.

Уже готовятся к подаче в американские суды частные иски на $1,2 трлн против Китая за ущерб, вызванный пандемией. Германия тоже дает понять, что поведение КНР вызывает вопросы. Все это усугубляется неустойчивостью финансовой системы КНР: гигантский внутренний долг правительства, местных властей, компаний и домохозяйств уже превышает $27 трлн. 

РУССКИЕ ПРИДУТ, НО НЕ ВЕЗДЕ

Проблемы Кремля очевидны: кризис на нефтяном рынке вкупе с истощением месторождений, слабая реакция правительства на эпидемию, «подвешенная» конституционная реформа. Россия будет скорее ориентирована на поддержание внутренней устойчивости и преодоление социальных и политических последствий экономического спада. Активное российское вмешательство будет возможно там, где а) для этого будут благоприятные условия; б) невмешательство создает угрозу жизненно важным интересам РФ так, как их понимают в Кремле. А это значит, что для Украины передышки не будет. Понимают это и в Киеве: именно поэтому военные расходы не сокращают, несмотря на все сложности с бюджетом.

Опасность, что для отвлечения внимания населения от внутренних проблем Москва и Пекин пойдут на внешние военные авантюры, присутствует. Но не стоит ее переоценивать. В условиях экономического кризиса, который сам по себе не прибавляет властям популярности, ввязываться в такое архинепопулярное мероприятие, как война - так себе затея. И объяснить это своему оголодавшему населению будет весьма нелегко.

Кризис по России и Китаю ударит в большей степени, чем по ЕС и США. А внутренних ресурсов там объективно гораздо меньше, чем на Западе. Кроме того, политическим центром в обеих странах являются персоны их правителей, а не институты. Подрыв авторитета и популярности лидеров приведет к кризису власти в Москве и Пекине. Следствием станут не революции или восстания, а дворцовые смуты. Они будут протекать вдали от глаз общества и зачастую проявляться в косвенных признаках. 

БЕЛАРУСЬ В «ИГНОРЕ»

Но мы в Беларуси о этом будем узнавать последними: несмотря на формально стратегический характер двусторонних политических отношений, в нашей стране нет ни одного специалиста по российской или китайской внутренней политике.

Беларусь при сохранении нынешнего режима окончательно оформит свой статус в качестве «чемодана без ручки». Который Кремлю нести уже тяжело, а бросить жалко. Запад будет больше озабочен тем, чтобы белорусский «чемодан» не упал ему на ногу. А у Китая хватает с кем дружить и без Минска.

Западу, поглощенному восстановлением после пандемии и разбирательством с Китаем, от Беларуси будет надо только одно: чтобы она не создавала проблем в регионе. После возвращения в Минск посла США белорусская проблематика из очень глубокой периферии американских интересов переместится просто в глубокую. Беларусь попадет в фокус внимания Запада только в силу чрезвычайных событий: конфронтации с Россией, смены режима или острого внутриполитического кризиса вкупе с репрессиями.

Эпидемия коронавируса окончательно перечеркнула эксклюзивный статус белорусско-российских отношений. Сначала явочным порядком российская сторона закрыла границу. Далее, судя по объемам медицинской помощи Беларуси, продемонстрировала, что Минск для Москвы далеко не приоритетный партнер. В Кремле есть четкое понимание того, что при Лукашенко наша страна никакого разворота на Запад не совершит в силу его личностных характеристик. А посему Беларусь - блюдо, к которому можно вернуться позже, решив более насущные для России проблемы. Вряд ли Москва будет вмешиваться и в наши президентские выборы. Но при всякой возможности в силу личных взаимоотношений между Лукашенко и рядом влиятельных людей в Кремле настроение первому будут портить регулярно.

В целом в политическом плане официальный Минск получил передышку на текущий и следующий год. Которой правильно воспользоваться традиционно не сумеет.


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пандемия китайского коронавируса станет событием №1 в 2020г. Ее последствия будут заметны и в течение ряда лет после окончания. Тот факт, что COVID-19 станет причиной или...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости о Коронавирусе)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика