Белорусы создали полезный в кризис стартап и прошли акселератор в Кремниевой долине
25.05.2020 15:19
—
Новости о Коронавирусе
|
В ноябре прошлого года мы В чем суть приложения и как оно попало в Кремниевую долинуУ проекта « Если кратко, то идея выросла из белорусских сообществ «Отдам даром» в социальных сетях, где люди бесплатно дарят вещи — от одежды до бытовой техники. Затем команда запустила мобильное приложение (под Каждый новый пользователь получает три «кармы» и сразу может что-то забрать. Чтобы отдать вещь, пользователь добавляет лот, устанавливает срок — от часа до четырех дней — и просто ждет. Другие участники из этого города видят вещь в ленте и предлагают за нее «карму», нажимая кнопку «Забрать лот». Первый желающий предлагает 1 «карму», а каждый последующий — на одну «карму» больше. Тот, кто предложит наибольшее количество «кармы» за время таймера, и получает право забрать вещь. Только он сможет написать владельцу. Таким образом, отдающему не нужно иметь дело с множеством сообщений от страждущих, а забирающие точно будут знать, что они имеют приоритет на получение этого предмета. Приложение бесплатное — доход идет от рекламы в сообществах и самом приложении. Также есть возможность «задонатить» команде (правда, как Проект уже был в числе победителей международных стартап-конкурсов — Minsk Venture Day и SeedStars. А в конце прошлого года им заинтересовался акселератор Y Combinator, который расположен в Маунтин-Вью в Калифорнии, самом сердце Кремниевой долины. — На зимний батч в Y Combinator подали порядка 50 тысяч заявок, а в сам набор попали чуть более 200 компаний, — рассказывает один из основателей «Отдам даром» Артем Артемюк. Он несколько дней назад вернулся из США и находится на самоизоляции, поэтому мы беседуем с ним по Zoom. — Отбор состоит из трех этапов: подача заявки онлайн, потом 10-минутное видеоинтервью и, если вы проходите, очное собеседование. Нас пригласили на интервью в США, хотя, как я слышал, бывает, что зовут в Китай или Израиль. Мы летели в Штаты 20 часов на трех самолетах ради 10 минут интервью. Потом ждали ответ до восьми вечера. Это были такой мандраж и барабанная дробь. Но в итоге нам позвонили, сказали, что мы прошли, и спросили, согласны ли мы обучаться. Приглашение пришло под Новый год, а явиться в акселератор нужно было уже 5 января, так что фаундеры собирались в спешке. Программа длится три месяца. В это время фонд работает с теми, кто поступил на программу, помогает создавать продукт и найти инвесторов. Кроме того, Y Combinator инвестирует в каждого участника 150 тысяч долларов и взамен получает 7% компании. По словам белорусов, значительная часть этих денег уходят на то, чтобы жить в Кремниевой долине (где, как известно, очень дорогая аренда — от 2000 до 5000 долларов в месяц за бюджетное жилье в заливе и городе Сан-Франциско), а также зарегистрировать фирму в США, воспользоваться помощью юристов и многое другое. Ребята снимали жилье в Маунтин-Вью, самом центре долины, и Саннивейле. При этом один участник команды, Сергей Лепченков, еще успел пожить в Сан-Франциско напротив офисов Twitter и Uber. Правда, даже в этом районе хватало людей, живущих на улице. Сан-Франциско, город почти на 900 тысяч населения, известен тем, что здесь соседствуют богатые айтишные компании и палаточные городки бездомных. Как сказал Артем, «это город крайностей. Там огромная концентрация умных и интересных людей и притом можно увидеть совершенно обратную сторону медали с большим количеством бездомных». «Нам помогали впитать культуру, что ошибаться — это хорошо и правильно»Так чем же команда занималась в акселераторе? — У нас была большая цель — максимально улучшить свой проект за этот трехмесячный срок, — говорит Лепченков. — Кроме того, мы ходили на лекции, где приглашенные специалисты обучали нас современным подходам по развитию новых проектов в условиях высокой конкуренции. И акселератор приглашал фаундеров успешных компаний, которые рассказывали историю созданий своих продуктов — уровня Airbnb. Они помогали взглянуть на мир и экосистему стартапов их глазами. Плюс были занятия в небольшом кругу. Всех разбили на небольшие группы по тематикам, где нас курировали наши партнеры. Лично нас курировал CEO Y Combinator Майкл Сайбель, который в свое время создал и продал Twitch, и еще три партнера акселератора, создавших успешные компании. Еще была возможность брать личные консультации. Акселератор помогал устанавливать нам те или иные цели на определенный период и отслеживать прогресс. Но полезен ли этот опыт белорусам? Артем считает, что да. По его мнению, Беларусь, как и Израиль, имеет очень маленький локальный рынок, поэтому стартапы, что создаются внутри этих стран, зачастую носят глобальный характер. А прохождение акселератора позволяет понять культуру и менталитет игроков глобального рынка. — В Y Combinator в нас не вкладывали классическую, академическую канву, как на курсах MBA, — говорит он. — Скорее, нас учили мыслить в методе мышления стартапа, потому что он отличается от мышления человека, который обслуживает уже состоявшийся бизнес. Нам показывали, как быстро принимать решения, помогали впитать культуру, что ошибаться — это хорошо и правильно, так как свои ошибки нужно анализировать и учиться на них. Так, с нами делились историями из практики компаний, прошедших Y Combinator, которые уже наломали огромное количество дров. Даже некоторые большие компании-«единороги» проходили этап, когда им было стыдно показать свой продукт. — От стартапа всегда требуют серьезного быстрого роста. Но вместе с этим приходит и большой уровень перманентного стресса и неопределенности. В акселераторе учат фаундеров справляться с психологической нагрузкой (некоторые в прямом смысле этого слова сходят с ума). Поэтому хочется предостеречь людей, что этот путь не для каждого, — добавляет Сергей. — У тебя больше задач, чем ты можешь выполнить. Для сравнения, в Avito работают больше тысячи человек, а у нас — меньше 10. Но у нас крутая команда, мы быстро движемся и должны четко расставлять приоритеты и не бояться экспериментировать. «В Калифорнии не было жесткого карантина»К сожалению, пока команда находилась на обучении, в Калифорнии стал стремительно распространяться коронавирус. Так что ближе к апрелю акселератор перевел занятия в онлайн. — Меня спрашивают, как я находился в Калифорнии в пик заболеваемости. Скажу так: когда сидишь дома, то особо этого не ощущаешь, — говорит Сергей. — Там не было жесткого карантина, — поясняет Артем. — Люди ходили по улицам, бегали в парке, половина носила маски, половина — нет. Тотального контроля не было, я ни разу не видел, чтобы на улицах Сан-Франциско полиция кого-то останавливала. Да, людей стало меньше, но машин на дорогах было так же много. Жизнь продолжалась. — Но хочу отметить, что, например, в супермаркетах в США приняли элементарные меры безопасности, которые я здесь не видел во многих магазинах. Там можно обработать ручку тележки дезинфектором, не контактировать с весами или хотя бы протереть руки салфеткой. У нас же такого почему-то нет, — добавляет Лепченков. Несмотря на то, что в марте многие рейсы отменили и некоторые белорусы за границей были Причем, по его словам, в США и на пересадке в Амстердаме никто не измерял ему температуру, не требовал сдать тест или носить маску. В Минск все летели без соблюдения какой-либо дистанции. — Но в Беларуси, в стране, где нет официального карантина, есть автоматическое измерение температуры на входе в аэропорт, заполнение анкет и обязательство находиться на самоизоляции (вот я сейчас сижу дома). А еще — возможность при выходе сдать тест на коронавирус абсолютно бесплатно, — добавляет он. «Современная форма бартера обретает большую актуальность»Но как пребывание в акселераторе помогло самому проекту? По словам Сергея, с конца прошлого года команда открыла проект в России, Украине, Казахстане и стала тестировать в США. На позапрошлой неделе у проекта был юбилей — один миллион пользователей. — COVID-19 на нас повлиял, но несильно, — говорит Лепченков. — Во-первых, когда люди сидят дома, это идеальный момент, чтобы разгрузить дом. Во-вторых, мы поняли, что можно отдавать вещи, даже не встречаясь с человеком. Эту идею мне подали в Америке, рассказав о плюсах нашего проекта по сравнению с обычной барахолкой: что не надо передавать деньги и так далее. Человек может договориться о встрече и просто выставить пакет с лотом за дверь. Или отдать при встрече на расстоянии — не контактируя непосредственно. Также мы специально создали раздел «Рядом» с вещами, которые отдают ближе всего — за ними можно ходить пешком. Мы надеемся, что COVID-19 — временное явление. Но гораздо серьезнее, что за ним пришел кризис. Многие потеряли работу, или у них уменьшился доход. И мы поняли: наш проект отлично подходит, чтобы дать людям возможность помогать друг другу. Так, мы открыли возможность делать услуги и получать за это «карму», а также отдавать и брать еду. То есть люди через наш проект могут свои умения превращать в то, что им необходимо для жизни. Например, мы знаем, что у нас много такси. Однако главный офис Uber недавно анонсировал, что поездки на такси в мире — В странах, пострадавших от коронавируса, современная форма бартера обретает большую актуальность, — добавляет Артем. — И наша внутренняя валюта, «карма», во многом выполняет эту роль. Пользователям не нужны фиатные деньги, но в то же время появляется возможность, делая вклад в общее облако услуг, вещей, которым является наш продукт, брать оттуда необходимое. — А если кто-то захочет обменять нечто не совсем законное? — Все наши услуги серьезно модерируются, в том числе и то, что касается еды. Кроме того, наш третий кофаундер, Сергей Стасилович, юрист, он помогает все эти вопросы хорошо и правильно организовать. Спасибо ему большое, — отвечает Лепченков.
Еще команда запустила «истории» — раздел, где люди могут рассказать, как вещь, которую они забрали в приложении, повлияла на их жизнь и воплотила мечты. Если история понравится читателям, то каждый пользователь может подарить автору одну «карму». — У нас есть истории вроде того, как человек 10 лет мечтал заниматься аэрографией, но его поглотили семья и быт, а потом он случайно нашел все для аэрографии и стал рисовать. Или как ребенок сломал деталь игрушечного пистолета, а участник комьюнити напечатал ее на 3D-принтере. Ребенок был счастлив! — продолжает Сергей. — Одна женщина нашла в приложении тарелку — такую же, как ей когда-то передала бабушка. Она рассказала, что ее бабушка прошла войну, жила в землянке, ей пришлось оставить весь скарб, осталась одна эта тарелка. Это была единственная память о бабушке, но, к сожалению, тарелка разбилась. И вот наконец ее внучка нашла такую же. А ведь ее невозможно нигде купить. «YC — это закрытый клуб с пожизненным членством»— Михаил Румянцев — У нас с самого начала было понимание, что мы нацелены в том числе на большие рынки вроде Штатов, но запустили первую версию в Беларуси. Это помогло значительно улучшить приложение перед запуском на больших рынках, — отвечает Артем. — Исходя из своего опыта, я бы посоветовал не фокусироваться на маленьком локальном рынке а-ля Беларусь или Израиль. Но продукт должен быть грамотно локализован и, в нашем случае, учитывать специфику потребления. В Штатах она сильно отличается от Беларуси — там очень развита доставка, и люди привыкли пересылать друг другу вещи по почте. — Проект требует критической массы людей, которые в нем находятся. Создание комьюнити — в принципе, вопрос нетривиальный, но организовать комьюнити в Америке без больших финансовых вложений — гораздо сложнее, — считает Сергей. — Возможно, вас уже профинансировал кто-либо из акселератора? — Пока мы можем раскрыть лишь сам Y Combinator, который дал 150 тысяч долларов за 7% компании. Это открытая информация, — говорит Артем. Однако, по его словам, участие в акселераторе предоставляет и другие преимущества. — YC — это закрытый клуб с пожизненным членством, которое дает доступ ко всем людям, которые прошли акселератор, и всем менторам. Плюс выходы на инвесторов, если вам нужны. Многие стартапы, которые уже «стоят на ногах», все равно идут в YC, потому что у них цель, например, сделать раунд А и они хотят получить доступ в это комьюнити. — Кроме того, участие в акселераторе может принести пользу b2b-стартапу, — добавляет Сергей. — Это большой внутренний рынок: есть 4 тысячи компаний, прошедшие акселератор, есть успешные компании в долине, и есть структура. Так что у тебя есть возможность продавать свой продукт людям из комьюнити, которые относятся к тебе лояльно. Однако Y Combinator за тебя ничего не решит. Акселератор даст тебе лейбл, какое-то количество знаний, комьюнити, но все остальное останется на тебе, плюс YC заберет у тебя какое-то количество времени. А время у стартапера — главный ресурс, потому что его постоянно не хватает. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ноябре прошлого года мы писали о приложении «Отдам даром», основанном белорусами. Если кратко, то это бесплатный продукт, где люди могут обмениваться вещами без...
|
|