Всемирный банк: спад белорусской экономики оказался более глубоким
27.05.2020 17:28
—
Новости о Коронавирусе
| Myfin
Источник материала: Myfin ВБ отмечает, что внешние риски связаны с более глубоким, чем ожидалось, спадом экономики торговых партнеров Беларуси, в первую очередь России, и сохраняющейся волатильностью на мировых финансовых рынках. «Внутренние риски связаны с задержками в проведении важнейших реформ в банковском секторе и секторе государственных предприятий, которые необходимы для укрепления стабильности банковского сектора и повышения производительности в экономике, либо с неспособностью замедлить распространение COVID-19 внутри страны», - сказано в экономическом обзоре Всемирного банка. Всемирный банк, согласно опубликованному в апреле прогнозу, ожидает в связи с пандемией COVID-19 сокращения белорусской экономики в 2020 году на 4%. О снижении экономического ростаКак отметила экономист Всемирного банка по Беларуси Марина Сидоренко, это снижение может стать самым значительным за последние 25 лет. По
ее словам, прогноз ВБ можно назвать
оптимистичным, и он предполагает
восстановление «В 2021 году рост ВВП будет низким и составит 1%, в 2022 году будет на уровне 1,2%. Если ситуация с пандемией коронавируса будет ухудшаться, прогноз будет пересмотрен. В целом, наш прогноз можно рассматривать как один из сценариев развития экономики с учетом текущей ситуации и высокой степени неопределенности внешних факторов», - отмечает экономист ВБ. В
2022 году рост Как
ранее сообщал В
2021 году Марина Сидоренко отметила, что Беларусь испытывает давление таких факторов, как падение мировых цен на нефть, снижение поставок нефти в страну, уменьшение экспорта нефтепродуктов, падение деловой активности у основных торговых партнеров - в России и Евросоюзе. В кризис с низкими темпами экономикиБеларусь вошла в кризис, вызванный пандемией COVID-19, с позиции низких темпов экономического роста. Экономический рост в 2019 году рост составил всего 1,2%, за чем последовало сжатие экономики на 0,3% в первом квартале 2020 года. Временное прекращение поставок нефти из России привело к падению экспортной выручки на 16% на фоне значительного сокращения экспорта нефтепродуктов и удобрений. Рост реальной зарплаты в секторе госпредприятий в данный период не привязан к изменениям производительности труда. Это в 2020 году может привести к давлению на инфляцию, вызванному ростом зарплаты. Снижение экономической активности в первом квартале сказалось на доходах консолидированного бюджета и за этот период 2020 года они упали на 5,5%. Снижение поступлений по налогу на прибыль и от внешнеэкономической деятельности привело к сокращению налоговых доходов на 1,5 процентных пункта ВВП. При этом расходы увеличились в реальном выражении на 4,8%, что обусловлено значительным ростом капитальных расходов и капитальных трансфертов организациям и расходов на зарплату. Этот рост частично компенсировался снижением процентных расходов и сдерживанием расходов на товары и услуг. Это позволило правительству обеспечить профицит в размере лишь 0,8% ВВП в первом квартале 2020 года по сравнению с 3,8% ВВП год назад. Это может стать временной отсрочкой в условиях давления на доходы в течение 2020 года. Структура госдолга создает валютный риск для государственных финансов. Почти весь государственный и гарантированный государством долг (46,8% ВВП в 2019 году) выражен в иностранной валюте. В 2020 году основная часть выплат по внешнему госдолгу приходится преимущественно на обязательства перед РФ (43% от общего объема) и погашение связанных кредитов, предоставленных Китаем (26%). В апреле валютные резервы (без учета золота) составляли 5,3 млрд долларов, или около 1,5 месяца импорта товаров и услуг, что на четверть меньше, чем в январе. О мерах в связи с пандемиейМеры
политики в ответ на экономические
потрясения, вызванные пандемией COVID-19,
в Беларуси были умеренными, сказано в
обзоре.
«Правительство выделило дополнительные
ресурсы для сектора здравоохранения и
утвердило налоговые льготы и меры по
отсрочке уплаты налогов и арендной
платы, решения о применении которых
будут преимущественно приниматься на
местном уровне. Органы денежно-кредитного
регулирования ослабили некоторые
пруденциальные требования для банковского
сектора, включая смягчение требований
к классификации активов и валютным
кредитам, и среди прочего рекомендовали
коммерческим О фискальных реформахПо словам Марина Сидоренко, вслед за мерами по восстановлению экономического роста в период после пандемии COVID-19 для обеспечения устойчивости бюджета потребуются среднесрочные фискальные реформы. Ожидается, что доходы Будет сохраняться нагрузка на государственные финансы, учитывая предстоящие крупные выплаты по долгам. Хотя недавно объявленная реструктуризация задолженности перед Российской Федерацией, связанной со строительством атомной электростанции, позволит несколько снизить эту нагрузку. Как отметили в ВБ, для закрепления устойчивости бюджета и привлечения дополнительных ресурсов для финансирования мер поддержки домашних хозяйств и предприятий в период восстановления после пандемии COVID-19 потребуется реформирование государственных финансов. Это предполагает в том числе сокращение поддержки убыточных госпредприятий, рационализацию фонда оплаты труда в бюджетном секторе и сокращение налоговых льгот. «Наличие заслуживающего доверия среднесрочного плана фискальных реформ также будет способствовать созданию благоприятного цикла повышения доверия инвесторов, снижения стоимости заимствований и расширения доступа к финансированию, что в конечном счете обеспечит улучшение перспектив экономического роста», - полагают экономисты Всемирного банка. О поддержке уязвимых категорий населенияВ тематической записке к Экономическому обзору анализируется опыт других стран в борьбе с пандемией и формулируются меры политики, которые могут быть приняты в Беларуси. «Чтобы помочь смягчить социальные и экономические последствия пандемии, крайне важно усилить поддержку бедных и наиболее уязвимых групп населения. В Беларуси эти меры могут включать в себя расширение охвата и размеров пособий государственной адресной помощи,таких как ежемесячные выплаты программы государственной адресной помощи (ГАСП), а также увеличение пособий по безработице», – отметил экономист Всемирного банка по Беларуси Кирилл Гайдук. Глава представительства Всемирного банка в Республике Беларусь Алекс Кремер отметил: «Воздействие COVID-19 будет серьезным для Беларуси. Но социальное дистанцирование для сдерживания распространения вируса и денежные трансферты для поддержки уязвимых домохозяйств могут помочь быстрее нормализовать ситуацию. Кроме того, меры по повышению конкурентоспособности и производительности позволят стране воспользоваться преимуществами ключевых глобальных тенденций, которые должны ускориться после пандемии COVID-19. К их числу относятся рост цифровой экономики, а также увеличение возможностей для товаров и услуг, поскольку производители стремятся диверсифицировать цепочки поставок и перемещать производство ближе к дому».
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter Читайте также:
Ссылка скопирована в буфер обмена
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Специалисты Всемирного банка в ходе презентации апрельского прогноза банка и обзора экономики Беларуси отметили риски экономического спада в среднесрочной...
|
|