Вчера был очень насыщенный день. 29 лет назад Верховный совет БССР проголосовал за придание статуса Конституционного закона принятой годом ранее Декларации о государственной независимости страны. Несмотря на дождь, более двух тысяч минчан вышли на площадь Независимости, около Министерства образования прошла акция учителей, член Координационного совета Павел Латушко побывал на допросе в Следственном комитете, неизвестные люди активно снимали бело-красно-белые флаги с домов, на Комаровке прошел митинг в поддержку Александра Лукашенко. Вот здесь у нас самые яркие фото прошедшего вторника, а мы пока давайте вспомним об этом и многом другом по порядку.
О СТРАНЕ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
Светлана Тихановская выступила в Европарламенте. В своей речи она напомнила о людях, ставших жертвами чрезмерного насилия и жестокости во время подавления протестов, призвала уважать суверенитет Беларуси, а также выразила готовность к диалогу с белорусскими властями. Подробнее — здесь.
А помните, Александр Лукашенко заявил о «серьезном шевелении войск НАТО в непосредственной близости от наших границ на территории Польши и Литвы»? Мы попробовали разобраться, кто и где шевелится и как на это реагируют.
А еще он недавно заявил о том, что некие силы имеют целью «отсечь Гродненскую область», явно намекая на претензии со стороны Польши. Там уже ответили, что не имеют таких намерений и уважают принцип территориальной целостности государств, а мы тем временем решили вспомнить, как и когда менялись границы в Европе после Второй мировой войны.
А на днях Александр Лукашенко заявил, что в школах не должны преподавать те, кто не разделяет принципы государственной идеологии. Мы узнали, что об этом думают учителя и чем такие заявления могут обернуться для нашей системы образования. «Всю свою взрослую жизнь, всю свою жизнь учителя, а это скоро тридцать лет, я не понимал и не понимаю, какое отношение „государственная идеология“ имеет к школе. Нет, лукавлю, конечно. В наших реалиях прекрасно понимаю». Самые смелые учителя, кстати, вчера вышли на акцию протеста возле здания Министерства образования. К ним присоединились родители и другие неравнодушные люди. Всего собралось несколько сотен человек, они звали на встречу министра образования Карпенко, но чиновник к учителям не вышел. Вместо этого к зданию подъехали автозаки и водометы.
Больше тысячи человек собрались вечером у Комаровского рынка. Под зонтиками и красно-зелеными флагами они пришли на митинг «За мир, стабильность, безопасность» в поддержку политического курса Александра Лукашенко. Посмотрели, что там было, и пообщались с людьми.
А в Шарковщине на митинге «за Батьку» на днях мужчина напомнил про избиения и Окрестина — что тут началось! Поговорили с ним.
Вчера вечером жители Минскапришли на прием к своему депутату Геннадию Давыдько. Вопросы, на которые они хотели получить ответы, сегодня на слуху у многих: когда будут расследованы случаи насилия со стороны правоохранительных органов и кто ответит за факты фальсификаций на выборах президента? Давыдько принял всех, кто хотел с ним поговорить, в ближайшее время пообещал провести открытую встречу с жителями округа, а еще ответил на вопросы TUT.BY и рассказал о том, какой видит выход из сложившейся в Беларуси ситуации. По его мнению, власть в последнее время наделала много ошибок.
Мы рассказывали о том, что в понедельник представитель стачкома МТЗ Сергей Дылевский и член Координационного совета Ольга Ковалькова были задержаны ОМОНом у проходной Тракторного завода, где вторую неделю инициируют забастовку. Ночь они провели в ЦИП, вчера были суды — и тому, и другой дали по 10 суток.
Митрополит Минский и Заславский Павел больше не Патриарший экзарх всея Беларуси. В чем дело — до конца не понятно, но официальный представитель БПЦ Сергей Лепин сообщил, что говорил с Павлом и тот просил не строить домыслов о своем новом назначении. Мол, ни о каких ухудшениях отношений с белорусскими властями речи не идет. Главой БПЦ стал епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин. Ему почти 52 года, он станет первым уроженцем Беларуси во главе Белорусской православной церкви — и вот что еще о нем известно.
Помните, мы писали, что в Беларуси заблокировано более 70 сайтов? В списке оказались как СМИ — «Радыё Свабода», «Белсат», «Трибуна», «Еврорадио» и другие, — так и сайты общественных инициатив: правозащитный сайт spring96.org, платформы «Голос» и «Зубр» и другие. Мы пытались узнать, в чем причина, однако в министерстве получить комментарий не удалось. А потом владелец одного из заблокированных интернет-ресурсов показал нам приказ Мининформа «Об ограничении доступа» — и вот что стало известно.
ЕЩЕ ВАЖНОЕ
Так, а что у нас с валютой? Вот здесь Нацбанк объясняет все про курсы, нехватку долларов в обменниках и о том, будет ли вводить ограничения.
Вот у нас история парня, в которого на протестах в Бресте прилетело две пули — в спину и живот. Он еще в столичном военном госпитале, благодаря усилиям врачей идет на поправку. После выписки он намерен обратиться с заявлением в Следственный комитет: «Я не участвовал ни в чем — и с пары метров расстрелять меня? Я повернулся спиной, у меня в руках ничего не было — пачка сигарет, зажигалка и телефон. Зачем было стрелять?»
Кстати, у правозащитников собраны показания уже 450 избитых человек. Знаете, сколько возбуждено уголовных дел? Правильно — ноль. Правозащитный центр «Весна», Белорусский Хельсинкский комитет, Всемирная организация против пыток (OMCT) и Международная федерация прав человека (FIDH) обратились к Спецдокладчику ООН.
Иностранцы, которые живут у нас, тоже стали свидетелями, а иногда и участниками исторических событий — и прошли разгон мирных манифестаций, неизвестность, беспокойство за судьбу близких. Смотрите, например, что рассказывали французы своим СМИ.
Кстати, минчане до сих пор несут цветы к станции метро «Пушкинская», несмотря на то, что народный мемориал там то и дело разбирают. Именно здесь 10 августа (и не только) жестко разогнали акцию протеста, есть погибший, раненые. Пообщались с продавцами цветов в округе — об ажиотаже на красные и белые розы, о доходе и разгонах. «Нажиться желания точно не было, наоборот, старались привезти что-то подешевле. В основном цены на наши цветы начинаются с 5−5,5 рубля — их доставляют из Голландии. А тут мы сначала снижали стоимость на 40−50%, а потом стали специально привозить и более дешевые цветы, от белорусских фермеров — их продавали уже по 2−2,5 рубля».
А вот у нас истории волонтеров с Окрестина. «Выходившие доставали из карманов маленькие клочки каких-то флаеров — черных, глянцевых, видимо, у кого-то из задержанных не все личные вещи забрали. Оказалось, эти флаеры в камере делили на маленькие-маленькие кусочки и царапали на них свои номера телефонов и имена — для того, чтобы те, кто выйдет раньше, позвонили близким оставшихся на Окрестина и сказали, что их родные живы. Эти обрывки я сохраню — чтобы потом отдать их в музей новейшей белорусской истории».
А вот история Максима, который попал на Окрестина и вышел оттуда избитым и с COVID-19. В четырехместной камере было 38 человек, «один из них прямо говорил, что у него коронавирус, он находился на самоизоляции, вышел купить сигареты — и его забрали. Но сотрудники ЦИП на это никак не реагировали, только пугали, что после этого у нас не только „ковид“ обнаружится».
«В нашей стране совершаются массовые пытки над людьми», — уверен айтишник Валерий. В этом году он решил стать наблюдателем на выборах, в результате — уехал на пять суток на Окрестина в основной день голосования, еще утром. Теперь Валерий хочет помочь тем, кто мечтает выйти из «системы», но не может решиться.
А мы спросили уже известного айтишника Микиту Микадо, зачем он запустил поддержку бывших силовиков. «Потому что никто другой их не поддерживает, насколько мне известно, — говорит Микита. — Изначально это был эмоциональный порыв, потому что я понимаю, что силовики — это та прослойка общества, на которой держится текущий режим, и единственная, которая может обеспечить исход ситуации без жертв, чего, собственно говоря, я очень хочу».
Вот у нас, кстати, история очередного силовика: подполковник ушел из Академии МВД «по соображениям совести». «Человек уже задержан, не оказывает никакого сопротивления, а к нему применяются эти зверские — по-другому не назовешь — пытки. Вот это меня до глубины души затронуло».
А в Могилеве за протест уволили замдиректора музея. «Не хочу иметь ничего общего с системой, которая превратила культуру и искусство в обслугу власти и идеологии, чиновников от облисполкомов. Быть наушником и стукачом я тоже не хочу, потому что считаю, что именно в многообразии мнений и позиций есть движение вперед, есть прогресс».
На вчера, кстати, было запланировано собрание актеров Купаловского с участием исполняющего обязанности директора театра Валерия Громады. Но встреча отменена: он отказался на ней присутствовать. Давайте объясним, почему эта ситуация — патовая, а сезон в Купаловском, скорее всего, откроют не скоро.
И обязательно посмотрите этот топ плакатов. Больше двух недель наша фотослужба снимала протестные митинги и чуть больше недели — провластные. Белорусские митинги, марши и демонстрации в этом году отличаются небывалым уровнем креатива.
Мы уже рассказывали, что украинский политик Юлия Тимошенко заразилась коронавирусом. Теперь стало известно, что она в тяжелом состоянии и на ИВЛ.
Кстати, а что говорят врачи об отравлении Навального?
О СПОРТЕ
После президентской кампании 2020 года часть белорусских спортсменов, тренеров и спортивных чиновников пересмотрели свои политические предпочтения — и вот здесь мы собрали высказывания тех, кто раньше поддерживал политику Александра Лукашенко, а сейчас критикует ее. «Его опыт говорил о том, что он владеет ситуацией. Хотя… Мне казалось, что он владеет ситуацией».
Кстати. В этом году, говорят специалисты, на фоне пандемии коронавирусной инфекции очень важно привиться против гриппа. Скоро уже начнут прививать. Планируете? Будьте здоровы — и хорошего нам всем дня.
Ваша редакция
Сейчас, рано утром, в вашем ящике — все самые важные и интересные новости, специально отобранные редактором.