«Открывались тихо, с табличкой: „Извините, мы только учимся“». История пиццерии в маленьком городке, которую полюбили иностранцы
13.06.2022 14:43
—
Новости о Коронавирусе
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness В Мостах Гродненской области живет 15 тысяч человек. Почти 2,3 тысячи из них — то есть каждый шестой — подписчики местной пиццерии «Томат» в «У меня предпринимательские гены: прадед был мельником, а прабабушка имела свою „краму“»Владелец «Томата» Василий Климович родился в Мостах. Выучился на электротехника и устроился электриком на хлебозавод. — Мог дорасти до главного энергетика: начальство видело во мне потенциал. Но в этой сфере работа в основном появляется, когда происходит какое-то ЧП. В остальное время я скучал, — вспоминает Василий. — Чтобы чем-то занять себя, делал на станке поделки из металла, обеспечил ими всех знакомых. Но вскоре мне надоело, и я ушел с хлебозавода. Года четыре работал на местного предпринимателя: ездил на машине на минский рынок за товаром, выполнял разные поручения — заодно смотрел, как человек ведет бизнес. А потом одна крупная компания искала в нашем регионе торгового агента. На работу приглашали соискателей с высшим образованием. Его у меня нет. Но я прошел собеседование. Василий отработал в компании 7 лет и решил открыть свое небольшое дело — торговлю пивом: — Пивная тема тогда была очень популярна. И к тому же у меня предпринимательские гены: мои предки жили на хуторе и вели семейный бизнес. У прадедушки была мельница, а у прабабушки — своя «крама», в которой она продавала продукты. Первый магазин Василий открыл в Мостах, еще два чуть позже появились в Волковыске — городе в 35 км от Мостов, с населением 42 тысячи человек. — У меня был компаньон, мы вложились в бизнес поровну. Проработали вместе 3 года, но, как это нередко бывает с компаньонами, разошлись. В магазине в Мостах у меня было два продавца: жена и наемный работник. Все остальное я делал сам. Был и руководителем, и грузчиком, и доставщиком: возил клиентам разливное пиво на свадьбы, дни рождения и другие праздники. Пивные магазины давали прибыль — и, по оценке хозяина, «неплохую». — Ларька в Мостах мне уже было мало. Розничная торговля — вообще не самый интересный процесс, и он мне тоже наскучил. Хотелось реализовать себя по-серьезному.
«Боялись первого настоящего клиента, два месяца тестировали пиццерию на знакомых»И Климович решил открыть пиццерию. На этот раз один, без компаньонов. В 2017 году арендовал под новую точку помещение в центре города, в здании бывшего кинотеатра, рядом со своим магазином. — Почему пиццерия — не знаю. Я пиццу не люблю, хотя объехал всю Европу и ради своего бизнеса перепробовал ее везде, где бывал. Вообще я хотел открыть бургерную. Но понимал, что это не то, на чем можно заработать в маленьком городе. К слову, не только заработок был моей целью. Я родился, все время жил в этом городе, видел, как он развивается, чего ему не хватает. И вот решил, что Мостам нужно кафе, где можно отдохнуть всей семьей, с детьми. В открытие пиццерии Василий вложил около $ 50 000. Из них $ 30 000 — кредитные. Часть денег была своя, из оборота пивных магазинов. Еще что-то занял у родственников. Практически вся сумма ушла на ремонт арендованного помещения и покупку оборудования: — Бывший кинотеатр построили в 1970 году. Там были голые стены и разруха. Мы полностью сделали электрику, вентиляцию, сантехнику и прочее. Плюс мебель и оформление интерьера. Многое по ремонту делал сам, помогали тесть и друзья. В феврале 2018 года «Томат» открылся. — Профессионалов в команде не было, я сам тоже всему учился на ходу. Мы опасались, что у нас ничего не получится, и очень боялись первого клиента. Месяца два просто тестировали пиццерию: приглашали знакомых, просили, чтобы они все пробовали и говорили нам, что не так, а что хорошо. Но уже надо было платить налоги — «страх первого клиента» пришлось перебороть. Открытие прошло не так, как это обычно бывает: с блогерами, красной ленточкой, шариками, шампанским. Мы открылись тихо, с табличкой у кассы: «Извините, мы только учимся». Но «Томат» в Мостах полюбили сразу же. — Популярность к нам пришла вскоре после открытия, — не скрывает гордости владелец. — Бизнес этот сезонный: в основном с весны до осени. Так вот три сезона до 2020 года, до пандемии, были очень хорошими. Мы отбили кредитные средства, наладили многие производственные моменты. «Заглядывал на кухни в пиццериях в Италии: изучал, как там готовят»Логистика многих поставщиков «проходила мимо» Мостов. Климовичу пришлось стать «первопроходцем»: — Все поставщики проезжали мимо нашего городка. Я ездил к ним в Волковыск, Гродно, где-то на трассе под Скиделем или Щучином встречал водителя, чтобы забрать продукты и отвезти в Мосты. Почти не спал, не ел и вообще не понимал, на каком свете нахожусь. В пиццерии многое тоже крутилось на мне, работников не хватало. Но потом мы отладили работу с поставщиками, и благодаря нам в Мостах открылись другие точки общепита. Василий говорит, что «дотошно вникает» во все детали приготовления пиццы. — Моя фишка в том, что я всему учусь с нуля. Когда открыл магазин, стал разбираться в сортах пива, рыбе и т.д. А с появлением пиццерии заглядывал на кухни в таких заведениях в Италии: изучал, как там готовят, какое оборудование, сколько человек занято. Что-то привез и адаптировал под нас. Сейчас вот веду нашу страничку в Instagram. Аккаунт пока слабый, и я ищу для этого профессионала. Но основное наше продвижение — здесь: у нас 2,3 тысячи подписчиков. И это прекрасно, если учесть, что в городе живет 15 тысяч человек. Предприниматель считает, что «Томат» — это «больше, чем классическая пиццерия»: — У нас маленькое помещение кухни, но очень обширное меню. Стартовали с 12 видов пиццы, а сейчас у нас их 24. И это не предел, в разработке есть еще, могут быть новинки. И такой ассортимент — это круто для 15-тысячного города! Кроме пиццы предлагаем бургеры — у нас их 8 видов, это больше, чем в «Макдональдсе». А еще роллы, твистеры, картошку фри, сырные монетки, хостеры и т.д. На маленькой кухне работать сложно, и иногда я думаю, что свои амбиции по поводу меню надо бы ужать. Но пока справляемся. Еще в доковидные времена местные власти включили «Томат» в туристический маршрут по региону. Для иностранцев, приехавших по безвизу, в пиццерии была скидка 20%. — К нам приходили гости из Италии, Германии, Франции. Им нравилось: они ставили нам лайки в Instagram, рассказывали о нас друзьям. Вот уже несколько лет велотуристы едут из Минска в Гродно и заезжают в Мосты — хотя это для них круг в 10 км — чтобы поесть нашей пиццы. А когда завод «Мостодрев», наше градообразующее предприятие, запускал новую линию, то пригласил иностранных специалистов: немцев, французов, португальцев. Они питались у нас в пиццерии, а оплачивал это «Мостодрев». Эти гости тоже оставляли положительные отзывы. В разгар коронавируса пиццерию спасли доставка и самовывоз: — Местные власти разрешили нам работать только два часа в день: с 14.00 до 16.00. Для меня это означало, что зал закрыт полностью: основной поток людей-то бывает вечером. Но нам повезло, что за год до пандемии у нас появилась своя доставка, и мы ее хорошо отработали. Сейчас в штате работают 10 человек: по два бармена, повара, помощника повара, доставщика, а также грузчик и дворник. Средняя зарплата — 600 рублей. — Есть и система поощрения. Могу оштрафовать работника, а могу и добавить к окладу, все зависит от человека и его старания. Например, повар, если он трудится 16 дней в месяц по графику «два через два», может заработать 1000 рублей. Я знаю, что в Гродно в такой же примерно пиццерии, как у нас, платят 5 рублей ($ 2) в час, а мы 7−7,5 (до $ 3) рубля. Василий Климович считает, что главная проблема маленького города — кадры: — Это моя беда: и когда мы открылись, и сейчас. Активная молодежь рвется в большие города. А если кто-то и приходит к нам, его надо полностью с нуля обучать. Ни разу за почти пять лет к нам не пришел человек, который стал и сразу начал работать. Поэтому я тоже научился готовить пиццу. Был случай, когда повар заболел, и мы делали пиццу всей семьей: я, жена и 11-летняя дочка. «Я уже заложник своего бизнеса»Частное торговое унитарное предприятие платит государству 7% от выручки. Затратные позиции — это покупка продуктов, обслуживание транспорта, аренда, коммуналка, выплата зарплаты, обслуживание кассовых аппаратов и оборудования, тех же кондиционеров. — Я считал, сколько на все это уходит каждый день: примерно 270 рублей (чуть больше $ 100). В месяц — более 8 тысяч рублей (более $ 3000). На доходы предприниматель еще до недавнего времени не жаловался: — Когда коронавирус стал уходить, мы начали развиваться дальше. Я даже удивился, что так получилось: готовился к худшему и думал, что придется спасать хотя бы то, что есть. Но когда увидел положительную динамику, решил, что можно расширяться. Задумал открыть кофейню. Под нее мне предложили и помещение. Но пока у меня нет времени этим заниматься: с февраля поглотили другие проблемы. Сейчас, не скрывает Василий Климович, вести бизнес стало тяжело. — Продажи упали. Люди стали меньше покупать пиццу. Взлетели цены на продукты: стоимость 5-литровой бутылки фритюрного масла за неделю выросла на 5 рублей ($ 2,5)! А в общепите маленькие отсрочки платежей, многие же поставщики вообще работают по стопроцентной предоплате. И мне уже не хватает «оборотки», чтобы вовремя платить за товар, налоги, зарплаты. При этом повышать стоимость продукции предприниматель не может: — У нас сейчас самая дорогая пицца диаметром 32 см стоит 17 рублей ($ 6,5). Куда уже повышать цены? В Гродно пиццу за 25 рублей ($ 10) купят, а в Мостах — нет. Людзі свае гаманцы зараз у кішэні прыціскаюць. Но сдаваться владелец самого известного в Мостах заведения общепита не собирается: — Я уже заложник своего бизнеса. Закрыть его не могу, продать тоже: никто сейчас не купит. Вот и тяну. Ну и я же хотел преобразить наш город — куда уже отступать?
Читайте также
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Мостах Гродненской области живет 15 тысяч человек. Почти 2,3 тысячи из них - то есть каждый шестой - подписчики местной пиццерии «Томат» в Instagram. «Лайки» местному...
|
|