Смоляк: "Когда я рисую свои картины, то разговариваю с другими ипостасями, а мои работы одновременно гениальны и бездарны…". 21.by

Смоляк: "Когда я рисую свои картины, то разговариваю с другими ипостасями, а мои работы одновременно гениальны и бездарны…"

21.08.2009 12:51 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Его называют белорусским Шагалом, человеком, поцелованным Богом, и безумцем одновременно. Среди его клиентов много знаменитостей, а каждая выставка мастера – дефиле настоящего искусства. О своих трудовых буднях, жизни и любви в эфире Радио TUT.BY рассказал не только Андрей Смоляк, художник европейского уровня с белорусской душой, но и Ольга Смоляк - супруга гения и по совместительству его муза.

Ваши работы часто называют провокационными, а вас самого эпатажным художником. Объясните, пожалуйста, в чем заключается провокация и эпатаж?

Настоящий художник всегда провокационен. Именно этим он и интересен. Настоящее всегда провокационно. Думаю, что вы в это понятие вкладываете немного неправильный смысл. Если все серьезно и хорошо сделано, то это уже провокация, а эпатаж – это дело прессы и людей шоу-бизнеса. Я совершенно нормальный и спокойный человек. Как только я родился, то сразу понял, что творчество – моя стихия. Более того, я с детского сада чувствовал в себе невероятную энергетику. Потом учился в художественной школе и ощущал предначертанность судьбы.

Вы думаете об эпатаже, когда творите?

Нет, конечно! В это время я не думаю ни о чем. Когда я рисую свои картины, то разговариваю совершенно с другими ипостасями. В часы творчества Андрей Смоляк находится в ином мире, собственном. Если бы его можно было описать, все были бы Андреями Смоляками.

Как бы вы могли охарактеризовать свое творчество? К чему стремится Андрей Смоляк?

Я стремлюсь к совершенству, а оно для каждого человека имеет свое наполнение. Я просто работаю как чернорабочий и ни к чему не стремлюсь. Во мне есть груз, который я чувствую. В этом и заключается счастье. Ведь в моем творческом мире есть место всему, да и я занимаюсь всем: от плюса до минуса.

Интересно, от чего это зависит?

Это зависит от миллионов моментов. Например, я сегодня менял кран, за которым специально поехал на рынок. Правда, я это сделал потому, что банк, в котором происходят банковские операции, находится недалеко от рынка. А работники банка сходят с ума, потому что каждая моя роспись идентична и не похожа друг на друга. Приезжают специальные люди и меня достают тем, что я не одинаково расписываюсь. Я поехал для того, чтобы люди увидели, как я расписываюсь, и идентифицировали роспись. Вот и заехал по пути на Червенский рынок и купил гофру. У меня испортился кран в мастерской, где я мою посуду. Часа два я занимался его ремонтом, смотрел, куда там что капает. В результате мои эмоции были вымещены на Георгии Победоносце. Он получился человеком, который побеждает гидру и зло. А ведь все началось с гофры!

В одном из интервью вы сказали, что самые неожиданные заказы вы делаете себе сами. Приведите, пожалуйста, пример.

Я недавно был в турецком городе Эфес. Мне посчастливилось увидеть место, на котором стоял храм Артемиды. А это, как вы знаете, одно из восьми чудес света. Нужно сказать, что творение гениальное. Лучшие архитекторы и скульпторы создали такой шедевр, на который были потрачены сумасшедшие деньги. Я тут же придумал следующую работу: большой камень, состоящий из множества маленьких, а рядом стоит аист.

К сожалению, даже такие выдающиеся памятники мысли и человеческого состояния целой цивилизации, как храм Артемиды, оказываются в болоте. Все мы смертны, в том числе и наша цивилизация. А все началось с того, что я ехал и заинтересовался увиденным камешком. Он и оказался легендарным памятником архитектуры. Сейчас придуманная работа готова, хоть она и находится во мне. Безусловно, у меня есть заказные работы, которые приносят положительные эмоции. Так что большую часть своих работ я придумываю спонтанно.

Как у вас проходит день? Может быть, у Андрея Смоляка есть определенный распорядок или вы живете так, как на душу ляжет?

Именно так и происходит! Как такого распорядка нет, а вообще живу так, как и все остальные люди. Я просыпаюсь и не хожу на работу, хотя тружусь двадцать четыре часа в сутки. У меня нет даже выходных дней.

Тогда как вы расслабляетесь?

Я пришел к вам на интервью и сейчас прекрасно расслабляюсь.

Каким должен быть ваш заказ, чтобы вы за него не взялись?

Я отказываюсь от семидесяти процентов заказов. Одна из первых причин – это недостаточный гонорар за выполненную работу.

Вы можете отказать человеку, если он вам просто не понравится?

Если вы имеете в виду заказной портрет, то скажу, что мне интересен любой человек в качестве модели. В моей жизни не было случая, когда я отказывался из-за того, что человек мне не нравился. Он может мне показаться неинтересным лишь первые секунды общения, но я найду в нем что-то интересное. Когда я встречаюсь с тем, кого буду писать, то думаю, смогут ли у нас возникнуть общие моменты и пробегают ли между нами какие-то искорки. Профессиональные художники – это мастера, у которых не должно быть подобных проблем.

Как вы понимаете, что та или иная картина удалась?

Все мои работы по-своему гениальны. Правда, через несколько часов после окончания работы они мне кажутся бездарными. Проходит чуть-чуть времени и все встает на свои места.

Вам не скучно жить?

Нет, жизнь не может быть скучной, потому что она – Божий дар.

Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к мнению окружающих о вашем творчестве? Чье мнение для вас авторитетно?

Прежде всего, для меня авторитетно мое личное мнение. Еще небезразлично мнение моей жены. Все мои работы проходят через нее, и супруга даже может меня покритиковать. Честно признаюсь, что я очень люблю критику, так как все постоянно меня хвалят. Киркоров вообще назвал меня белорусским Шагалом. Правда, без похвалы не могу. Люди, хвалите друг друга, и тогда наша нация будет здоровой!

Творчество – это всегда мир через призму творца. Всегда ли ваше видение того или иного человека совпадает с тем, как этот самый человек видит себя?

Смысл искусства заключается в том, чтобы тебя кто-то увидел своими глазами и представлениями о жизни. Как только все это будет окрашено твоими глазами - это будет интересно. У меня часто бывают моменты, когда ко мне приходят люди, и я им объясняю, какие они на самом деле. Например, Анжелике Агурбаш очень нравятся портреты, написанные мной, а я очень хорошо вижу и прекрасно отношусь к этой талантливой женщине. Получается, что мое видение совпало с мнением Анжелики. По красоте она занимает почетное второе место после моей жены, ведь супруга для меня всегда самая красивая женщина в мире.

Часто ли вы говорите своим клиентам о том, что чувствуете, во время работы над картиной?

Я счастливый человек, ведь делаю свою работу так, как мне хочется. Я объясняю людям, что лучше послушать меня и не мешать работать. Недавно у меня был случай с одной интересной женщиной. Она заказала у меня портрет, но все время лезла со своими советами, чем очень меня злила. Не мешайте мастеру! Умные люди всегда понимают, что нужно меньше говорить – тогда все получится.

В институте на втором курсе вы принесли на лекции "Плейбой" и попали под статью за распространение и рекламирование предметов порнографического содержания. Расскажите, пожалуйста, об этой истории поподробнее.

Каждый гений должен посидеть в тюрьме. Дали – выдающийся художник современности – в свое время три месяца сидел в тюрьме. Я часто говорю, что в этом мы с ним похожи. Я знал, что это должно произойти и ничего не мог поделать. Меня посадили за издание, которое сейчас продается в каждом газетном киоске. Парадокс…

К разговору присоединяется супруга мастера – Ольга Смоляк.

Ольга, вам не сложно жить с вашим супругом?


Конечно, сложно! Я не всегда знаю ответы на его совершенно неожиданные вопросы. Если я ожидаю, что он меня похвалит, то он обязательно будет ругать. В этом году мы будем отмечать тридцатилетие совместной жизни. Многие спрашивают у меня, как мне удалось столько лет прожить с Андреем. Для меня Смоляк – это наркотик. Без него просто невозможно жить.

За годы совместной жизни не было ощущения усталости друг от друга?

Ольга: На самом деле, у меня каждый день бывает такое ощущение. Стоит мне несколько часов побыть без Андрея, и я начинаю бежать к нему. Он очень неординарный человек – поэтому жить с ним одновременно сложно и замечательно. От общения с ним я получаю истинное удовольствие.

В чем оно заключается?

Ольга: Праздник в том, что он сохранил в себе детскость. Он не любит детей, потому что они, по большому счету, его соперники. Дети часто гениальны в своих высказываниях. Андрей удивляется, почему он не может говорить вещи, которые удаются ребятам. Он хочет быть гениальным во всем. А дети часто в своих поступках бывают намного талантливее нас, взрослых. Поэтому они являются его основными соперниками.

Ольга, вам несложно быть всегда на втором месте, ведь ваша творческая биография тоже складывалась достаточно хорошо?

Ольга: Вы знаете, так легче жить. Видимо, моя судьба – делать звезд. На мой взгляд, у меня самые яркие звезды на белорусском небосклоне. Андрей Смоляк – это самый лучший и интересный современный белорусский художник. А Анжелика Агурбаш – лучшая певица, которой я отдала пятнадцать лет своей жизни. Сегодня я уже не являюсь ее личным директором, потому что у меня много других проектов. В середине ноября мы с Андреем уезжаем в мировое турне.

Расскажите, пожалуйста, о нем немного подробнее.

Ольга: Андрей уезжает в Италию, где планирует провести три выставки в разных городах на самых лучших площадках. А на место Смоляка приедет итальянский художник. Далее Андрей уезжает во Францию, а к нам приезжает французский художник. Затем он посещает Данию, Турцию, Японию и другие города с соответствующей "заменой". Мы придумали этот проект и когда его заявили в других странах, все с удовольствием откликнулись на наше предложение.

Андрей: Мы с женой – одно целое.

Ольга: Так получилось, что в его фамилии есть мое имя - смОЛЯк. Он очень благодарный человек. Я засыпаю и просыпаюсь в комплиментах. Когда он говорит о своей гениальности, то делает это, прежде всего, для себя. Художник должен подойти к холсту с безумной верой в свои силы. Именно ее я и обеспечиваю ему все это время.

Нет ли у вас ощущения, что вы в какой-то мере являетесь для Андрея мамой?

Ольга: Безусловно, я взращивала его, как мама. Хорошая жена должна быть одновременно подругой, мамой, любовницей и психологом.

У меня такое ощущение, что вы очень разные: Андрей постоянно где-то летает, а вы более приземленный и здравомыслящий человек.

Ольга: Дело в том, что я по гороскопу Водолей – поэтому нахожусь в воздухе и никак не могу приземлиться. Дайте мне любую тему, и я начну ее развивать. Все проекты Анжелики и Андрея – это мои творческие фантазии и замыслы.

Вы, как жена, часто наступаете в семье на свое собственное я?

Знаете, женщина может согласиться с мужем и сделать все по-своему. Главное – не спорить со Смоляком. Ему нужно, как ребенку, вдолбить, что он мою идею придумал сам. Я могу уже создавать институт семейный отношений с гениями, потому что у нас за годы совместной жизни с Андреем сохранились хорошие отношения. Я люблю талантливых людей и готова им служить.

Андрей: Клеопатра тоже Антонию так дурила голову.

Ольга, скажите, пожалуйста, что было самым сложным за тридцать лет супружеской жизни?

Ольга: Сложнее всего мне было пережить момент, когда Андрей попал в аварию. Во время клинической смерти Андрея я поняла, что теряю его. Сегодня я не нахожу себя места, когда у супруга недоступен телефон…

Изменилось ли что-нибудь в вашей жизни после клинической смерти?

Андрей: Кончено, изменилось. После этого мне стало понятно, что я конкретно поцелован Богом. Когда мне выдали больничный лист, то я понял, что с этим не живут. А я уже через полтора месяца мог ходить.

Ольга: Знаете, до своей клинической смерти Смоляк был просто талантливым ребенком. Андрей был хорошим студентом, любимцем девочек и вдруг его сажают в тюрьму. Когда Андрей вышел оттуда, его восстановили в институте, но он перестал писать картины - Божий дар угас.

Мы познакомились с ним, когда он расписывал сельские клубы, подрабатывал всеми силами. А после клинической смерти он написал свою первую работу, которую назвал "Синяя комната". Она стала нашим талисманом. Так что, второе "рождение" Смоляка наступило сразу после клинической смерти.

А какие изменения вы заметили в творчестве Андрея после этого?

Ольга: Исчезли серые краски и ужасные образы. Он вернул себе ощущение легкости и полета. Самое главное то, что к нему вернулось ощущение радости и краски на холсте. После тюрьмы у него была депрессия и абсолютная неуверенность в своих силах. Часто спрашивают, где же он берет эти самые силы? Ему помогает любимая музыка и фильмы. Андрей любит смотреть канал "Animal planet".

Андрей: А еще помогает Ольга – моя супруга и по совместительству муза. Прежде всего, я черпаю силы из возможности жить, дышать и расщеплять энергию. Я пытался несколько раз жить за рубежом, но из этого ничего не получилось. Я люблю Беларусь, ведь счастлив я только тут!

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Его называют белорусским Шагалом, человеком, поцелованным Богом, и безумцем одновременно. Среди его клиентов много знаменитостей, а каждая выставка мастера – дефиле настоящего искусства.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика