Наполеон XVII века. 21.by

Наполеон XVII века

15.09.2009 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Наполеон XVII века

В народе говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не сохранись исторических рисунков, картин, барельефов — словом, всех графических изображений нашей страны в прошлом, — ой как непросто было бы нам представить то, что происходило на наших землях столетия назад.


Сегодня мы восхищаемся гениальным графиком XIX столетия Наполеоном Ордой, называя его провидцем, сохранившим для потомков изображения величественных строений, которым не суждено было дойти до нас в целости. Однако он был не первым, кто, вооружившись грифелем и бумагой, с трепетом и впечатлительностью художника путешествовал по стране и зарисовывал увиденное.


Наполеоном Ордой для Польши и Беларуси XVII века мы можем назвать отнюдь не нашего соотечественника. Самым известным и важным для нас его творением была гравюра с изображением осады Бреста шведскими войсками в 1657 году, а также схема городских укреплений и местонахождения культовых зданий. Звали этого художника Эрик Йонссон Дальберг. Историю жизни гениального шведа поведал мне польский историк Петр Коротынский, а я спешу поделиться избранным с вами, уважаемые читатели.


График, инженер, политик, ученый, солдат, архитектор, дипломат, картограф. Его таланты можно долго перечислять. В нем необычайным образом сочеталось, казалось бы, несочетаемое. С одной стороны, это был гений, одаренный настолько, чтобы стать символом эпохи в своем деле. С другой стороны, Дальберг принимал непосредственное участие в разорении шведами Речи Посполитой и использовал свои таланты в безжалостном опустошении края. По приказу своего короля Дальберг уничтожал замки и крепости, такие как замок в Ловиче, Дравске. Очень часто художник–солдат, очарованный каким–нибудь строением, переносил его образ на бумагу лишь для того, чтобы потом взорвать, сровнять с землей.


Но Дальбергу суждено было стать графиком высочайшего уровня и оставить после себя далеко не только пепелища и руины. Благодаря его рисункам мы можем узнать, как выглядели некогда города, которых уж нет, давно разрушенные здания, каков был ход эпохальных битв, свидетелем и участником которых стал швед. В гравюрах Дальберга мы можем ближе присмотреться к укладу, обычаям, костюмам, броне XVII века. Его работы имеют огромное значение для культуры и истории народов бывшей Речи Посполитой.


Трудно винить шведа в том, что он был так предан своему королю. Дальберг гордился своим происхождением — он дважды устоял перед заманчивыми предложениями датчан и англичан, пытавшихся завербовать гениального инженера. И это при том, что практика работы по найму на чужую армию вовсе не была чем–то позорным. Напротив, внимание со стороны других государств было почетным, чем–то вроде международного признания. Однако служба другому королю, кроме шведского, была для Дальберга неприемлема.


Кто знает, какого Дальберга знали бы мы сегодня, если бы не его суровое воспитание и армейская служба, если бы не бурные времена, в которых огранялся его талант. Он всегда был в душе артистом — впечатлительным, постоянно развивающимся и безумно любящим искусство. Если бы не необходимость служить, Дальберг мог бы полностью посвятить ему свою жизнь. Кем бы тогда стал Эрик? Наверняка одним из самых знаменитых художников, графиков или картографов XVII века.


К сожалению, условия, в которых ему довелось творить — поля битв и обозы войск, не способствовали плодовитости. И реестр творений графика не так велик. Были изданы два его альбома гравюр на меди. Это Suecia Antiqua et Hodierna — монументальное творение, содержащее описание истории и культуры родины Дальберга — Швеции, изданное в 1716 году, а также история Северных войн Карла Густава — De rebus a Carolo Gustavo Sueciae rege gestis, где автором текстов к иллюстрациям шведа выступил барон Самуэль фон Пуфендорф (1696).


Последняя книга, более важная для нас, иллюстрирует войны Речи Посполитой времен Яна Казимира Вазы со шведами. Дальберг прошел практически всю страну вместе со шведским войском, проявил большую отвагу при взятии Брестской крепости и не упускал возможности запечатлеть увиденное им на бумаге, оставив после себя несколько сотен рисунков, 115 из которых впоследствии были опубликованы в альбоме De rebus...

 

Автор публикации: Дмитрий ГУЛЕЦКИЙ

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В народе говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не сохранись исторических рисунков, картин, барельефов — словом, всех графических изображений нашей страны в прошлом, — ой как непросто было бы нам представить то, что происходило на наших землях столетия назад...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика