Серж Гримо в Минске: "Я продаю мгновения, которые люди будут помнить всю жизнь". 21.by

Серж Гримо в Минске: "Я продаю мгновения, которые люди будут помнить всю жизнь"

23.09.2009 09:54 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

фотоМеждународная компания Ticketpro, занимающаяся интернет-продажей билетов на всевозможные мероприятия, наконец-то появилась в Беларуси. Первой организацией, которая занялась революционным для нашей страны распространением билетов на свои мероприятия, стал клуб "Динамо-Минск". Уже сейчас на сайте Ticketpro.by можно купить билеты на хоккейные матчи. Это только начало – впереди удобная и быстрая продажа билетов на концерты, театральные спектакли и прочие развлечения.

По этому знаменательному для развлекательного бизнеса нашей страны поводу в Минск прибыл сам Серж Гримо, легендарный концертный промоутер и основатель компании Ticketpro. Серж – человек-легенда. Он жил в Канаде и США, работая концертным промоутером. В начале 90-х переехал в Прагу, где и основал компанию Ticketpro. Именно он организовывал самые громкие концерты в истории Европы – например, первый приезд Rolling Stones в Прагу, концерт Мадонны в России. Кажется, что для этого спокойного и интеллигентного человека, вовсе не похожего на воротилу крупнейшего бизнеса Европы, нет ничего невозможного: он сосредоточен, внимателен, задает много вопросов о современной Беларуси и искренне интересуется всем, что здесь происходит в плане культурной жизни. Мы побеседовали с Сержем о том, почему в нынешнюю Беларусь сложно привезти U2 и Пола Маккартни, а также о том, возможно ли наконец-то начать здесь "большой" концертно-промоутерский бизнес и сделать так, чтобы белорусам не приходилось ездить на концерты Мадонны и Бьорк в Вильнюс и Санкт-Петербург.

Серж, добро пожаловать в Минск! Насколько мне известно, когда вы открывали представительство Ticketpro в странах Балтии, вы начинали с концерта Мадонны. "Открываясь" в Беларуси, вы начинаете со спортивных матчей. В чем дело? Беларусь больше "заточена" под спорт, чем под концертный бизнес? Или жители нашей страны больше увлекаются спортом, чем музыкой?

Видите ли, с философской точки зрения Ticketpro – это система, которая продаст вам билеты куда угодно, где есть билеты. Следовательно, это могут быть и концерты, и выставки, и конференции, и спортивные мероприятия, и фэшн-показы – что угодно. Поэтому когда мы открываем свое представительство в каждой новой стране, мы стремимся к тому, чтобы использовать наиболее подходящий и наглядно удобный для потребителя способ впервые использовать преимущества нашего сервиса. А в Беларуси организация спортивных мероприятий гораздо более развита, нежели организация концертная. Мы ориентируемся на хорошо представленные системы – и спорт у вас представлен мощнее, нежели музыка. Без сомнения, в ближайшие годы концертная система у вас тоже будет развиваться – ведь в Беларуси строится новая прекрасная площадка "Минск-Арена", которая, когда будет готова, изменит реальность. Мы начали со спорта, как области, где инфраструктура и маркетинг уже налажены. Я верю, что через некоторое время, когда данный бизнес начнет расти, он включит в себя прочие области развлекательной инфраструктуры.

Когда вы приехали в Чехию, в начале 90-х, концертный бизнес там наверняка тоже был недостаточно развит, как и в нынешней Беларуси. Что нужно такой маленькой стране, как наша, чтобы наконец-то стать вовлеченной в мировой музыкальный бизнес, чтобы к нам тоже приезжали U2, The Cure и Том Уэйтс?

Когда я начинал в Чехии – в то время это была еще Чехословакия – я приехал из Канады, где долго работал концертным промоутером. У меня был профессиональный бэкграунд, я преуспел в организации мероприятий – а вот работа в центральной Европе оказалась для меня настоящим вызовом и, в то же время, еще и возможностью открыть бизнес по продаже билетов. В Америке у меня такой возможности не было. Что нужно, чтобы продавать билеты, осуществлять концерты и вообще любую коммерческую деятельность? Нужно, чтобы вокруг области бизнеса, которой вы хотите заняться, была налажена соответствующая инфраструктура. Это – один из важнейших элементов современного устройства общества в принципе. "Билетная" инфраструктура дает возможность осуществлять контроль над продажами и мгновенно получать ясную картину о финансовых трансакциях и доходах. Потом уже, когда с продажей билетов все наладилось, последовала некоторая активность и в самой индустрии развлечений, люди стали чаще устраивать мероприятия. Когда люди, организующие концерты, имеют возможность мониторить темпы продажи билетов, они более активны – они знают, что билеты продаются, и они получат деньги. Артисты тоже приезжают более активно – они знают, что билеты продаются, они уверены в том, что им заплатят. Наличие этого "круговорота" и обеспечивает развитие концертного бизнеса в той или иной стране.

У Беларуси все должно быть хорошо в этом смысле. Инфраструктура у вас уже есть. Есть площадка для больших концертов – я про "Минск-Арену". У вас есть Tickerpro –"билетная" компания, которая позволяет промоутерам более эффективно заниматься маркетингом продукта. Также вам необходим интерес властных структур к тому, чтобы все это происходило. Необходим энтузиазм "власть держащих" на всех уровнях – от муниципального и государственного до уровня бизнес-авторитетов. Все это может развиваться медленно, может развиваться быстро. Но я вам вот что скажу – я впервые оказался в Беларуси вчера, и что я вижу? – люди все яркие, красиво и модно одетые, они выглядят счастливыми и спокойными, по городу гуляет множество молодых активных людей, у них у всех мобильные телефоны, плейеры, они все наверняка слушают музыку, причем это наверняка та же музыка, которую слушает весь остальной мир. Поэтому я уверен, что процесс включения Беларуси в мировую концертную инфраструктуру может двигаться намного быстрее, чем вы даже предполагаете. Индустрия развлечений начнет стремительно развиваться – в конце концов, это практически незанятая коммерческая ниша, и она должна быть заполнена.

Наши промоутеры, мне кажется, опасаются, что большие концерты могут не окупиться, именно поэтому ведется достаточно агрессивная реклама. Например, 5 октября у нас выступят Prodigy. Это действительно знаковое для Беларуси мероприятие – но оно рекламируется на каком-то глобальном уровне: даже на магазинных яйцах есть штампы о концерте. Более того: интернет-мемы идут в ход – разогревать группу будет Юра Демидович, представитель Беларуси на грядущем детском "Евровидении", который своей конкурсной песней взорвал Интернет и стал своего рода youtube-star; ну, как это было в Европе со Сьюзан Бойл, что ли... Столько шума по поводу этого концерта! Фактически, он везде! Это правильный рекламный подход?

С одной стороны, все, что делается здесь для промоции данного концерта – безусловно, правильно. Вы чувствуете, что во всем этом отсутствует какой-то элемент? Что же это может быть? Не исключено, что эта реклама рассчитана на гораздо более широкую аудиторию, чем та, которая в любом случае придет на Prodigy. За неимением других способов распространения информации промоутеры целят в максимально широкую аудиторию – возможно, был бы резон делать рекламу более целевой. С другой стороны, "широкая" реклама тоже имеет смысл - если на шоу собираются собрать около 30 тысяч человек. Все это кажется несколько неупорядоченным, потому что Беларусь находится на более ранней стадии развития шоу-бизнеса, чем прочие страны. Насколько я понял, раньше к вам даже не приезжали коллективы подобного уровня. И больших успешных стадионных шоу какого-то одного артиста у вас еще не было.

- Приезжали А-НА в 2002-м году, но было продано мало билетов. Но концерт все равно состоялся.

- Выходит, что Prodigy – первое шоу подобного уровня в Беларуси. А начинать всегда тяжело. Я не уверен, что в вашей стране уже существуют настолько эффективные методы целевой рекламы, чтобы обеспечивать ее прямое попадание" именно к нужным людям. Особенно в плане музыки – у вас, насколько я понял, на данный момент нет специализированной музыкальной прессы. А важно, чтобы такая пресса была. Далее, следующий инструмент маркетинга – радио. Опять же, как мне известно, контент вашего радиоэфира ограничивается постановлением о том, чтобы 75 процентов музыки было от белорусских исполнителей. Все эти элементы, которые могли бы помочь промоутерам точнее "целить" в нужную аудиторию, в Беларуси пока что не развиты. Вероятно, поэтому возникает такой парадокс – для промоушна концерта, по сути, альтернативной группы, используется реклама, рассчитанная на все слои населения, реклама широкого, а не узко-специализированного спектра действия. Возможно, скоро белорусские промоутеры научатся целевому маркетингу – и правильным ответом на эти вопросы окажется Интернет. Я знаю, у вас есть множество социальных сетей вроде Facebook – "В контакте", "Одноклассники", еще какие-то белорусские сети, блоги… Все эти коммьюнити растут и дают вам шанс работать с конкретной узкой аудиторией, а уже потом идти на более широкий уровень – работать, расширяясь, а не сужаясь. Думаю, за этим будущее.
фото
У вас в стране население - 10 миллионов! В Минске живет больше 2 миллионов людей, это очень много, нужно только уметь как-то их организовывать. Знаете, в Праге население меньше, чем в Минске, 1.2 миллиона – и все активно ходят на концерты, билеты распродаются за считанные дни. Я продавал сотню тысяч билетов билетов на Rolling Stones, я продавал восемьдесят тысяч билетов на концерт U2! И это в городе, где население меньше, чем в Минске. У Минска есть огромный потенциал с точки зрения концертной индустрии! Главное, начать. И тем, кто начинает, будет очень тяжело. Тем, кто будет этим заниматься, я желаю успеха от всего сердца.

А как вы начинали в Праге? Тоже было тяжело?


Я сделал в Праге, фактически, первое огромное концертное шоу. Это был концерт Rolling Stones в 1995-м году. Это было крайне сложно и заняло у меня семь месяцев непрерывной работы – я только этим концертом и занимался, семь месяцев, семь дней в неделю, пятнадцать часов в сутки. Потому что у нас ничего не было! Не хватало огромного количества технических элементов, необходимых для большого концерта – не было ни сцены, ни аппарата, ни покрытия для танцпола, ничего – часть аппаратуры пришлось везти из других стран, из Германии, например. Еще сложнее было с маркетинговым аспектом: было нереально найти медиа-партнеров, объяснить людям, какая у меня цель, что я делаю, при этом надо было отличиться от прочих многочисленных горе-промоутеров, которые многократно пытались что-то устроить, но дальше болтовни не заходили. Было так сложно объяснить, что я не один из этих "болтунов", а человек, который действительно готов что-то сделать! Когда ты делаешь что-то впервые, будь готов, что до тебя что-то подобное пытались провернуть десятки человек, которые просто обещали – но ничего так и не сделали. Тяжело доказать, что я иной – пока я ничего не сделаю, я тоже такой же. Людей тяжело убеждать.

Теперь Чешская Республика – очень "туровая" страна, в нее приезжают с концертами практически все актуальные музыканты. Польша тоже "растет" очень быстро – там развивается новый, потрясающе мощный и концертный рынок с отличными площадками: такими, как стадион Torwar на 70 тысяч человек, а также стадион в Катовице, где в августе выступали U2. Это развитие - всего лишь вопрос времени. Если люди правильно работают, рано или поздно они добьются успеха. Я жил в Чехии, я хотел там что-то построить и сделал это - и теперь, когда я смотрю на возможности, которые дает Интернет для организации концертов, я вижу, что у белорусов все получится еще намного быстрее.

Концерты с небольшой аудиторией у нас как раз и "собираются" через рекламу в Интернет: недавно был отличный концерт Brazzaville, например. Группы, которых здесь слушает около тысячи человек и которые в принципе не очень массовые, сюда привозить не очень сложно.

А кто может собрать у вас 50-100 тысяч человек, интересно? U2? Rolling Stones? Сантана, может быть? Или Элтон Джон?

Проблема в том, что трудно предположить, состоится ли концерт, и придут ли люди. Возможно, в Беларуси еще присутствует такой своего рода "порочный круг": концерты отменяются, потому что не продаются билеты. Следовательно, когда в очередной раз приезжает какая-то группа, белорусы могут не покупать билет сразу же, резонно предположив, что концерт также могут отменить. Из-за этой осторожности билеты, опять же, не распродаются, и концерт отменяется, что дает повод относиться к последующим концертам еще более настороженно. Для концертного промоутера преодолеть это противоречие – это как совершить восхождение на Эверест, используя снаряжение для игры в теннис. Я верю, что все изменится – возможно, с концерта Prodigy все и начнется. Но странно, что слушателей музыки у вас очень много, а билеты покупают мало – это вряд ли вопрос цены. Я слышал, что билеты на концерты некоторых российских мега-звезд советского прошлого порой стоят намного больше, но на них бывают аншлаги. Это все очень странно и интересно.

Музыкальная индустрия сейчас переживает кризис – это и всеобщий экономический кризис, и кризис индустрии как таковой. Некоторые музыканты уверены, что музыка на материальных носителях перестанет продаваться, а интернет-продажи музыки тоже сойдут на нет (учитывая объемы музыки, которую можно скачать бесплатно). Получается, что концертная деятельность, фактически, останется единственным сегментом музыкального бизнеса, который наверняка выживет? Должны ли музыканты быть готовыми к тому, что концерты будут для них единственным способом зарабатывания денег? Или мировой кризис ударил и по концертам?

Насчет волнений о том, что "скачивание" убивает "живую" музыку. Во-первых, как бы далеко ни зашел прогресс, ты никогда не сможешь "скачать" себе живого музыканта или загрузить его прямо себе в квартиру, с гитарой и песнями. Ты не можешь его клонировать. И это очень хорошо. Во-вторых – когда я продаю билет на концерт, я не продаю имидж, я не продаю картинку. Если тебе нужна качественная картинка – приобрети DVD и смотри выступление артиста, снятое с 16-и различных точек несколькими видами камер. Я не продаю звук. Если ты хочешь получить крутой звук, купи CD, загрузи из Сети песню – платно или бесплатно, тебе решать – и наслаждайся звуком. Я продаю опыт присутствия, experience. Я продаю людям шанс сказать, что Они Были Там, на этом концерте. Я продаю воспоминания – у тех, кто был на концерте, останется память об уникальном моменте своей жизни. Я продаю мгновения, которые люди будут помнить всею жизнь. Тяга человека к массовым развлечениям, к непосредственному коллективному живому восприятию заложена в самой его природе. Человеческая природа коммунальна и социальна – нам нравится переживать какой-то опыт вместе с большим количеством единомышленников. Мы вместе празднуем праздники. Когда случается горе, мы тоже собираемся вместе. Мы часто общаемся с друзьями, болтаем, обмениваемся новостями. Нам нравится что-то отдавать другим, нравится принимать что-то от других, находиться в группе, не чувствовать себя одиноким. Концертный бизнес в этом смысле дает человеку возможность почувствовать себя гармонично, оказавшись в большой группе духовно близких людей – и поучаствовать вместе в чем-то таком, что невозможно испытать в одиночку с наушниками, какими бы хорошими они ни были. Это отдельная, уникальная вещь. Я верю, что "живая" индустрия никогда не исчезнет. И она наверняка станет единственным мерилом того, насколько хорош тот или иной исполнитель. Нам хочется, чтобы нас удивляли, радовали, показывали что-то необычное. Нам нравится, чтобы нас развлекали. Технологии будут меняться, но концертный бизнес останется.

Некоторых артистов сильно волнует, что их диски продаются меньше из-за того, что теперь все ушло в Интернет, и никто не хочет платить за то, что можно получить бесплатно…

Это обычная эволюционная перемена, которая уже не раз случалась, когда привычный способ дистрибуции культурного продукта вдруг резко менялся на другой в связи с развитием технологий. В начале 80-х появились первые VHS. Воротилы киноиндустрии схватились за головы: "Катастрофа!". Мол, это смерть кинобизнеса, теперь никто не пойдет в кино, все будут смотреть фильмы дома, японцы будут, как сумасшедшие, продавать тысячи этих адских машин-видеоплейеров, кино исчезнет! Но ведь есть и обратная сторона проблемы – все эти тысячи машин надо чем-то кормить, обслуживать их контентом! Поэтому вместо того, чтобы годами снимать три-четыре фильма, кинокомпании были вынуждены снимать чуть ли ни по фильму в неделю! Таким образом, индустрия вместо того, чтобы снизиться, поднялась вверх! Разумеется, после небольшого периода стагнации, когда все немного "зависли" и думали: что делать дальше, нашему бизнесу конец!

Еще был один ловкий парень Маркони, который изобрел радио. И все концертные залы и руководители оркестров впали в панику: "Каррамба, это конец! Теперь все будут сидеть дома и слушать радио! Разве это не катастрофа! Это конец нашего бизнеса". Теперь посмотрите, что из этого вышло: радио, фактически, привело к созданию индустрии торговли музыкальными записями, появился музыкальный паблишинг, появилось больше групп, стали открываться новые мьюзик-холлы и другие площадки. Люди потребляют музыку и платят за нее. Разумеется, слушатели всегда рады не платить за что-то, что можно добыть бесплатно. Но разве радио бесплатное? Если задуматься, ведь каждый артист, чья песня звучит по радио, получает за это деньги – или как владелец авторских прав, или смежных прав. Радиостанции тоже платят деньги за лицензию, чтобы иметь возможность транслировать музыку "бесплатно". Теперь про Интернет. Да, сейчас есть возможность качать музыку бесплатно. Благодаря кому это происходит? Благодаря людям, которые предоставляют Интернет-услуги. Если бы власти пожелали разобраться с этой проблемой, будьте уверены – каждый автор песни, каждый композитор, каждый владелец звукозаписывающей компании получит ему причитающиеся деньги за каждый раз, когда его песню кто-то скачивает в обход iTunes или специальных сайтов, где можно купить музыку. Будьте спокойны, это всего лишь вопрос времени – "бесплатная" музыка исчезнет. Если в свое время это сработало для радио, сработает и для Интернета. Вопрос в аддикции – как только ты начал качать музыку, ты уже не можешь остановиться. Когда это перестает быть бесплатным, ты все равно продолжишь, если цена не будет для тебя принципиально высокой. Успешность распространения музыкального контента в Сети – вопрос в первую очередь правильной ценовой политики. Если ты правильно оценишь свою музыку – ты выиграл. Оценил неправильно – ты проиграл. Я уверен в одном – в связи с развитием Интернета звукозаписывающая индустрия сейчас находится в периоде ожидания, стагнации. Он скоро закончится, и нет сомнения, что следующим шагом после стагнации станет потрясающий скачок в развитии! Будет развиваться и сама музыкальная культура. Исчезнет такое понятие, как музыкальный альбом - люди предпочитают слушать песни "шаффлом" и покупать именно новые песни, а не целые альбомы. В общем, грядет революция. Как видите, я настроен крайне оптимистично!

 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Международная компания Ticketpro, занимающаяся интернет-продажей билетов на всевозможные мероприятия, наконец-то появилась в Беларуси. Первой организацией, которая занялась революционным для нашей страны распространением билетов на свои мероприятия, стал клуб "Динамо-Минск". Уже сейчас на сайте Ticketpro.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика